Анкета для родителей "Как определить готовность ребенка к школе"
материал (подготовительная группа)
Анкета для родителей "Насколько ваш ребенок готов к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_gotovnost_k_shkole.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей "Как определить готовность ребенка к школе"
Насколько ваш ребёнок готов к школе
Чтобы проверить, насколько ваш ребёнок готов к школьному обучению, предлагаем вам заполнить анкету.
Ниже предлагаются утверждения, описывающие то или иное умение вашего ребёнка. Необходимо ответить на каждый вопрос.
№ | Верно ли утверждение... | Да | Нет | Не знаю |
1 | Мой ребёнок очень хочет учиться в школе |
|
|
|
2 | Мой ребёнок часто переживает о чём-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте |
|
|
|
3 | Мой ребёнок легко работает с мозаикой |
|
|
|
4 | У моего ребёнка иногда сильно кружится голова |
|
|
|
5 | Рисунки моего ребёнка яркие, преобладают красный, жёлтый, синий, зелёный цвета |
|
|
|
6 | Когда мой ребёнок раскрашивает раскраску, то он не заезжает за контуры картинки |
|
|
|
7 | Моему ребёнку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне |
|
|
|
8 | Мой ребёнок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги |
|
|
|
9 | Мой ребёнок умеет читать по слогам |
|
|
|
10 | Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 10 и обратно |
|
|
|
И | Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 100 |
|
|
|
12 | Мой ребёнок говорит чётко, правильно, произнося все звуки в словах |
|
|
|
13 | Бывает так, что мой ребёнок не понимает того, что я ему говорю |
|
|
|
14 | Мой ребёнок играет в одиночестве, не общается с другими детьми |
|
|
|
15 | Когда к нам приходят гости, ребёнок прячется и не выходит к ним |
|
|
|
16 | Мой ребёнок умеет застилать кровать и делает это ежедневно |
|
|
|
17 | Мой ребёнок быстро забывает то, о чём мы только что говорили |
|
|
|
18 | Мой ребёнок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребёнком, взрослым) |
|
|
|
19 | Мой ребёнок самостоятельно складывает свои игрушки |
|
|
|
20 | В книге, которую мы недавно читали, ребёнок может найти определённую иллюстрацию по моей просьбе |
|
|
|
21 | Когда за окном раздаются какие-либо звуки, мой ребёнок прислушивается и пытается определить, что это было |
|
|
|
22 | Мой ребёнок знает, как называется страна и город, в котором он живёт |
|
|
|
23 | Мой ребёнок любит читать (слушать, когда я читаю) книги энциклопедического содержания |
|
|
|
24 | Мой ребёнок — хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы |
|
|
|
25 | Мой ребёнок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чём-либо ещё, что написано в энциклопедии (книгах для взрослых) |
|
|
|
26 | Если моему ребёнку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться |
|
|
|
27 | Мой ребёнок может отличить песню, которую поют на русском языке, от иностранной |
|
|
|
28 | Мой ребёнок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений |
|
|
|
29 | Иногда мой ребёнок плачет, говоря, что у него ничего не получается |
|
|
|
30 | Очень часто мой ребёнок не может вспомнить, куда он вчера положил игрушку |
|
|
|
31 | Мой ребёнок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу |
|
|
|
32 | Когда я читаю своему ребёнку сказку, он может представить её героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер |
|
|
|
33 | Когда я говорю своему ребёнку про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему |
|
|
|
34 | Если мой ребёнок чего-то очень хочет, то он этого добьётся |
|
|
|
35 | Мой ребёнок может длительное время (более 50 минут) собирать мозаику (конструктор «Л его») |
|
|
|
36 | Мой ребёнок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже |
|
|
|
37 | Мой ребёнок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений |
|
|
|
38 | Мой ребёнок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование) |
|
|
|
39 | Мой ребёнок может написать своё имя (имена членов семьи) печатными буквами |
|
|
|
40 | На прогулке или дома мой ребёнок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в игру |
|
|
|
41 | Мой ребёнок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому (например, гуляет с собакой, кормит рыбок, забирает из детского сада младшего ребёнка, моет посуду и т. д.) |
|
|
|
42 | Мой ребёнок может собирать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой |
|
|
|
43 | Если ребёнку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушается с первого раза |
|
|
|
44 | Мой ребёнок часто спрашивает про школу, просит ему купить портфель, тетради |
|
|
|
45 | У моего ребёнка чаще всего преобладает хорошее настроение |
|
|
|
В таблице «Обработка анкеты», в графе «Номера вопросов», обведите (или подчеркните) ответы, которые совпали с вашими ответами в анкете. Затем сосчитайте баллы по каждому параметру готовности и запишите в графу «Балл ребёнка». Одно совпадение равно 1 баллу.
Обработка анкеты
№ | Параметр готовности к школьному обучению | Номера вопросов | Максимально возможный балл | Балл ребёнка
|
1 | Психическое здоровье | 2 — «нет» 4 — «нет» 5 — «да» 7 — «нет» | 4 |
|
2 | Психомоторика | 3 — «да» 6 — «да» 8 — «да» 35 — «да» | 4 |
|
3 | Умение читать, считать, писать | 9 — «да» 10 — «да» 11 — «да» 39 — «да» | 7 |
|
4 | Умение общаться и говорить | 12 — «да» 13 — «нет» 14 — «нет» 15 — «нет» 18 — «да» 24 — «да» 40 — «да» | 10 |
|
5 | Интеллектуальные процессы (развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления) | 17 — «да» 20 — «да» 21 — «да» 27 — «да» 28 — «да» 30 — «нет» 31 — «нет» 32 — «да» 37 — «нет» 42 — «да» | 10 |
|
6 | Предметные знания — эрудиция | 22 — «да» 23 — «да» 25 — «да» | 3 |
|
7 | Эмоционально- волевая сфера | 26 — «нет» 34 — «да» 45 — «да» | 3 |
|
8 | Мотивация к школе | 1 — «да» 33 — «нет» 44 — «да» | 3 |
|
9 | Самооценка | 29 — «нет» 36 — «нет» 38 — «да» | 3 |
|
10 | Дисциплинированность и ответственность | 16 — «да» 19 — «да» 41 — «да» 43 — «да» | 4 |
|
Всего |
|
Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке анкеты.
Если она составляет 40—45 баллов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься;
30—39 баллов — ваш ребёнок многое умеет, однако необходимо заниматься с ним и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов;
менее 30 баллов — возможно, ваш ребёнок не посещал подготовительные курсы и не ходил в детский сад, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребёнка к школе. По возможности посетите психолога.
Если ответов «не знаю» более 15, это говорит о том, что вы недостаточно знаете своего ребёнка. Поэтому особенно полезными будут совместные занятия по подготовке к школе, иначе к подростковому периоду ребёнок очень сильно отдалится от вас, не будет посвящать в свои дела, делиться своими проблемами.
Давайте расшифруем, что такое «Параметры готовности к школьному обучению».
Психическое здоровье — состояние психики ребёнка. Если ребёнок часто испытывает чувство тревоги, у него кружится голова, ему снятся кошмары и он говорит, что ему не хочется жить, значит, психическое здоровье ребёнка находится в дисгармонии и ему требуется помощь специалиста (психолога, психотерапевта, невропатолога).
Психомоторика — умение хорошо работать руками: рисовать, не заезжая за край контура рисунка, проводить ровные линии, правильно держать карандаш и т. д.
Умению читать, считать, писать как раз и обучают в начальной школе. В большинстве школ учителя говорят, что ребёнок не обязан при поступлении в 1-й класс бегло читать, считать и писать, но, если он читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами, это сделает его обучение более успешным.
Умение общаться и говорить обеспечивает эффективность взаимодействия ребёнка с другими людьми (например, умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу и т. д.).
Если ребёнок понимает, что говорит учитель, но не может повторить его слова, то есть не умеет грамотно выразить свои мысли, значит, у ребёнка есть проблемы с устной речью. Если ребёнок не может сказать, потому что у него есть проблемы с произношением и артикуляционным аппаратом, ему необходима консультация логопеда.
Интеллектуальные процессы (развитие ощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления) — процессы, которые более всех других обеспечивают учебный процесс. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребёнка в школе возникают трудности.
И наоборот, ученик, у которого хорошо развита мыслительная сфера, память, внимание, воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому, на наш взгляд, больше времени при подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.
Предметные знания (эрудиция) помогут вашему ребёнку при изучении различных предметов.
Эмоционально-волевая сфера демонстрирует, как ребёнок строит свои взаимоотношения с окружающим миром.
В норме у ребёнка положительные эмоции должны преобладать над отрицательными.
Однако если ваш ребёнок не умеет управлять своими чувствами, не выражает или проявляет чрезмерно свои эмоции (тревогу, радость, злость), желательна консультация психолога.
Мотивация к школе показывает, насколько и как ребёнок настроен на школу и обучение. Если ребёнок не хочет вообще идти в школу или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед (купят что-то другое, разрешат смотреть телевизор и т. п.), значит, у ребёнка нет желания учиться, и такой ребёнок не ориентирован на успех в учёбе. Чтобы ребёнок захотел учиться, развивайте у него потребность узнавать новое, демонстрируйте свой интерес к окружающему миру, приучайте ребёнка трудиться (работа по дому — это тоже труд).
Самооценка свидетельствует о том, как ребёнок оценивает себя, свои успехи, неудачи. В норме ребёнок должен адекватно себя оценивать, но бывает, что у детей самооценка либо завышена, либо занижена.
Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто-то или что-то, и поэтому, сталкиваясь с трудностями, они, как правило, бросают начатое дело, не доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, поскольку они сами не смогут, хотя вы знаете, что это не так. Такие дети часто тревожатся и легко ранимы.
Дисциплинированность и ответственность — качества, без которых ребёнок не сможет учиться. Знание правил поведения в школе, а также умение им следовать — вот над чем нужно работать, если в соответствующей графе ребёнок набрал 0 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как определить готовность ребенка к школе.
Даются краткие инструкции по определению готовности ребенка к школе....
Консультация для родителей: «Как определить готовность ребенка к школе?»
Консультация для родителей: «Как определить готовность ребенка к школе?» В этой информационной статье речь пойдёт о подготовке наших детей к школе. Вот и заканчивается последний год п...
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...
Как определить готовность ребенка к школе
Как определить готовность ребенка к школе...
Как определить готовность ребенка к школе?
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что о...
Анкета для родителей о готовности ребенка к школе
Экспресс-анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?»...
Анкета для родителей о готовности ребенка к школе Экспресс-анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Оцените предложенные вопросы, за каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает ?3. Может ли ваш ...