Консультация для педагогов «Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде».
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda.docx | 96.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде».
Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Что бы построить психологическую модель образовательной среды, необходимо иметь представление о типах среды. Предлагаю кратко с ними познакомиться.
В главной педагогической работе Я́нуша Ко́рчака «Как любить ребенка», впервые изданной в 1919 году в Варшаве, дается характеристика четырех типов «воспитывающей среды»: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры».
Догматическая среда
Догматическая среда характеризуется следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков». В качестве примера организации догматической среды в наиболее ярко выраженной форме можно привести прежде всего монастырь и армию.
Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.
Идейная среда
Идейная среда: «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления — есть добрая воля. Нет догм — есть проблемы. Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь — отвращение к грязи, моральный эстетизм. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях — сталкиваясь, снижая полет и вздымая — наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний». Идейная среда формируется, например, в различных творческих начинаний, особенно на стадии их первоначального становления и развития.
Важнейшее условие формирования именно идейной среды — отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды. Как поется в одной из песен известного исполнителя Александра Галича: «Бойтесь, люди, того, кто придет и скажет: Я знаю, как надо!»
Идейная среда — самая хрупкая и неустойчивая.
В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Среда безмятежного потребления
Среда безмятежного потребления: «Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам — из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений — ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь». Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, не является самоцелью, а лишь средством для обеспечения себе удобств, желательных условий.
По мнению Корчака, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая, в принципе, всегда довольна тем что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире, как улитка скрывается в своей раковине.
Среда внешнего лоска и карьеры
Наконец, среда внешнего лоска и карьеры: «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма — искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать.
Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, покупают и продают».
Основные черты личности, формирующейся в такой среде, — фальшь и лицемерие — «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п.
Для того что бы практически определить тип взаимодействия, четыре педагога произнесут фразу «ребята, убирайте игрушки, у нас сейчас будет занятие». А мы с вами попробуем определить тип среды.
Так, убираем игрушки, сейчас занятие будет (армия – догматическая)
Я знаю, что вам надлежит делать - убирать игрушки, а потом мы позанимаемся немножко (пассивность, добрым, заботливым голосом – среда безмятежного потребления)
Нам нужно сегодня узнать, что такое томат и пока вы собираете игрушки, подумайте, что это может быть. Вот вам подсказка (с энтузиазмом, чуть - чуть деловой – идейная среда).
Только хорошие ребятки слышат меня. Умница, Маша сказала, что Вася, Петя, Наташа и Валя плохо себя вели в раздевалке, поэтому порядок в группе наведут они. А все остальные послушные ребятки могут сесть на стульчики и следить все ли они убрали! (вынюхивание, раболепие - унижение, оценка)
Таким образом, согласно типологии Корчака каждый тип среды способствует:
- догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка;
- идейная — свободного и активного;
- безмятежного потребления— свободного, однако, пассивного;
- карьерная среда— активного, но заискивающего, подхалимистого.
На основании типов образовательной среды отражающих процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОО существует эколого-личностная психологическая модель.
В контексте эколого-личностной психологической модели образовательной среды, предложенной В.А. Ясвиным, образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности в соответствии с социальным образцом, которая реализуется через пространственно-предметное и социальное окружение.
Согласно эколого-личностной психологической модели образовательной среды, возможности должны согласовываться с потребностями личности, которые имеют объективные физические и социальные характеристики.
Далее, автор разработал компоненты образовательной среды согласно своей психологической модели.
Пространственно-предметный компонент (помещения, территория, функциональные зоны, предметы) подчиняется требованиям управляемости, гибкости, сложности, многоуровневой организованности и системности, символизма (как передачи определенных смыслов через предметную среду) и индивидуализации.
Социальный компонент психологической модели образовательной среды обеспечивает взаимодействие, понимание и удовлетворенность участников образовательных отношений отношениями, которые возникают в образовательной среде. Эти отношения складываются на основе ролевых функций, межличностных связей, уважения, симпатии.
Психодидактический компонент, реализующий методы и технологии воспитания и обучения, ориентирован на физиологические и возрастно-психологические особенности развития детей. Взаимодействие среды обитания и личности направлено на удовлетворение потребностей (прежде всего, социогенных) и реализацию потенциала ребенка в экологической психологической модели образовательной среды.
К социогенным потребностям, важным для дошкольного возраста, относятся (Е.А. Климов): потребность усвоения ценностей, мировоззрения, социальных и моральных норм и правил; удовлетворять предпочтения в одежде, пище, предметах быта; потребность в социальном признании; познании и преобразовании окружающего мира; повышении и поддержке самооценки; безусловном принятие ребенка, как личности.
Как же это поможет нам практически построить модели взаимодействия в образовательной среде?
При планировании компонентов необходимо ответить на шесть диагностических вопросов и строить вектор в системе координат.
Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка и три вопроса — возможностей для развития его активности.
Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале («активности», «пассивности», «свободы» или «зависимости») один пункт.
На основании эмпирических (опыта) педагогических характеристик личности ребенка, приводимых в работах Корчака и Лесгафта, «активность» понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п.; соответственно, «пассивность» — как отсутствие этих свойств, другими словами, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность»; «свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т.п.; наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля и т.п.
По итогам всех ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типолизировать и моделизировать в частности компоненты, и в целом, образовательную среду. Диагностические вопросы и к ним интерпретацию ответов, а также эмпирические характеристики личности согласно типам образовательной среды я раздам по группам. Если у вас есть желание расширить свои знания об образовательной среде, я рекомендую прочитать книги:
Рекомендуемая литература
- В.А. Ясвин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ОТ МОДЕЛИРОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ»
- Я́нуш Ко́рчак «Как любить ребенка».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические вопросы и интерпретация ответов
Для оси «свобода — зависимость»:
1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде?
а) личности; б) общества (группы).
Констатация приоритета личностных интересов и ценностей над общественными интерпретируется как возможность свободного развития ребенка, — соответственно, присваивается балл по шкале «свобода»; в случае констатации приоритета общественных интересов — присваивается балл по шкале «зависимость».
2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия?
а) воспитатель к ребенку; б) ребенок к воспитателю.
Если отмечается, что в данной образовательной среде доминируют ситуации, когда воспитатель подстраивается к ребенку (или, по крайней мере, существует стремление воспитателей к такому положению), то это также интерпретируется как возможность свободного развития ребенка, — соответственно, присваивается балл по шкале «свобода»; если же констатируется, что ребенок вынужден приспосабливаться к своим воспитателям, то присваивается балл по шкале «зависимость».
3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде?
а) индивидуальная; б) коллективная (групповая).
Ориентация образовательной среды на индивидуальную форму воспитания интерпретируется как наличие в среде дополнительной возможности для свободного развития самостоятельного ребенка, — присваивается балл по шкале «свобода»; в случае приоритета в образовательной среде коллективного воспитания присваивается балл по шкале «зависимость».
Для оси «активность — пассивность»:
4. Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребенка?
а) да; б) нет.
Отсутствие наказаний рассматривается в качестве условия, способствующего развитию активности ребенка — присваивается балл по шкале «активность», при наличии в данной образовательной среде системы наказаний (используемой как прямо, так и опосредованно) — присваивается балл по шкале «пассивность».
5. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы?
а) да; б) нет.
Если в рассматриваемой образовательной среде можно констатировать положительное подкрепление инициативы ребенка (как сознательное, так и бессознательное), то это интерпретируется как дополнительная возможность развития его активности, присваивается балл по шкале «активность»; если же проявленная ребенком инициатива, как правило, может обернуться для него различного рода неприятностями, то присваивается балл по шкале «пассивность».
6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка?
а) да; б) нет.
В случае, когда в образовательной среде существуют условия, при которых творчество ребенка стимулируется или может быть оценено, такая среда рассматривается как способствующая развитию активности, — присваивается балл по шкале «активность»; если же творческие проявления ребенка игнорируются, остаются, как правило, незамеченными и неоцененными — присваивается балл по шкале «пассивность».
Эмпирические характеристики личности согласно типам образовательной среды.
Тип образовательной среды | Воспитывающая среда по Я.Л.Сорчаку | Эмпирические характеристики среды по П.ФЛесгафту и Я.Корчаку | Тип по П.Ф. Лесгафу | Эмпирическая характеристика личности но П.ФЛесгафту и Я. Корчаку |
КАРЬЕРНАЯ Зависимой активности | Внешнего лоска и карьеры | Бездуховность фетишизм, высокомерие, тщеславие, эксплуатация, зависть, материальное поощрение | честолюбивый | Упорство, расчет, гордость, превосходство, спесь, самоуверенность, любовь к власти и успеху |
КАРЬЕРНАЯ Активной зависимости | Внешнего лоска и карьеры | Ханжество, злорадство, ложь, раболепие, формализм, развлечения | лицемерный | Хитрость, ханжество, симулирование, заискивание, подхалимство, мелкое воровство |
ДОГМАТИЧЕСКАЯ Пассивной зависимости | Догматическая | Запреты, наказание, контроль, несправедливые требования, дисциплина, оскорбления, строгий режим | Забитый злостный | Ожесточенность, самолюбие, подозрительность, злобность, резкость, замкнутость |
ДОГМАТИЧЕСКАЯ Зависимой пассивности | Догматическая | Гиперопека, обряды, формализм, изнеживание | Забитый мягкий | Равнодушный, беспомощный, холодность, капризность, трусость |
БЕЗМЯТЕЖНАЯ Пассивной свободы | Безмятежного потребления | Спокойная жизнь, забота, простата, отсутствие реакции на результат | Добродушный | Лень, скромность, апатичность |
БЕЗМЯТЕЖНАЯ Свободная пассивность | Безмятежного потребления | Справедливость, безнадзорност, труд, нравственность | Угнетенный | Скромность, низкая самооценка, уединение |
ТВОРЧЕСКАЯ | Идейная | Радость, творчество, свобода, терпимость, нравственность, уважение, проблемы | Нормально (идеальный) | Смелость, энтузиазм, предприимчивость, постоянная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей"
Рекомендации для педагогов по конструктивному взаимодействию с родителями...
«Современные технологии построения взаимодействия в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО»
Сeгодня в дoшкольном образoвании проглядывается тенденция рeализации госудaрственных стaндартов черeз соврeменные пeдагогические тeхнологии. Во главe пeдагогической тeхнологии стоит позиция ребе...
Консультация для педагогов на тему: "Создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС саНПиН".
Консультация для педагогов ДОУ...
Инновационный проект«Модель сетевого взаимодействия культурно -образовательного сообщества по развитию детей дошкольного возраста»
Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как суб...
Консультация для педагогов «Современные модели взаимодействия с родителями», 2020г
Консультация раскрывает сущность взаимодействия педагогов иродителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением.Только совместными усилиями, только опираясь на семью, можно достигну...
Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»...
Консультация для педагогов ДОО "Особенности построения предметно-развивающей среды в детском саду"
Материал для знакомства и изучения педагогами и родителями в построении предметно-развивающей среды в детском саду...