Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
материал
Диагностика музыкальных способностей детей от 3 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Цель:
Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод:
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1.Внимание
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2.Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит
повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.
Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет
любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя
из музыки и её содержания
(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам,
которые выражены в произведении.
5. Высказывания о музыке с контрастными частями
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 – Затрудняется с выполнением задания.
7. Определение окончания мелодии
3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других
3 – Очень чувствителен к точности интонации
2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.
1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. Пение знакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
2. Пение знакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. Подбор по слуху малознакомой попевки
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений
Ф.И. ребенка | Параметры | Пение знакомой мелодии с сопровождением | Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) | Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне | Итог | ||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | ||
Вывод: высокий
средний
низкий
Определение уровня развития чувства ритма
Ф.И. ребенка | Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка мелодии из 3-4 звуков | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки. | Соответствие ритма движений ритму музыки | Итог | ||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Вывод: высокий
средний
низкий
Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей
Ф.И. ребенка | Ладовое чувство | Музыкально - слуховые представления | Чувство ритма | Итог | ||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Вывод: высокий
средний
низкий
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задачи программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально-образовательная деятельность | |
Цель: Формировать основы музыкально-эстетического сознания детей. Задачи: Развивать основы музыкального вкуса дошкольников. Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей. Содействовать проявлению склонности к музицированию. Продолжать развивать музыкальные способности детей. | Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека. Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности. Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен. | Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии. Совершенствовать навыки правильного дыхания. Добиваться правильной дикции и артикуляции. Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него. | Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала. Обогащать запас новых танцевальных движений. Совершенствовать технику ритмичности движений. | Формировать простейшие ансамблевые навыки. Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах. Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы. | Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности. Развивать творческое воображение. Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем. Побуждать к импровизации с предметами в движении. | Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная). Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов. Познакомить с понятием «Народная музыка» Расширять словарь эмоционально-образного содержания музыки. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задачи программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально-образовательная деятельность | |
Цель: Формировать основы музыкальной культуры. Задачи: Формировать музыкально-эстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы. Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности. Формировать эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства. | Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему. Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную) Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием. Продолжать развивать музыкально-сенсорные способности. Совершенствовать целостное и дифференцированное музыкальное восприятие. | Продолжать учить детей выразительному исполнению песен. Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком. Продолжать развивать умение брать правильно дыхание Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции. Закреплять навык коллективного исполнения. Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения. | Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки. Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей). Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой. | Способствовать обобщению понятия –«Форма» Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения. Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано. Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования. Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах. | Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия. Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений. Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра. Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на заданный текст и на свой текст. Развивать способности творческого воображения при восприятии музыки. | Продолжать знакомить с музыкальной терминологией. Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато). Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств. Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.) Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.
laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:...