Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6-7 лет Ведущей деятельностью в дошкольном периоде, по мнению психологов, является игра. Посредством игры ребенок познает окружающую действительность. Мотив игры заключается в ней самой, ребенок играет, потому что для него это интересно. Дидактические игры - эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Такие игры развивают речь детей, активизируется и пополняется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение и умение выражать свои мысли. Таким образом, дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствование связной речи, активизируется словарь детей 6-7 лет. Расширяет знание детей об окружающей их предметах и явлениях. Дошкольную игру отличает сочетание самостоятельности и свободы с обязательным следованием игровым правилам. Все игры обладают общими чертами: дети сами определяют тему игры, строят ее сюжет, распределяют роли. Благодаря такой организации игры, она способствует развитию творчества, фантазии, самостоятельной активности детей. В игре имеют возможность проявиться и формироваться все стороны психической жизни личности. Игра способствует повышению умственной активности, что позволяет решать все более трудные задачи. Посредством практического применения закрепляются полученные знания, умения. Игра несет в себе воспитательные функции: приучает к дисциплине, подчинению правилам для достижения общей цели . Педагоги характеризуют дидактическую игру как познавательную деятельность, которая направлена на воспитание познавательных способностей. Также наиболее ярко в процессе игры проявляется речь. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей. Нельзя переоценить роль в развитии речи дидактических и образных игрушек. В процессе словесных игр дети научаются давать описание предметам, характеризовать их свойства и отличия, учатся мыслить о вещах, с которыми производят действия. Поэтому основным требованием к речевым играм является то, что дети должны сами говорить и слышать, обращенную к ним речь. Теория и практика дидактической игры разрабатывалась в исследованиях З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко. Отметим, что некоторые из них характеризуют игру как средство закрепления знаний, умений и навыков, а другие считают игру одной из форм обучения, образовательным средством. Такие взгляды на игру определяются в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой детский сад: дать детям не только определенный объем знаний, но и научить ими пользоваться, развивая самостоятельность, активность и мышление. А.И. Сорокиной дидактическая игра определяется как познавательная игра, которая направлена на углубление, систематизацию, расширение знаний об окружающей реальности, познавательное воспитание и развитие. А.В. Запорожец указывал на то, что роль дидактической игры состоит не только в усвоении некоторых умений и знаний, но и в общем развитии познавательных способностей. А.В. Менджерицкая говорит о том, что суть дидактической игры состоит в решении детьми умственных задач, которые предлагаются им в игровой занимательной форме, самостоятельно ищут решение, преодолевая при этом определенные трудности. Умственная задача при этом воспринимается ребенком как игровая, практическая, что способствует повышению активности познавательных процессов. Особая роль в создании современной системы дидактических игр принадлежит Е.И. Тихеевой, которая разработала ряд игр по ознакомлению детей с окружающим и развитию их речи. Разработанные ею игры связаны с наблюдением за действительностью и всегда сопровождаются словом. Развитие речи дошкольников, независимо от их возраста, всегда было в центре внимания Е.И. Тихеевой. Причем речевое развитие она рассматривала в неразрывной связи с другим сторонами формирования личности ребенка. Согласно ее утверждению, речь является обязательным спутником всех действий, которые совершает ребенок; каждый навык, который усваивается ребенком, должен закрепляться словом. Наиболее ярко проявляется речь в игре и через игру. Между речью и игрой имеется двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте могут создаваться с помощью слова целые игровые эпизоды. Как считает В.С. Мухина, игра от каждого играющего ребенка требует определенного уровня развития речи в общении. Если ребенок не может внятно высказать свои пожелания относительно игры и плохо понимает товарищей по игре, то они с ним не смогут играть, он будет им в тягость. Характеризуя игру, как основной вид деятельности дошкольника, Е.И. Тихеева указывает на то, что именно в игре ребенок накапливает значительный опыт. Для ребенка игра является мощнейшим стимулом проявлять речевую самостоятельность, что должно использоваться для развития речи детей. Е.И. Тихеева сделала вывод о важности организации игровой обстановки в стимулировании деятельности детей и развитии из речи, предоставляя им при этом соответствующие игрушки, предметы, которые и будут питать деятельность и способствовать развитию речи. Также ею подчеркивалось роль взрослых в детском развитии. Она говорила о том, что воспитателю не нужно ограничиваться ролью организатора обстановки и подбором материала для игры, он должен и сам быть заинтересован игровым процессом, давать детям, связанные с ситуацией, новые слова и выражения, тем самым влияя на обогащение их словаря. Играя, ребенок непрерывно использует речь, даже если играет один. Ф.А. Сохиным отмечается большое влияние на развитие речи в процессе игры специальных занятий с игрушками. Создающаяся в игре возможность для совместной деятельности и переживаний способствует установлению контакта между ребенком и взрослым. Главным обращением к взрослому во время игры, которое способствует развитию речи, является обращение по поводу самого процесса игры и способов действия с игрушкой. Как утверждает Е.И. Тихеева, некоторые игрушки значительно стимулируют проявления речи детей. К ним относятся игрушки, которые изображают одушевленные предметы: людей, животных. Наиболее эффективной в этом плане является игра в куклы. Также автор указывает на необходимость наличия в детском саду дидактической куклы. С.Л. Новоселовой дидактическая игра рассматривается в качестве эффективного средства ознакомления с окружающей реальностью и обучения языку. В соответствии с используемым материалом, среди дидактических игр выделяют игры с игрушками и предметами, словесные, печатно-настольные. С.Л. Новоселова особую роль отводит словесным дидактическим играм в развитии речи детей. В процессе такой игры ребенок учится мыслить о тех вещах, с которыми на данный момент он не совершает действий, которые он не воспринимает непосредственно. И таким образом игра учит решать задачи с опорой на представление о предметах, которые были восприняты ранее. По утверждению А.К. Бондаренко, в процессе словесной игры ребенок учится отгадывать по описанию, самостоятельно описывать предмет, дифференцировать сходства и отличия, группировать по свойствам, признакам, находить аналогии, самому придумывать рассказы, включая в них «небылицы» и т.д. В словесных играх посредством игровых действии формируется умение прислушиваться к звукам, развивается слуховое внимание; многократное повторение звукосочетаний дает возможность упражняться в правильном звукопроизношении. Детям необходимо слышать речь, которая обращена к ним и говорить самим. Словесные игры и занятия способствуют пассивному накоплению слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Происходит это за счет воспринимаемой ребенком речи. Поэтому педагогу не стоит произносить много лишних слов, но и скупиться на слова тоже, лишая ребенка восприятия содержания слова, которое обуславливает стимулирование их собственной активности в речевой деятельности. Проводят с детьми словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало и т.д. Все вокруг нас трудятся. Название профессий (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Чинит часы… (часовщик). Дома строит…(строитель). Чинит сапоги…(сапожник). Работает в библиотеке…(библиотекарь). В игре «Кто он такой» учатся дети образовывать существительные от глаголов. Пример: он много работает. Он (работник). Много-много говорит. Он (говорун). Если он за всех заступается, он заступник. И т.д. В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительных женского рода. Он летчик - я тоже (летчица). Он умник – я тоже (умница). Он плясун – я тоже плясунья. Детей 6-7 лет учат подбирают однокоренные слова (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов – ее (-ей), - е -, - те : чистый, чище, более чистый. Очень важно проводить упражнения: на образование прилагательных от основ существительных: Какое варенье из малины? (малиновое), из клубники? (клубничное), из смородины? (смородиновое); на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности): В доме жила коза. Чей дом? (Козий). В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий). В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий). Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный); на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода: Занимается спортом (спортсмен). Играет в футбол (футболист). Хорошо прыгает (прыгун). Катается на лыжах (лыжник) и т.д. Учитывая растущее у детей осознание своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера. Мясорубка. Почему ее так назвали? (Рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна (Выжимает сок). Дидактические игры, посвященные грамматическому строю речи, формируют у детей орфографическую грамотность, умение слышать звучащую речь, навыки правильного словообразования и морфемного анализа слова.