Приобщение детей к истокам народной культуры
статья
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Отчет по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством музыки»
Музыкальный руководитель
Елисеева Т.А.
Богородицкое 2017 г.
Цель:
1. Приобщение дошкольников к истокам русский народной культуры, воспитание чувства патриотизма средствами музыкального фольклора и фольклорных праздников.
Задачи:
1. Расширять знания и представления детей о национальной культуре, истории и жизни русского народа.
2. Приобщать детей к русским народным традициям, обычаям, старинным обрядам, прививать любовь к народному творчеству
3. Способствовать развитию всех музыкальных способностей и творчества детей
4. Формировать музыкальную отзывчивость на восприятие народного творчества и фольклорных праздников
5. Воспитывать чувство причастности к русской культуре
Актуальность:
В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, политике. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России, поэтому сегодня стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре - основе самосохранения народа.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он рождается и живет. Вероятно, поэтому рано или поздно человек все ровно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется к солнышку. Дети, очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослым. Поэтому наша задача прививать любовь к прекрасному, развивать в детях такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства, чувство любви к Родине и родным истокам, народной музыке и народной песне.
Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно богаче, развивает эмоции, мышления, память, фантазию, творчества, восприимчивость к красоте. Ребенок эмоционально реагирует на музыку уже с первых дней жизни. Приобщение его к истокам русской народной культуре начинается с колыбельной, в которой воплощены народная мудрость, обычаи, традиции. Если знакомить детей с раннего возрасте с народной культурой, народными песнями, народной музыкой, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию эстетического, духовного, нравственного воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Современный мир таков, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальный ценности, человек перестал задумываться о том, что без знания своих корней, истории прошлых лет не может быть хорошего будущего.
Дети должны знать ответы на вопросы: что такое русский фольклор? Каковы виды русского фольклора? Какую роль в жизни народа играет русский фольклор? Историю возникновения фольклорных праздников и их традиции.
Предполагаемые результаты:
1. В результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о Родине, о своей национальной принадлежности, о традициях и обычаях русского народа
2. У детей сформируется устойчивый интерес к народной музыке, желание ее петь, слушать, эмоционально на нее откликаться
3. Сформируется чувство национального достоинства
4. У родителей повысится заинтересованность к возрождению культуры своего народа
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме
2. Подбор и изучение музыкального материала по данной теме
3. Работа в интернете в поисках информации
4. Проведение организованной, образовательной деятельности по данной теме
5. Составление сценариев и провидение фольклорных праздников и развлечений
6. Работа с родителями по изготовлению костюмов, атрибутов к праздникам и развлечениям, консультации, папки-передвижки, беседы, выставки совместных работ(выставки поделок на тему "Какие краски осени", "Символ года Петух" беседы, выставки совместных работ(выставки поделок на тему "Какие краски осени", "Символ года Петух"
ПЛАН РАБОТЫ:
Раздел плана | Сроки | Форма, содержание работы |
Изучение методической литературы | В течение всего периода работы над темой | 1.М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду» 2. Л. А. Терихова, В. Н. Осипова «Добрый человек придет, словно свету принесет» 3. Г. А. Лапшина «Календарные и народные праздники в детском саду» 4.О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 5.О. П. Радынова «Народные колыбельные песни» Слушаем и поем. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» 6. О. П. Радынова «Музыкальные инструменты и игрушки» от 6 до 7 лет |
Работа с детьми | В течение всего периода работы над темой | ООД по теме (знакомство с обрядами, традициями, разучивание музыкального материала по теме, чтение художественной литературы, разучивание народных игр, слушание музыки, просмотр картин, иллюстраций) Подготовка к фольклорным праздникам, участие детей в праздничных действиях. |
Работа с родителями | В течение всего периода работы над темой | Консультации, папки-передвижки по темам: «Масленичные традиции», «Коляда, Коляда! Отворяй ворота…», «Масленица идет, блин да мед несет», «Скоро Пасха», «Рождество» |
Методическая работа ( по этапам) | Сентябрь-октябрь (установочный) Ноябрь-февраль (обуч) Февраль-май (практич) | Подбор и формулирование темы, установка целей и задач, обдумывание последовательности работы Изучение литературы, составление консультаций и сценариев Подготовка к празднику «Рождественские Святки», «Весенняя ярмарка». Написание консультаций, Презентация, оформление папок-передвижек, подведение итогов |
Cейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, прошедших сквозь века. Пожалуй ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые люди, сгребая сено на скошенном лугу пели, облегчая тем самым себе труд. Хороводы, ярмарки были испокон веков любимыми развлечениями молодежи. Приезжих в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы, песни и пляски.
В наше время постепенно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в отдельных случаях.
Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, понимать, прислушиваться друг к другу, любить, прощать.
С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока-сорока» и т.д.
Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями постоянно использую русские народные мелодии: «Ах, вы сени», «Из-под дуба», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, береза». Народные мелодии просты и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные игры учат ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений, внимание, умение контролировать свои действия, выполнять правила игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька выходи», «Кто у нас хороший» и т.д.
В старших группах русская народная музыка звучит при разучивании танцевальных движений, инсценировок, плясок, игр, хороводов: «А я по лугу», « Как у наших у ворот», «Где был Иванушка», «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки», «Пошла млада за водой», «Ворон» и т.д.
Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, доброе отношение друг к другу.
Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников и развлечений как: «Осенины на Руси», «Рождественские Святки», «Масленица», «Сороки», «Встреча Весны», «Весенняя ярмарка», «Пасха».
Дети активно участвуют в подготовке праздников и становятся не просто зрителями, а участниками происходящего, распевая песни, участвуя в народных танцах, хороводах, играя на музыкальных инструментах, играя в народные игры.
В заключении можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно - русского народного творчества.
Моя тема по самообразованию: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» тесно переплетается с работой воспитателей, которые на занятиях и в свободное время знакомят детей с жизнью русского народа в старину, его бытом и одеждой, которую носили наши предки, ходят на экскурсии в школьный музей «Русская изба», читают детям литературу по ознакомлению дошкольников с национальной культурой, традициями русского народа, его жизнью.
«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица и с этим нельзя не согласится.
Я планирую и дальше продолжать работу над этой темой, приобщая детей к русской народной культуре.
Приложение.
План работы на 2016-2017 уч.г. по месяцам:
Октябрь | «Осенины – осени именины» (праздник) | Беседа об осени, признаки, приметы, обычаи, связанные с осенним праздником, загадки, пословицы. Хоровод «На горе – калина» «Каравай» Народная игра «Дрема», «Ворон» |
Ноябрь | «Русские народные инструменты» | Знакомство с русскими народными инструментами. Слушание их звучания в записи. Слушание в записи русской народной музыки. Подыгрывание на детских музыкальных инструментах. |
Декабрь | «Зимние Святки» | Беседы о праздниках, которые отмечают в дни Святок, о традициях празднования Нового года. Пение новогодних песен. Разучивание русских народных игр «Как на тоненький ледок», «Жмурки». |
Январь | «Пришла Коляда - отворяй ворота» | Рассказ о Рождестве, познакомить с особенностями гадания, колядования, ряжения. Развлечение «Рождественские Святки». Слушание в записи детских колядок, праздничного звона Архангельских колоколов. Русская народная игра «Бабка Ёжка». |
Февраль | «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» | Познакомить с обрядами Масленицы, поговорки, пословицы, загадки, потешки. Драматизация русской народной сказки «Теремок». Русские народные игры: «Гори – гори ясно», «Горелки», «Пятнашки», «Колобок» |
Март | «Гуляй и присматривайся» | Беседы о признаках весны, о русских обычаях встречи весны. Разучивание заклички «Жаворонки прилетите», «Песенки веснянки», потешка «Идет матушка – весна». Народная игра «Золотые ворота», «Заря – заряница» |
Апрель | «Весна – красна» «Пасха» | Знакомство с народным праздником весны, пословицы поговорки, повторение знакомых закличек, поговорок, пословиц о весне, загадок. Фольклорный праздник «Весенняя ярмарка». Разучивание русских народных песен: «Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», «Земелюшка чернозем». Разучивание русской пляски «Кадриль», свободные пляски под русскую народную плясовую мелодию. Беседы о праздновании Пасхи. Слушание детских пасхальных песен, колокольного пасхального перезвона (запись). |
Май | «У самовара» | Чаепитие с русский самоваром. Слушание в записи детских частушек. Разучивание хоровода «Во поле береза стояла». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество
Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. припевки, песенки, потешки дети с...
Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»
Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...
Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала
acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...
Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...
Семинар на тему: «Народная игра и её значение для приобщения детей к истокам народной культуры» на примере игр для младших дошкольников.
Семинар для воспитателей по народному творчеству для младших дошкольников....