Проект "Насекомые"
проект (средняя группа)
Проект интегрированный долгосрочный в средней группе "Насекомые".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
Юридический адрес: 141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул. Баранова 23а
тел\факс: 8(4962) 63-86-71
E-mail: kosmonavt1968@yandex.ru
Проект интегрированный
в средней группе
«Насекомые»
Воспитатель:
Теркулова Н.В.
Солнечногорск 2018
Введение.
На лyгy весёлый бал
Был открыт весною:
На трyбе Комар играл,
Шмель мохнатый танцевал
С Мyшкой голyбою.
И крyжился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зелёный стебелёк
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась
С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И yдобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жyк
С толстою Жyчихой,
И, толкая всех вокрyг,
Он вошел в весёлый крyг,
Подбоченясь лихо.
Мyравьи толпой пришли,
Шевеля yсами,
И плясать они пошли!..
Лишь Паyк сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
"Что за новоселье, -
Что ещё такой за бал?"
Злой Паyк не понимал
Счастья и веселья...
Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.
Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш.
Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые.
Стихи про насекомых не только знакомят юных читателей с окружающим его миром. Они играют и другую, не менее важную, роль в жизни ребенка – учат его не бояться паучков, гусениц, мотыльков. Рассказывают ему, что большинство букашек – наши друзья, но с некоторыми все-таки шутить не стоит.
Актуальность проекта.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа под редакцией Васильевой не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Тип проекта.
Долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.
Длительность работы над проектом: февраль – май 2018г.
Участники проекта.
Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель, узкие специалисты:
Журавлёва С. Ю. - музыкальный руководитель
Савкова Т. А. – инструктор по физической культуре.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».
Задачи проекта.
1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Сформируется умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Сформируется умение составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Предварительная работа:
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
2. Знакомство с литературными произведениями.
3. Подбор стихов о насекомых .
4. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов».
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В организации знакомства с насекомыми широко используются практические методы обучения: проблемные вопросы, самостоятельное и коллективное наблюдение. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
План проекта:
Срок | Направление деятельности | Вид деятельности | Мероприятия |
Февраль | Работа с детьми | Беседы. Загадки. Чтение художественной литературы. Подвижные игры, пальчиковые гимнастики. | Беседы о насекомых (картотека бесед о насекомых). Загадывание загадок о насекомых (картотека загадок о насекомых). Чтение произведений И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»; Разучивание стихов о насекомых (картотека) Знакомство с новыми подвижными играми, пальчиковыми гимнастиками (картотека). |
Март | Работа с детьми | Беседы. Загадки. Чтение художественной литературы. Художественно-эстетическая деятельность (лепка) | Беседы о насекомых (картотека бесед о насекомых). Загадывание загадок о насекомых (картотека загадок о насекомых). В.Бианки «Муравейник зашевелился», «Как муравьишка домой спешил», Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка», Стихотворение «Паучок» В. Нестеренко Лепка И.А. Лыкова «Муха-цокотуха». |
Апрель | Работа с родителями. | Чтение художественной литературы. Занятие по ознакомлению с окружающим миром О.А. Соломенниковой Подвижные игры, пальчиковые гимнастики. Наблюдения на прогулке. Изготовление костюмов для детей, шапочек для развлечений и подвижных игр. | Г. Скребицкий «Счастливый жучок», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», Чтение энциклопедии Т.Д. Нуждиной «Чудо- всюду» мир животных и растений. Занятие «В гости к хозяйке луга». Знакомство с новыми подвижными играми, пальчиковыми гимнастиками (картотека). |
Май | Чтение художественной литературы. Наблюдения на прогулке. Художественно-эстетическая деятельность. Подвижные игры, пальчиковые гимнастики. Итоговое Мероприятие. | Н.Сладков «Крапивница и лимонница», «Муравей и сороконожка», Л. Н. Толстой «О муравьях», И. Соколов-Микитов «Муравьи», Создание совместной композиции «Насекомые на полянке» Знакомство с новыми подвижными играми, пальчиковыми гимнастиками (картотека). Музыкальное развлечение «Бал насекомых». | |
Литература.
Энциклопедия «Насекомые». Из-во «Эксмо», 2003, 256с.
Энциклопедия Т.Д. Нуждиной «Чудо- всюду» мир животных и растений. Изд-во Академия развития», 2000, 320с. А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Муравейник зашевелился», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,
К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка»,
Н. Сладков «Крапивница и лимонница», «Муравей и сороконожка»,
Л. Н. Толстой «О муравьях»,
И. Соколов-Микитов «Муравьи»,
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
Стихи о насекомых (картотека), « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко
Загадки (картотека).
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.
Ольга Соломенникова: Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.