Музыкальное воспитание детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Змеева Людмила Николаевна

Характеристика возрастных возможностей.Процесс музыкального развития и воспитания детей второго года жизни строится с учетом особенностей их нервно-психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast.docx53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

                                         

            ХАРАКТЕРИСТИКА  ВОЗРАСТНЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Общее развитие

Процесс музыкального развития и воспитания детей второго года жизни строится с учетом особенностей их нервно-психического развития.

В процессе общения со взрослыми и действий с предметами продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка. На втором году малыш начинает много двигаться, руки, как правило, заняты игрушкой. Дети этого возраста быстро устают от однообразных движений, не могут долго сохранять одну и ту же позу. Однако, свои движения они уже способны подчинять внешним сигналам: слуховым и зрительным.

На втором году продолжается умственное развитие малыша. Он начинает различать и сравнивать предметы, устанавливать сходство по их признакам, выделяя наиболее яркие из них, но воспринимая их поверхностно.

Характер восприятия изменяется под влиянием речи взрослого. Слово помогает обобщить однородные предметы не по признаку, а по значению предмета. Продолжается развитие способности сосредоточения. Малыш может в течение 6—8 минут рассматривать или следить за чем-либо.

Интенсивно развивается память. Ребенок начинает не только узнавать ранее виденное, но и вспоминать о предметах и явлениях, отсутствующих в данный момент, но которые являлись сильным раздражителем ранее.

От одного года до полутора лет происходит быстрое развитие понимания речи, ребенок начинает улавливать большое количество названий предметов и действий, которые ему неоднократно показывались и назывались. Развивается способность подражать слышимым звукам и словам. За полгода он осваивает 30—40 слов.

Во втором полугодии запас слов значительно расширяется, к двум годам малыш употребляет около 300 слов.

Изменяется самостоятельная деятельность. Если в первом полугодии большое место занимали действия с предметами, то во втором полугодии действия имеют целенаправленный характер. Действия с предметами в начале второго года являются лишь подражанием тому, что много раз показывал взрослый. Воспроизведение того, что ребенок видел, является началом отобразительной игры. Он отражает в игре только то, что многократно наблюдал, и то, что являлось ярким впечатлением. К концу второго года дети в игре начинают проявлять интерес друг к другу. Часто они вступают в игровое эмоциональное общение, ходят и бегают друг за другом и смеются. Но они еще не могут словами объясняться и согласовывать свои действия.

При создании полноценных психолого-педагогических условий  развития ребенка

 на третьем году в процессе общения со взрослым у него совершенствуется

восприятие, непреднамеренное наблюдение, непроизвольное внимание, постепенно  развивается  произвольное  внимание, совершенствуется память малыша.

 Он помнит не только то, что произошло несколько дней  назад,  но и  отрешенное время. Расширяется его опыт и представления, на этой  фазе начинает развиваться

 воображение.

Движения детей более уверенные и координированные, ходьба становится более ровной, дети могут менять ее темп, останавливаться, сдерживать свои движения, ожидая сигнала к действию, интенсивные изменения происходят в развитии речи и умственное. Быстро увеличивается словарный запас.  Ребенок знает на память простые стихи, песни, сказки. Новые представления малыш может получить из песни взрослого, но необходимо, чтобы смысл был понятен. Ролевая игра занимает все большее место в жизни ребенка, он отображает в игре отдельные действия, а затем кого-либо изображает. При правильном воспитании у детей появляется эстетическое чувство. Они с удовольствием слушают сказки, стихи, музыку, замечают  красивое.

Музыкальное развитие

В данный возрастной период происходит интенсивное развитие основ музыкальных способностей ребенка. Особенно интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего при слушании музыки, а также в элементарной детской исполнительской деятельности.

Развивается сенсорная основа музыкальности: дети начинают реагировать на выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте.

Происходит развитие основ музыкального мышления и памяти. К концу второго года ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром. Он узнает знакомые произведения, слышит выразительные интонации и т.п.

Музыкальные способности ребенка развиваются успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной. Дети проявляют искренний интерес к музыке, способны самостоятельно находить источник звука, садиться рядом с ним, с удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой. В этом возрасте малыши в течении 3 — 4  минут  могут слушать  несколько  песен  (или  пьес), между ними детям необходимо менять деятельность, например выполнять музыкально-ритмические действия, сопутствующие с музыкальным образом песни (после слушания песни о зайчике попрыгать как зайчик и т. п.). В музыке дети уже чувствуют настроение, эмоционально откликаются на нее.

 Ярко развивается музыкальная активность малышей, в процессе приобщения их к элементарным основам детской музыкальной деятельности. Ребенок все больше проявляет себя, развивается подражательность в пении, не только отмечаются импульсивные вокализации в ответ на пение взрослых, но и наблюдается подпевание им в виде отдельных слогов («да-да-да»), слов («дом», «Катя»), звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»и т.п.).

В движениях под музыку дети также становятся все более активны, поскольку в этом возрасте развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых; определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую. У одних детей это могут быть пружинки, у других — притопы ногой, у третьих — покачивание на ногах и т. п. Малыши становятся настолько активны, что показывают взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Любят пляски под песни, в музыке которых ярко выражен контраст между частями музыки (например в плясках), кроме того, к концу года дети выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком, погремушкой, платочком и т. п.). Во второй половине года пляшут по одному, в паре , со взрослым

В сюжетных играх под музыку также активизируется деятельность детей, особенно нравятся им игры, в которых роль игрового образа выполняет игрушка, управляемая взрослым. Нравятся малышам игры, в которых они убегают от игрушки, догоняют ее; любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички, прыгают как зайчики т.п.

В деятельности детей появляются первичные музыкально-творческие проявления. Так, после исполнения взрослым песни «Кукла Катя » на вторую часть песни ребенок сам выполняет с игрушкой соответствующие музыке движения: кукла пляшет, если звучит плясовая, или кукла спит, если он слышит колыбельную. 

На третьем году наблюдается дальнейшее развитие музыкальности, ребенок не только откликается на общее настроение, переданное в музыке, но и выделяет понятные интонации восхищения, горя, вопроса и ответа.

Развивается музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется музыкальный запас малыша. Он помнит многие музыкальные произведения, узнает их. Особенностью возраста является то, что ребенок любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности: контрастных регистрах, тембрах детских музыкальных инструментов; темпах, ритмах и динамике музыкального звучания.

В течение третьего года развивается активность детей в музыкальной деятельности. В связи с обогащением речи интенсивно развивается певческая деятельность. Малыш получает удовольствие от исполнения песен, он подпевает концы фраз, повторяющиеся фразы и, наконец, поет несложные песенки, построенные на простой мелодии с повторяющимися речевыми фразами. Большинство детей поют песни выразительно, напевно, но неточно передают мелодию песни.

Расширяются двигательные возможности ребенка. Дети овладевают  разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки. Танцевать любят под пение взрослого, а также под инструментальную музыку без атрибутов и с ними. Чаще танцуют вместе со взрослым, но умеют плясать и самостоятельно. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному, однако движение в хороводе для них затруднено.

Кроме овладения разнообразными движениями, дети уже способны сочетать в пляске движения рук и ног (хлопки в ладоши и притопывание ногой и т. п.), сочетать движения и подпевание (кружатся и подпевают «ля-ля-ля») и т. п.

Дети способны активно участвовать в музыкальных сюжетных играх, поскольку в этом возрасте интенсивно расширяются их представления об окружающем мире. Ребенок охотно исполняет образную роль шофера, взяв руль и исполняя песню про машину. Он понимает взаимоотношение в игре под музыку (цыплята должны убегать от кошки, кошка должна догонять цыплят). Малыш может передавать особенности музыкального звучания (при замедлении темпа музыки карусель постепенно останавливается - дети замедляют бег и т. п.).

В этом возрасте малыши готовы к музыкально-творческим проявлениям как в пении (придумывают плясовую, колыбельную для куклы), так и в играх-драматизациях — импровизируют характерные особенности движений .

 ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ. К двум годам у ребенка:

  •         достаточно развито музыкальное восприятие, имеется устойчивый интерес к музыке и некоторая культура слушания ее (может слушать около 20 секунд);

знает небольшое количество музыкальных произведений, выделяет любимые, очень доволен, если взрослый исполняет песню, музыку) по его желанию;

•        заинтересованно слушает пение взрослого, а также мелодию игры и песни, сыгранной на детском музыкальном инструменте;

•        эмоционально откликается на различный характер музыки отдельные певческие интонации (радостный, грустный, вопроса, ответа),

•        различает наиболее яркие, выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте (лай маленькой и большой собаки), по тембру (колокольчик и барабан);

•        развита музыкальная активность:

  • включается в пение песен с повторяющимися простыми по звуковому составу словами («заинька-зайка») или с куплетами слогового пения («баю-бай»);
  • с удовольствием включается в пляски (особенно под пение взрослого и по показу), может самостоятельно выполнять простые танцевальные движения: «фонарики», хлопки в ладоши, по коленям, прыжки, притопы ногами, покачивание с ноги на ногу, легкие пружинки; движения могут выполняться по кругу, в паре; приглашают друг друга плясать, пытаются сами сделать круг, с помощью взрослого сужают и расширяют круг;

-легко вовлекаются в игровые ситуации,

К трем годам

- развито элементарное восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку;

          -развивается восприятие и различение выразительных элементарных отношений   музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике;

-достаточно развита музыкальная активность:

  • с удовольствием включается в выразительное пение интересных для него песен, владеет некоторыми элементарными певческими умениями (поет напевно, достаточно согласованно с музыкой);
  • эмоционально   исполняет несложные хороводы, пляски(в том числе и с атрибутами), танцует в кругу, в паре;
  • легко вовлекается в музыкальные и музыкально-сюжетные игры, старается выполнять действие под музыку, передавать характер персонажей (лисы, волка,), активно осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты;

-развиваются первичные музыкально-творческие проявления,  как в пении, так и в движении.Испытывают при этом большое удовольствие, понимают многие игровые действия (пожалеть кошечку, покормить птичку), меняют игровые действия в соответствии с музыкой и словами.

Методы и приемы музыкального развития в раннем возрасте.

Взрослым, в том числе родителям, можно посоветовать как можно раньше и чаще слушать с ребенком музыку. Включайте ту музыку, от которой вы сами получаете эстетическое наслаждение. Пусть и ребенок слушает эти произведения. Эстетический вкус его в большой степени зависит от вкуса взрослого. Осознавая это, постарайтесь, чтобы малыш слушал произведения истинного музыкального искусства. Слушание надо подкреплять словом «музыка». Услышав его, ребенок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон, и он слушает секунд 20—30. Потом, вы накрываете источник музыки, например, платком и говорите: «Где музыка? Нет музыки!» Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит и сдергивает платок. Потом возвращается на свое место и ждет, что вы снова включите музыку. После такой подвижной паузы он слушает музыку с новым интересом. Начинайте с приобщения детей к слушанию веселой мелодии, сыгранной на металлофоне (возможна и аудиозапись). Потом дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбельную. Можно спеть при умывании малыша одну песенку («Водичка»), при одевании - другую, на прогулке - третью. Когда малыш встает, ему понравится, если вы споете песенку «Машенька» (муз. А. Филиппенко), естественно, называя имя крохи. Включая в жизнь ребенка различные песенки, вы поможете ему расти веселым и жизнерадостным.

Он уже может не только послушать колыбельную, но и покачать куклу под музыку, если он предварительно видел, как вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз при слушании плясовой покажите, как кукла пляшет под веселую музыку, и делайте это не один и не два раза, а столько, сколько малыш будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет все понятно, он сам в следующий раз начнет делать то же самое, что и вы, и непременно под ту же музыку. Предложите послушать, как танцует медведь (нижний регистр), как летает птичка (высокий регистр), как лает большая собака (низко), как лает маленькая собачка-щенок (высоко).

Так у ребенка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений:

Кроха подражает во всем. Учтите это! Все ваши движения должны быть ему доступны, просты и красивы. Если у него что-то не получается — это не беда! Главное сейчас — чтобы он делал это с удовольствием.

В раннем возрасте дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, к звукоподражанию, но и обогащает новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Так, например, ребенок по-прежнему с удовольствием слушает песню «Птичка», только объем повторяемых слогов, звукоподражаний, движений постепенно увеличивается.

Не нужно использовать при слушании музыки показ совершенно новых игрушек. Малыш в таком случае не станет слушать музыку, а будет рассматривать новинку. Поэтому желательно использовать знакомые игрушки.

Необходимо постепенно вводить в репертуар ребенка новые песенки: «Зайчик» (русская народная мелодия), «Мишка идет в гости» (муз. Н. Бордюг) и др. Дети любят слушать песню. Лишь со временем ваш малыш начнет подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдет не сразу. Одно и то же произведение необходимо повторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и вы не будете разочарованы!

В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Ребенок бывает рад, если повторяет под музыку вслед за взрослым новое движение. Чаще танцуйте под музыку вместе с малышом. Он уже может, поворачивая слегка тело, приседать, притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук), танцевать с вами в паре. Первоначально инициатива на вашей стороне. Постоянно танцуя с ребенком, подождите, когда он сам начнет танцевать. Теперь вы уже выполняете движения как бы за ним и применяете показ лишь тогда, когда ваш малыш затрудняется в их выборе. Несложные пляски для детей этого возраста желательно выполнять под текст взрослого. Например:

А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем (берутся за руки), Ручками мы машем, машем, машем (машут руками), Ножками мы топаем, топаем, топаем (топают ногами), Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем (хлопают в ладоши). Постепенно даем понять крохе, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием музыки: разводим руками — нет музыки. После небольшой паузы пляска вновь начинается. Радость должна постоянно сопутствовать вашему общению с ребенком.

Большое значение в воспитании придается совместным играм под пение. Игровые действия все больше регулируются не только показом, но и словами, музыкой.

Желательно повторять игры «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Это, жемчужины народной педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими!

Начинаем играть в догонялки, приговаривая: «А я Ванечку люблю (медленно приближаясь к ребенку), его быстро догоню» (топаете ногами, как бы догоняете). Ребенок убегает, а вы с возгласом «а-а-а» догоняете его. Это станет одной из любимых игр. Так, общаясь с крохой, вы эмоционально вводите его в мир музыки, приобщаете к слушанию музыки, к азам пения, движению под музыку, не только используя свой показ, но и все чаще побуждая ребенка к действию словами.

Каким образом следует совершенствовать музыкальное развитие? Прежде всего необходимо подумать о повседневном общении ребенка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слышит по радио, телевидению, в магнитофонной записи. Постарайтесь, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно ожидать от вашего ребенка в подростковом возрасте, если с первых лет жизни он слушал только такую музыку? Едва ли он будет способен потом воспринимать более сложные музыкальные произведения, поздно будет приучать его и к классической музыке.

Поэтому постарайтесь с первых месяцев жизни ребенка уделять внимание и классической музыке. Необязательно при этом заострять на ней особое внимание. Например, малыш играет с игрушками на ковре, а вы в это время включили прекрасную музыку П.И. Чайковского. Пусть он впитывает ее даже неосознанно. А если и вы любите слушать произведения Л. Бетховена или Р. Шуберта, пусть и малыш слушает их чаще. Музыкальное восприятие в большой степени формируется под влиянием привычек взрослых.

Предлагайте малышу несложные задания: самому определить характер музыки и передать его в движениях с куклой, пусть твоя куколка послушает музыку и будет спать или танцевать и т.п. Давайте игровые задания на различение  музыкальных звуков (высоко - низко), тембра (отгадать, что?  дудочка или металлофон), динамики (громко- тихо).

Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями

Если у ребенка развито умение слушать музыку. То он непременно захочет под нее двигаться. Танцуйте и вы!

Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Вы исполняете роль ведущего, например, в игре «Мишка идет в гости», а малыш по ходу игры убегает от медведя, которого вы ведете по полу. С удовольствием ребенок включается в народную игру «Жмурки»: под спокойную музыку надо прятаться за стульчик, а под веселую плясовую — весело плясать.

Чаще используйте муз игры в течение дня. В быту(например)

Мы танцуем вместе с мамой.

 Мы танцуем вместе с папой.

Ручками мы хлопаем — хлоп, хлоп, хлоп.

Ножками мы топаем — топ, топ, топ.

Наиболее яркая форма музыкальной активности в этом возрасте — подпевание. Если малыш может слушать довольно сложную музыку, если в движениях под музыку он тоже многого достиг, то подпевает чаще всего по-прежнему лишь отдельные слоги, слова. Поэтому для пения рекомендуем подбирать специальный репертуар с повторяющимися простыми по звуковому составу словами (например, «Машенька», «Паровоз», «Собачка», в которых целые части куплета поются на слоги: «гав-гав», «бай-бай»). Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно, пропевая каждый звук. Ребенок будет вам подражать. Если песня исполняется впервые, можно перед пением проговорить выразительно слова песни и затем исполнить ее. Самое главное для вас — заинтересовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел петь вместе с вами и делал это с удовольствием.

На третьем году жизни задачи музыкального развития усложняются. Необходимо: Позаботиться  о  создании  у  ребенка  запаса  музыкальных впечатлений, выявить его музыкальные предпочтения.

  • Продумать условия для полноценного музыкального развития малыша.
  • Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку.
  • Побуждать к музыкально-творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности.

Двухлетки с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это ненадолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слышал песенку.

Таким образом, при слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.

Кроха растет и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или  инструментального произведения поговорите с ним об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Постепенно ребенок начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то рассказывает, и просит вас сыграть песню про зайчика или про медведя если вы не играете сами, надо иметь соответствующую магнитофонную запись. Ну а если у вас нет детских аудиокассет? Как быть? Надо прослушать свою фонотеку, выбрать подходящие записи (особенно обратите внимание на мелодии народных песен в исполнении оркестра народных инструментов), а потом поставить понравившуюся вам музыку с доступными для малыша образами— зайчика, медведя, птички и т.п. Затем эту музыку предложите ему послушать. Но, безусловно, это не лучший вариант Лучше приобретать специальные детские альбомы и иметь классическую музыку разного характера: спокойного, веселого, подвижного, бодрого. Как правило, малыш легче воспринимает песни или музыкальные пьесы, контрастные по характеру.

А может быть, вы сами играете на музыкальном инструменте? Тогда можно придумывать небольшие рассказы и иллюстрировать их музыкой.

Например: «Сережа с мамой приехали в деревню к бабушке. Идут они по улице, вдруг видят - маленькая птичка летит (муз. «Птичка»). Птичка пропела песню и улетела. Идут они дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка выскочила и залаяла. Сережа говорит: «Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою» (поет песенку «Собачка»). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать дорогих гостей, обрадовалась и запела веселую песенку («Кто у нас хороший» — русская народная мелодия) и т. п.».

В таком контексте малыш лучше воспринимает музыкальные образы и запоминает музыку. Естественно, всегда помните о выразительной, эмоциональной речи, соответствующей мимике.

Если слушание музыки в течение года было регулярным, то ребенок сам просит вас сыграть или включить музыку и с интересом будет слушать ее. Он уже по вступлению сможет узнать знакомую песню или музыкальную пьесу.

Постепенно с вашей помощью малыш узнает и запомнит, что у кошки-мамы голос звучит низко, а у маленького котенка — высоко (аналогично у собаки и щенка). Первоначально звуки должны быть контрастными.

Точно так же постепенно он узнает, что по звукам, по ритму, который вы прохлопываете (простукиваете), можно узнать, кто идет в гости — медведь или зайчик и т. п.

Можно также познакомить ребенка с различной динамикой (силой) музыкальных звуков: колокольчик (или другой инструмент) может звучать тихо или громко. Постепенно малыш усваивает, что музыка тоже может звучать тихо или громко.

В этом возрасте малыш уже способен различать детские музыкальные инструменты по тембру: например, отличает колокольчик от дудочки.

Предлагая ребенку задания по различению основных свойств музыкальных звуков, можно использовать песню «Есть у нас чудесный дом» (муз. Н. Бордюг) о доме, который вы сами сделаете из картонной коробки. Перед игрой спрячьте в домик игрушки разной величины (большая птица — маленький птенчик, большая кошка — маленький котенок и т. п.). Затем вы поете:

Есть у нас чудесный дом, дом, дом,

И живут игрушки в нем, в нем, в нем.

Миша (имя ребенка) к дому подойдет, подойдет, подойдет.

Миша спросит: «Кто живет? Кто в домике живет?

После исполнения песни имитируете голосом, например, пение птицы-мамы («чирик-чирик»). И если ребенок узнает, кто его зовет, вы вынимаете из домика птицу и отдаете ее малышу.

  Впоследствии он сам будет искать в домике игрушки. В другой раз вы простукиваете ритм, соответствующий музыкальным образам других игрушек: например, медведя и зайчика. А малыш по этому простому ритмическому рисунку должен отгадать, кто в домике живет. В случае правильного ответа вы также из домика вынимаете соответствующую игрушку. Естественно, такое общение должно проходить очень эмоционально и весело.

Первоначально вы делаете все сами, затем постепенно начинаете побуждать  совместной деятельности, и лишь потом ребенок сам станет включаться в исполнительство, петь низко или высоко, прохлопывать заданный ритм, играть тихо или громко на колокольчике и т. д.

Так кроха все более активно включается в пение. Поэтому прежде всего надо подумать о содержании песенного репертуара. Для ребенка третьего года жизни желательно подбирать песни; простой и привлекательной мелодией, с конкретным, доступным, интересным для него содержанием. Текст должен быть не только понятным, но и легко произносимым, с повторением отдельных фраз, слогов. Занимаясь с малышом, пойте не более двух-трех песенок.

Какие песни хочется петь малышу? Конечно, про любимую например кошечку

Молоко киска пьет, Киска песенку поет,

Лапкой умывается, В гости собирается: «Мяу, мяу, мяу!»

Удобно петь песню про лошадку (муз. А. Филиппенко), покачиваясь на качалке:

Я на лошади скачу: Цок, цок, цок, цок, цок!

Эй, садитесь, прокачу! Цок, цок, цок, цок, цок!

Если вы хотите с малышом выучить новую песню, сначала надо дать ребенку ее послушать (и не один раз). Исполните песню с предельно ясной артикуляцией, с четкой дикцией в  замедленном темпе, а затем постепенно и последовательно вовлекайте его в совместное пение. Попросите малыша помочь вам. непременно после песенки ему захочется выполнить какие-либо движения  по  ее  тексту (это характерно для данного  возраста), хвалите ребенка, если он это сделал. Главное— чтобы все делалось охотно.

В этом возрасте можно формировать первые творческие проявления. Например, вы даете ребенку куклу и предлагаете прослушать песенку про любимую куклу Катю: Катю очень я люблю, Кате песенку пою.

После этих слов звучит или колыбельная, или плясовая музыка, и под музыку ребенок самостоятельно выполняет соответствующие движения с куклой (пляшет с ней или укладывает ее спать).

Благодаря таким незатейливым развивающим заданиям-играм ребенок привыкает не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в ее характер и самостоятельно действовать. И конечно, малышу будет легко играть с вами, если такое общение будет постоянным.

Не меньшей популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняя несложные движения: топает ножкой, хлопает, полуприседает — эти движения естественны для малыша.

Ребенок любит танцевать в паре не только сам, но и с игрушкой. Можно, взяв в руки куклу, показать незатейливый танец, напевая:

У меня есть кукла Катя, Я ее люблю.

Приглашу ее на танец, С нею попляшу.

 «Приглашение» (муз. Н. Бордюг).

Под веселый припев выполняют следующие движения:

Ножкой топ, топ, топ, Ручкой хлоп, хлоп, хлоп,

А потом прыг, прыг — Закружились все мы вмиг.

К аналогичным творческим проявлениям можно побуждать малыша в танцевальной деятельности. Понравятся крохе танцы с атрибутами: цветочками, листочками, флажками, снежинками, платочками. Затем предложите ему другой танец. Несомненно, малышу понравится танец «Петушок» (муз. Н. Бордюг). Перед этим обратите внимание ребенка на красивого петушка, который как бы скучает. Подойдя с малышом к игрушке, вы рассматриваете ее, разговариваете с петушком, как с живым, приглашаете потанцевать. Вы ставите петушка недалеко от себя, берете ребенка за руки и поете: Петушок, ты к нам спеши (покачиваетесь с ноги на ногу),

Вместе с нами попляши,

Выше ножки поднимай (поднимаете высоко колени),

С нами песню запевай (машете руками, как крыльями)\

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, Выше ножки поднимай! Ку-ка-ре-ку!

 Напевая проигрыш (или под музыку проигрыша), предлагаете ребенку показать, как важно ходит петушок: машет крыльями, высоко поднимает ножки и т. д. Если малыш затрудняется, покажите ему эти движения. Потом вы снова с ним весело танцуете, постоянно напоминая, что его петушок должен быть другой, отличаться от вашего. Поощряйте, если он что-либо в движении придумал самостоятельно.

Несомненно, ориентация на творческие проявления — основа музыкально-игровой деятельности ребенка.

Как и прежде, малыш любит играть. Теперь слова песни он поет вместе с вами. Дети в этом возрасте довольно консервативны, они предпочитают играть уже в известные им, хорошо усвоенные игры. Наиболее популярными на третьем году становятся игры в догонялки: «Зайцы и медведь», «Курочка с цыплятами и кошка», в которых первая часть — выполнение образных движений, а вторая — бег малыша от медведя, кошки. По-прежнему нравится ребенку игра в прятки. Под веселую плясовую вы с малышом танцуете, по окончании ее предлагаете ему прятаться. Малыш может отвернуться к стульчику или закрыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет...» Наконец находите! Общая радость, ликование!

ЗАДАЧИ музыкального  РАЗВИТИЯ раннего возраста детей

Слушание (восприятие) музыки

•        Учить восхищаться прекрасным звучащим миром музыки, закладывая элементарные основы музыкальной культуры,

•        Увлечь ребенка музыкой, обогащая его слуховой опыт и создавая запас музыкальных впечатлений.

•        Развить элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на музыку, ее характер и настроение, музыкальный образ, доступный ребенку.

  • Развить элементарное музыкально-сенсорное восприятие средств
  • музыкальной выразительности,  способствующих созданию музыкального образа (высотные, ритмические, тембровые мимические отношения муз. звуков).
  • Способствовать активным проявлениям детей в процессе слушания музыки.

Элементарная певческая деятельность

   —знакомить с окружающим миром в процессе пения: разными знакомыми людьми (взрослые и сверстники);домашними животными и птицами (корова, лошадь, петух, курица, цыпленок и т. п.);

 -игрушками (аналогичные домашним животным и птицам); музыкальными инструментами (гармошка и др.);

развивать основы музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ

•        Побуждать детей  к восприятию  песен,   вызывая желание изображать настроение, интонацию песни

•        Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные  особенности музыки песни.

•        Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая различать высокое и низкое, тихое и громкое

приобщать к выразительному пению.

 приобщать к элементарным певческим умениям:

Музыкально-ритмическая деятельность

  • Побуждать детей к восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность; обращать внимание на смену характера различных частей музыки.
  • Побуждать к эмоциональной отзывчивости на характер музыки.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности ребенка.
  • Приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей с удовольствием участвовать в них, и связывать движения с музыкой.
  • Приобщать к элементарным музыкально-ритмическим умениям:
  • двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);
  • менять движение в связи с изменением динамики звучания
  • музыки (тихое и громкое звучание), регистров музыки (высокий
  • и низкий), характера музыки (веселый, грустный).
  • Приобщать к ориентировке в пространстве, к умению двигаться стайкой за взрослым, становиться в круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять его, становиться парами покругу (мальчик спиной, девочка лицом в круг).
  • Учить выполнять элементарные танцевальные движения, связывая их с ритмом музыки: различные виды хлопков в ладоши и по коленям,  притопы одной ногой  и попеременно,  полуприседания с легким поворотом тела вправо и влево, покачивание с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, кружение по одному и в парах, побуждать согласовывать движение с текстом и музыкой пляски; побуждать к концу года притопы делать правой ногой, кружиться за правой рукой (при условии, если дети в пляске стоят врассыпную, лицом в одну сторону), выполнять движения с атрибутами.
  • Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях, передавая особенности музыкального звучания.

Музыкально-творческие    певческие    проявления

  • (Колыбельную для мишки, плясовую для зайчика и т. д.).

•        Развивать активность детей в музыкальной деятельности:

  • в слушании музыки: побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя эмоциональные возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;
  • в пении: побуждать к элементарным проявлениям певческой деятельности (подпеванию отдельных слогов — «да-да»,  «ля-ля»,повторяющихся  звукоподражаний — «гав-гав»,   «мяу-мяу»,  простых повторяющихся слов — «Маша», «дом» и т. п.);
  • в  танцевальной деятельности:   побуждать  к  выполнению простых танцевальных движений в соответствии с текстом пляски(хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, окачиваться с ноги на ногу); побуждать к пляске по одному, в паре    
  •  в игровой деятельности: побуждать выполнять простые игровые действия (искать мишку, убегать от матрешки, летать как птички и т. п.) Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами.
  • Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки.
  • Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов:

—        духовых инструментов (свирель, дудочка);

Особенности педагогического руководства театрализованной игрой

В раннем возрасте  театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой), знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях. В этом возрасте, считают психологи, появляются первые представления о роли, ребенок осваивает действия, связанные с сюжетом и ролью, - мамы, папы, врача. Наиболее важным представляется сюжетно-игровое действие с предметом. Для насыщения ребенка художественными представлениями необходимо чаще показывать игровые сюжеты; инсценировки с участием 2-3 персонажей настольного театра, театра мягкой игрушки, на фланелеграфе. Привлекательным для детей становятся игры с любимыми куклами: кукла обедает, одевается, собирается в гости. Используйте фольклор- потешки, попевки, поговорки, прибаутки, Однако произведения малых фольклорных форм таят в каждой игре особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения сюжетно ролевого воплощения при помощи движения, интонации. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, интересные сюжеты помогают детям адекватно реагировать на произведения.

Применяйте разнообразную музыку, пение аккапелло в театрализации, Музыкальные произведения пополняют представления о сюжетах

Так, к сказке о бобовом зернышке дети могут послушать, спеть песенку о курочке, цыплятах а затем делать аппликацию «Хохлатка», где к изображению курочки надо приклеить корзинку с яичками. Сказка не разыгрывается целиком детьми, но некоторые  эпизоды можно обыграть во время знакомства со сказкой. При показе сказки на фланелеграфе взрослым детские аппликации могут  использоваться в качестве иллюстративного материала.

Одна из форм работы с детьми раннего возраста , обращенная к эмоциональному миру ребенка, досуговая деятельность—загадки, стихи, фокусы, шарады, потешки, попевки, досуги, развлечения, праздники целью которых является обогащение детей радостными впечатлениями. Задачи этих видов деятельности— эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками, адаптация ребенка к детскому коллективу в ДОУ.

Основа досугов для детей — игра. Педагоги подбирают и разыгрывают сюжет, доступный пониманию малышей. Это дает возможность детям принять активное участие в игре. Досуги представляют собой небольшие сказки, в сюжет которых включены знакомые малышам песни, танцы, игры, интересный сюжет подталкивает детей к участию в действии, с большой радостью подпевают героям, танцуют для них - где педагог использует «вовлекающий показ» движений.

В этом возрасте детей привлекает зрелищность представления, сюжет сказок обыгрывается с помощью больших красивых игрушек. Всплеск положительных эмоций вызывает кукольный театр. Яркое, выразительное выступление взрослых доставляет детям радость.

При проведении досугов подбирается музыка, песни, потешки и т.д. Желательно использовать фрагменты из произведений композиторов-классиков—

П. Чайковского, А. Гречанинова, В.Моцарта, фольклор и др. Герой сказки может спеть незнакомую детям песню. Игры и танцы, текст которых должен подсказывать ребятам, какие движения нужно выполнять. Словесная подсказка необходима для конкретизации движений. Она способствует развитию понимания словесной инструкции и расширению словарного запаса детей.

Основная задача досугов, праздников, утренников и развлечений, устраиваемых в дошкольных учреждениях — доставить детям радость. Они должны сопровождаться  музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами. Оформление зала выполняется с учетом сезона, красиво, со вкусом, согласно сюжету праздничной игры. Костюмы детей должны быть удобными, красивыми и интересными.

Дети раннего возраста еще не способны воспринимать идею праздников, однако их привлекает необычность, красочность происходящего действия. Праздничные дни должны быть необычными и радостными для малышей. Основа детского праздника — игра. Встречи на празднике со сказочными персонажами доставляют детям радость.

Музыкальный материал, включенный в сценарии праздничных утренников, соответствует уровню музыкального развития детей, их возможностям. Отдельные зрелищные эпизоды праздничного утренника могут войти в групповые досуги. Праздники проводятся в течение года осенью, зимой (новогодние утренники) и весной, также проводятся досуговые мероприятия другими педагогами  один раз в месяц. Построение утренников для детей раннего возраста отличается своеобразием. Используется только хорошо знакомый музыкальный материал: песни, музыкально-двигательный показ, пляски и игры. В группах младшего возраста особенно важна роль взрослых на празднике. Чередование зрелищных моментов с активными действиями детей поможет педагогам доставить малышам удовольствие и радость. Необходимо стимулировать и поддерживать самостоятельность и активность детей в музыкальных играх, упражнениях, плясках. Дети  выполняют  под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки. Старайтесь быть внимательными и терпеливыми с малышами, стремитесь развивать их эмоциональную отзывчивость на музыку, доставляйте радость от общения с театром и просто общайтесь на веселых, энергичных тонах, результат не заставит ждать!   Дети подражательны!

                 Желаем успеха в воспитании музыкальных малышей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Слайды на тему музыкального воспитания дошкольников....

Малыш и музыка (Что нужно знать родителям о музыкальном воспитании детей раннего возраста в детском саду)

Музыкальные способности проявляются у детей очень рано. Малыш до 3-х лет - это человек, самый эмоционально отзывчивый на музыку. Поэтому ранее детство считается чрезвычайно благоприятным периодом для ...

Музыкальное воспитание детей раннего возраста

методическая разработка:Музыкальное воспитание детей раннего возраста в дошкольных учреждениях....

Презентация:«Формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста»

Размещение тематических материалов на мини-сайте, родительское собрание, совместные консультации детей и родителей, ежемесячные встречи, совместные утренники и не только......

Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей раннего возраста"

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмо...