Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Бусинка»
материал (старшая группа)
Анализ
развивающей
предметно-пространственной среды
в старшей группе «Бусинка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ
развивающей
предметно-пространственной среды
в старшей группе «Бусинка»
Составила: воспитатель МБДОУ № 7
Щепаняк О.В.
г. Боготол
2017-2018 учебный год
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Наш детский сад реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программу «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы.
В связи с введением ФГОС возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2017-2018 уч. год были включены задачи по совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
Краткая характеристика группы:
Группу посещают воспитанники в возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа); списочный состав – 22 ребёнка, из которых 11 мальчиков и 11 девочек.
Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно – пространственной среды:
безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе
реализация ОП ДО (отражение образовательных областей)
учет возрастных особенностей детей
Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).
Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы учитывали следующие принципы:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
- Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Наша группа оснащена:
- материалами и оборудованием для игровой деятельности;
- материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
- материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
- материалами и оборудованием для двигательной активности.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе и в приемной комнате группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.
Здесь же расположен информационный центр для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.
Моделируя развивающую среду в группе, мы выделили часть учебной зоны, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Книжкин дом»
Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи
Для речевого развития созданы:
-серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
- детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами;
- дидактические игры
Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи,
игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения:
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку» , «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Художественно-эстетическое развитие»
В игровой зоне располагаются центры «Домисолька и театр», стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Центр способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, вязаный…
Для эстетического развития созданы:
Центр «Полянка фантазий», с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие»
Центр «Почемучки» (экспериментирования и природный)
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.
Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.
1. Календарь природы.
2.Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.
3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные»
4.Мнемотаблицы, схемы, модели.
5.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»
6.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»
7.Фигурки животных.
8. Поделки – сухой аквариум, мельница, птичье гнездо, солнышко, тучки, птичья кормушка, скворечник, домик .
С помощью экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Предметное наполнение включает в себя:
1.Нитки
2. Лупа
3. Ёмкости для воды
4. Ёмкость с песком
5. Камешки плавающие и тонущие
6. Шарики воздушные
7. Формочки с крышками
8. Палочки разной длины
9. Проволока
10. Металлическая ёмкость
11. Набор форм для игр с песком и водой.
12.Коллекция «Бумага».
13.Коллекция «Ткани».
14. Перья птиц.
15.Коллекция «Стекло».
16.Коллекция «Пластмасса».
17.Трубочки.
18. Прищепки.
19.Пипетки, медицинские маски.
20. Свечи.
21.Фартуки и нарукавники.
22.Веер
23. Вертушки.
23 Пластмассовые рыбки.
24. Картотека опытов
Центр дидактических игр
Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.
Для интеллектуального развития созданы:
Центр «Весёлый счёт и звуки» с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.
Центр «Мы патриоты» способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города, родного края.
Подбирая игрушки, оборудование мы стремимся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие»
физкультурно-оздоровительный центр «Непоседы»
Задачи:
• развитие движений и совершенствование двигательных функций;
• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
• предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы сделали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений. Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, кольцеброс, мешочки для метания, туннель, ребристая доска, массажные коврики и мячики.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства.
Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный. Там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с картинками детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Социально – коммуникативное развитие»
Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Центр "Игротека"
-гендерный уголок для девочек;
-гендерный уголок для мальчиков;
-больница;
-аптека;
-магазин;
-парикмахерская;
-ателье;
-почта;
-семья.
Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
Ребята с увлечением играют конструктором «Лего», включая в игру фигурки животных, людей, машинки…
Центр "Безопасности"
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
• Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода.
При создании развивающей среды в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры.
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а группе уголок уединения и релаксации. Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий бескаркасный диванчик, пуфы, мягкие подушки. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Здесь же находится черепаха с лапками для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении, тучка с ручками-капельками, подушка.
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе есть кубик эмоций, уголок «Эмоции и чувства», разработан календарь настроения.
Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей
После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:
- Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
- Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей
- При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).
Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для экономического развития детей, а также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды помогут правильно организовать развивающую среду в группе....
Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Создавать атмосферу эмоционального комфортаСоздавать условия для физического развитияСоздавать условия для творческого самовыраженияСоздавать условия для проявления познавательной активности детейСозд...
Аналитическая записка «Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС»
Аналитическая записка "Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС"...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группы, в соответствии ФГОС.
Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре осно...
Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС
Создание предметно-пространственное среды в соответствии с ФГОС в старшей группе в помощь воспитателям....
Предметно- пространственная развивающая среда в старшей группе в рамках реализации ФГОС
Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так чтобы позво...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок — оформление помещений, мебель, игрушки — оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники ...