ТЕХНОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ
методическая разработка (средняя группа)
Использование современных педагогических технологий в гендерном воспитаниидетей дошкольного возраста. Богатейший опыт взаимодействия со сверстниками разного пола дети приобретают в дошкольном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Богатейший опыт взаимодействия со сверстниками разного пола дети приобретают в дошкольном учреждении. Обобщая идеи воспитания мальчиков и девочек, аккумулированные гуманистической педагогикой приходим к выводу, что полоролевое поведение детей формируется в детском коллективе.
Именно воспитатели должны создать оптимальные условия для формирования у детей адекватной полоролевого поведения. Перед воспитателями стоят следующие задачи:
- формировать у детей представления о различиях в поведении мальчиков и девочек;
- развивать способы взаимодействия, присущие женскому и мужскому типам поведения;
- создавать условия для приобретения опыта мужского и женского поведения;
- развивать морально-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, силу, выносливость и т.д.) и девочек (доброту, нежность, сострадание, чуткость и т.д.).
Работа по формированию полоролевого поведения у детей проводится воспитателями в трех направлениях:
- формирование поведения мальчиков;
- формирование поведения девочек;
- формирование способов взаимодействия мальчиков и девочек.
Организуя различные виды деятельности детей, воспитатели создают условия, способствующие формированию представлений мальчиков о том, что в будущем они станут мужчинами, а мужчины ведут себя соответственно своему полу: в ситуациях, когда они общаются с природой, с предметами рукотворного мира, с людьми разного пола, то возлагают на себя наиболее сложные, тяжелые, не интересные, но необходимые обязанности.
Так они проявляют свои лучшие мужские качества - силу, выдержку, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть мужественными, выносливыми и т.п.. Настоящие мужчины всегда берут на себя роль защитника.
Воспитатели создают искусственно или используют жизненные ситуации, в которых мальчики учатся соотносить свои действия с действиями, характерными для их пап и других мужчин. Мальчики сравнивают и анализируют поведение мужчин во время различных ситуаций, например: досуг на природе, проблемы в домашнем хозяйстве (выполнение ремонтных работ, перенос тяжестей), подготовка к семейным праздникам и т.д..
Полезным для будущих мужчин должен стать опыт поведения в экстремальных ситуациях, который они приобретают в соответствующих играх. Важно научить мальчиков решать конфликты мирным путем, не теряя при этом достоинства.
У девочек воспитатели формируют представление о том, что в будущем они станут женщинами, поведение которых значительно отличается от поведения мужчин. Женщины возлагают на себя заботы и обязанности, связанные с созданием уюта в доме, забота о детях и других членов семьи, домашних животных и т.п.. Такая деятельность способствует реализации женщинами своих лучших качеств, таких как: заботливость, внимательность, терпеливость, нежность, кротость и т.п..
При различных жизненных ситуаций воспитатели побуждают девочек к сравнению своих действий с действиями, характерными для их мам и других женщин. Ситуации для воспитания женственности у девочек могут быть теми же, что и для воспитания мужества у мальчиков, в частности: досуг на природе, проблемы в домашнем хозяйстве (уборка во время ремонта, уход за домом, создания красоты и уюта), подготовка к семейным праздникам и т.д..
Очень важно сформировать опыт адекватного поведения девочек в конфликтных ситуациях.
Воспитатели создают или используют ситуации, в которых мальчики и девочки приобретают опыт взаимодействия и общения.
Мальчики во время взаимодействия и общения с мальчиками учатся демонстрировать силу, ловкость, ум и т.д., а с девочками - проявлять внимательность, уважение, желание оказать помощь и т.д.. Ситуации взаимодействия возникают при совместной деятельности: играх, рисовании, во время просмотра книг, дежурства и т.п..
У девочек в таких ситуациях также формируется опыт общения, как с девочками, так и с мальчиками. С девочками они обмениваются мнениями, суждениями о красивых предметах, книгах, музыке, животных, игрушках, а с мальчиками - об интересных, хороших или ужасных фактах, историях. Находясь в окружении мальчиков, девочки учатся проявлять доброту, заботливость, внимательность.
Опыт взаимодействия в различных жизненных ситуациях формируется у детей через совместные действия с предметами (игрушками, цветами, книгами и т.д.) или коммуникации (обмен суждениями, мыслями, оценками и т.д.). Задача воспитателя - демонстрировать правильные способы взаимодействия и развивать у детей способность выбирать в соответствующей ситуации наиболее правильные из них. В ситуациях, когда надо уступать, уметь слушать и понимать друг друга, быть благодарными за уступку, уважать мнение другого воспитатель способствует формированию единых способов поведения независимо от пола детей. Но право первого выбора всегда должно оставаться за девочкой.
Очень важным аспектом работы с гендерного воспитания детей является создание соответствующей предметно-развивающей среды, что является условием проявления полоролевого поведения детей, стимулирует их к выражению в повседневной жизни своего мужского или женского образа. Создавая предметно-игровую развивающую среду в группе дошкольного учреждения, обязательно следует позаботиться о центрах, в которых играют вместе и девочки, и мальчики. Здесь размещают атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Библиотека», «Больница» и другие. Вместе с тем в группах для детей старшего дошкольного возраста воспитатели создают отдельные, специально оформленные и оборудованные уголки для девочек и мальчиков. Именно в возрасте пяти - семи лет дети во время игровой деятельности начинают группироваться по половому принципу. Такое «распределение» детей, с одной стороны, способствует формированию женственности у девочек и мужественности у мальчиков, а с другой - подводит их к пониманию необходимости совместных игр.
Исследователи гендерного воспитания выделяют ведущую роль игр и игрушек в формировании будущих супругов.
Психологи считают, что с помощью игр и игрушек дети дошкольного возраста овладевают нормами и правилами жизни в обществе. Именно в игровой деятельности развиваются их интеллект и эмоции, воображение и речь. Проигрывая сюжеты из взрослой жизни, моделируя отношения «врача» и «больного», «водителя» и «пассажира», «матери» и «дочери», дети усваивают социальные нормы поведения.
Традиционно играми, направленными на усвоение своей половой роли, для девочек есть игры «в дочки-матери», а для мальчиков - «в войну». Игра с куклой позволяет девочкам усвоить роль матери, которая ухаживает за малышом. Игры же «в войну» позволяют мальчикам почувствовать себя мужественными защитниками, воспитывать мужские черты характера.
У детей, которые не играют в игры, соответствующие их полу, при формировании полоролевых стереотипов поведения обычно возникают трудности. Такие дети могут сталкиваться с проблемами при общении со сверстниками, как своего, так и противоположного пола, их самооценка менее устойчива и неадекватная.
Если ребенок предпочитает игры и игрушки, в которые обычно играют дети противоположного пола, воспитателю стоит обратить внимание на близких людей, которые его окружают, их особенности, семейную атмосферу, выяснить, какие детские книги и телевизионные передачи просматривают с ребенком родители, есть ли у ребенка братик, сестренка, какой характер отношений между ними и т.п.. В дошкольном возрасте можно значительно повлиять на формирование гендера ребенка.
Остановимся на применении гендерного подхода при организации основных видов деятельности дошкольников.
К сожалению, ни одно методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений не содержит рекомендаций относительно гендерных подходов к мальчикам и девочкам. В чем же они проявиться, которая их специфика? Работая над этой проблемой, мы тщательно собирали соответствующий опыт коллег и приобретали собственный. Работу проводили в тесном сотрудничестве с психологами.
Специфика познавательного развития девочек и мальчиков требует дифференцированного подхода к ним при организации познавательной деятельности. Так, у мальчиков обычно преобладает зрительное восприятие, у девочек - слуховое.
Девочки нуждаются в более детальном объяснении задач, чем мальчики, для которых достаточно лишь указания по принципу их выполнения.
В развитии пространственного мышления, формировании навыков работы с конструктором мальчики обычно опережают девочек. Поэтому целесообразно активизировать развитие пространственного мышления у девочек во время совместной с мальчиками конструкторской деятельности.
Во время занятий воспитателям не следует всегда требовать полного ответа от мальчиков: у них скорость речи (количество слов, произнесенных за единицу времени) меньше, чем у девушек. Не стоит также требовать от мальчиков при ответе смотреть в глаза педагогу. Ведь это «женский» тип поведения. Девочки обычно смотрят в глаза педагогу, не отвлекаются, кивают головой, ищут подтверждения правильности своего ответа, а мальчики - смотрят вниз или в сторону, шепчут себе под нос, но это не значит, что они не думают и не ищут решений.
Особое внимание на занятиях по развитию речи следует уделять чтению литературных произведений и этическим беседам по их содержанию. Образы героев не только должны быть художественно выразительными и эмоционально привлекательными, но и демонстрировать полярные эталоны поведения (трус - герой, трудолюбивая - ленивая и т.д.). Само содержание художественных произведений способствует формированию представлений детей об идеалах семейных отношений.
Очень важно, чтобы воспитатель осознавал особенности «женской» оценки детей. Обычно при одинаковых условиях от педагога-женщины мальчики чаще получают негативные отзывы, чем девочки. Это может привести к формированию у мальчиков заниженной самооценки. Нужно стараться не допускать этого. Девочкам важно, как (в какой форме, каким тоном) их оценили, а мальчикам - что именно в их деятельности было оценено.
На наш взгляд организация игровой деятельности требует учитывать психологические особенности детей. Гендерный подход предполагает соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровой деятельности детей разного пола. Необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревнованиях и победе. «Победила дружба» - это не для них. Мальчики старшего дошкольного возраста нуждаются в играх, которые способствуют становлению мужества. Это игры с большим количеством участников, четкой иерархией «доминирование - подчинение», конкуренцией и высоким уровнем подчинения общей цели, применением физической силы в борьбе за лидерство и т.д.. Девочек интересуют игры с меньшим количеством участников, невысоким уровнем подчинения общей цели. Лидерство девочки получают в переговорах, а не силой.
Очень важный аспект гендерного подхода к руководству игровой деятельностью детей - обогащение содержания игр, в которых дети отрабатывают модель поведения, соответствующей их полу. В таких играх дети идентифицируют себя с взрослыми. Сложность в том, что воспитателям-женщинам ближе игры семейно-бытовой тематики, в которых роль папы явно недостаточна, а в «мальчишеских» играх («в индейцев», «в войну» и т.д.) женщины видят причину бессмысленной беготни, агрессивности и относятся к них отрицательно. Нужно стараться избегать такого специфического отношения к играм мальчиков. Необходимо рассказывать и мальчикам, и девочкам об общественных и производственных сферы занятости мужчин, помочь осознать их значимость в семье. Воспитателю не следует устраняться от руководства военными играми. Он может расширять тематику игр героического содержания - «Ковбои», «Космонавты», «Богатыри», «Пожарные», «Спасатели» и другие. Именно во время таких игр мальчики учатся быть смелыми, бесстрашными, преодолевать трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, следует делать акцент на том, что персонажи помогают тем, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Организуя совместные игры, в частности семейно-бытовой тематики («Ожидаем гостей», «Семейный отдых за городом» и т.д.) и игры-драматизации по сюжетам сказок, следует создавать ситуации, в которых дошкольники смогут проникнуться переживаниями героев и соотнести эталоны нравственного поведения в сказке со своим собственным поведением. В таких играх важно преодолеть «разобщенность» игровых группировок мальчиков и девочек, которые обычно возникают через разницу их игровых интересов.
Организуя совместную трудовую деятельность, целесообразно объединять мальчиков и девочек для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчики), и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять между собой трудовые операции с учетом пола партнера. Но не следует забывать об индивидуальных наклонностях и интересах детей. Иногда мальчики с удовольствием и очень ловко орудуют иглой, а девочки - молотком, и это не мешает им во всех других ситуациях проявлять свой «мужской» или «женский» тип поведения.
Итак, задачей воспитателей является формирование гендерной компетентности как составной жизненной компетентности детей дошкольного возраста. Разработка и внедрение в практику работы гендерно-образовательной технологии способствует расширению гендерных компетенций всех участников социокультурного взаимодействия - детей, родителей, воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»
Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания об анатомо – физиологическ...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
ТЕХНОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Гендерноне воспитание детей в условиях в условиях дошкольного учреждения....
Технология гендерного воспитания дошкольников
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочк...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
Современные технологии гендерного воспитания дошкольников.
Современные технологии гендерного воспитания дошкольников....