Занятие по дополнительной общеобразовательной программе «Марийский язык» для детей 3-4 лет
материал (младшая группа) на тему
Тема: «Путешествие по земле Онара»
Тип занятия: занятие-путешествие
Группа: младшая
Цель: обучение дошкольников использованию марийского языка в речи
Задачи:
Обучающие: Закрепление детьми элементарных марийских слов: еш : (ача, ава, кова, коча,); куэ, кож, маска, пире, рывыж, меран;
Способствовать формированию активного словарного запаса;
Учить способам познавательно-практической деятельности (наблюдать, анализировать, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, самостоятельно выполнять различные задания
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук и двигательную активность;
Развивать речевую культуру, культуру общения;
Развивать восприятие, внимание, языковую память
Воспитательные: Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению марийского языка;
Воспитывать у дошкольников любовь к родному языку, родному краю
Основное содержание темы, термины, понятия: путешествие, богатырь Онар, река Ошла, деревня Сенькино, марийский край.
Форма работы: групповая
Ресурсы:
1. Программа «Изи памаш» («Родничок»)/ сост. Н.В. Казакова, Т.Н. Кудрявцева - Йошкар – Ола, Марийсий институт образования, 2000.
2. Иванова З.К., Кошкина Л.И. Йочасадыште марий йылмым туныктымаш: Йочасадыште марий йылмым туныктышо-влаклан полыш. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1996. – 152с.
Методы и приёмы:
Словесный- рассказ воспитателя; беседа, объяснение, загадки, стихи; пословица, вопросы к детям
Наглядный- рассматривание макетов: деревьев, деревни Сенькино
Игровой--гимнастика (динамическая пауза); игра с мячом «Доскажи слово»;
Практический--дидактическая игра «Собери картинку»; запись пения птиц;
элемент конструированной деятельности «Построй мостик через речку» ;
Интеграция образовательных областей:
-физическое развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
-Рассматривание картин «Дикие животные», «Деревья», «Семья»;
-Разучивание стихотворений на марийской языке.
Материал к занятию:
-мяч;
-клубок ниток;
-разрезная картинка «Онар»;
-макеты деревьев : берёза, ель;
-магнитофон с записью птиц;
-кубики, кирпичики;
-макет деревни Сенькино;
-макет реки Ошла
Планируемые результаты:
Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым, воспитание нравственных качеств.
Интеллектуальные: развитие интереса к героическому прошлому марийского народа; расширение знаний детей о растительном и животном мире марийского края; формирование представлений об облике марийского богатыря; умение решать интеллектуальные задачи; расширение и активизация словарного запаса.
Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.
Критерии оценки деятельности детей в дополнительной общеобразовательной программе:
- активность участия в познавательной деятельности;
- самостоятельность в выполнении поставленных задач;
- взаимодействие со сверстниками и взрослым;
- сопереживание;
- эмоциональность;
- умение дать оценку своим действиям
План дополнительной общеобразовательной программы:
1.Вводная часть– 1 мин. Приветствие:
Создание эмоционального настроя на работу. Дидактическая игра «Собери картинку»
2. Основная часть – 10 мин. Путешествие по маршруту « Лес-речка-деревня»: беседа о лесных деревьях и животных, переход через речку Ошла, беседа о деревне Сенькино и семье. Динамическая пауза «Повадки зверей». Игра с мячом «Доскажи слово»
3. Заключительная часть – 2мин. Беседа. Подведение итогов дополнительной общеобразовательной программы:
Оценка деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 798.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
по дополнительной общеобразовательной программе
«Марийский язык» для детей 3-4 лет
Тема: «Путешествие по земле Онара»
Тип занятия: занятие-путешествие
Группа: младшая
Цель: обучение дошкольников использованию марийского языка в речи
Задачи:
Обучающие: Закрепление детьми элементарных марийских слов: еш : (ача, ава, кова, коча,); куэ, кож, маска, пире, рывыж, меран;
Способствовать формированию активного словарного запаса;
Учить способам познавательно-практической деятельности (наблюдать, анализировать, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, самостоятельно выполнять различные задания
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук и двигательную активность;
Развивать речевую культуру, культуру общения;
Развивать восприятие, внимание, языковую память
Воспитательные: Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению марийского языка;
Воспитывать у дошкольников любовь к родному языку, родному краю
Основное содержание темы, термины, понятия: путешествие, богатырь Онар, река Ошла, деревня Сенькино, марийский край.
Форма работы: групповая
Ресурсы:
- Программа «Изи памаш» («Родничок»)/ сост. Н.В. Казакова, Т.Н. Кудрявцева - Йошкар – Ола, Марийсий институт образования, 2000.
- Иванова З.К., Кошкина Л.И. Йочасадыште марий йылмым туныктымаш: Йочасадыште марий йылмым туныктышо-влаклан полыш. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1996. – 152с.
Методы и приёмы:
Словесный- рассказ воспитателя; беседа, объяснение, загадки, стихи; пословица, вопросы к детям
Наглядный- рассматривание макетов: деревьев, деревни Сенькино
Игровой--гимнастика (динамическая пауза); игра с мячом «Доскажи слово»;
Практический--дидактическая игра «Собери картинку»; запись пения птиц;
элемент конструированной деятельности «Построй мостик через речку» ;
Интеграция образовательных областей:
-физическое развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
-Рассматривание картин «Дикие животные», «Деревья», «Семья»;
-Разучивание стихотворений на марийской языке.
Материал к занятию:
-мяч;
-клубок ниток;
-разрезная картинка «Онар»;
-макеты деревьев : берёза, ель;
-магнитофон с записью птиц;
-кубики, кирпичики;
-макет деревни Сенькино;
-макет реки Ошла
Планируемые результаты:
Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым, воспитание нравственных качеств.
Интеллектуальные: развитие интереса к героическому прошлому марийского народа; расширение знаний детей о растительном и животном мире марийского края; формирование представлений об облике марийского богатыря; умение решать интеллектуальные задачи; расширение и активизация словарного запаса.
Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.
Критерии оценки деятельности детей в дополнительной общеобразовательной программе:
- активность участия в познавательной деятельности;
- самостоятельность в выполнении поставленных задач;
- взаимодействие со сверстниками и взрослым;
- сопереживание;
- эмоциональность;
- умение дать оценку своим действиям
План дополнительной общеобразовательной программы:
1.Вводная часть– 1 мин. Приветствие:
Создание эмоционального настроя на работу. Дидактическая игра «Собери картинку»
2. Основная часть – 10 мин. Путешествие по маршруту « Лес-речка-деревня»: беседа о лесных деревьях и животных, переход через речку Ошла, беседа о деревне Сенькино и семье. Динамическая пауза «Повадки зверей». Игра с мячом «Доскажи слово»
3. Заключительная часть – 2мин. Беседа. Подведение итогов дополнительной общеобразовательной программы:
Оценка деятельности детей.
Ход занятия
- Вводная часть
Организационный момент:
Дети в хороводе, Раскачивают руками:
Мы друг друга за руки берём
И с улыбкой «здравствуйте» поём
Добрый день, добрый день
Заниматься нам не лень .
Добрый день, добрый день
Заниматься нам не лень .
В. А теперь поздороваемся по –марийски : Салам лийже!
2.Основная часть.
2.1. Актуализация знаний
Рассказ воспитателя о богатыре Онаре
Ребята, сегодня я хочу вам рассказать старинное предание. Слушайте:
-Когда-то в далёкие времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на горку и только чуть-чуть не достаёт головой до радуги. Поэтому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами Онара. Одежда у Онара была красивая: белая рубаха расшита на груди алым, зелёным и жёлтым цветом, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.
У богатыря Онара и шаг был богатырский: семь раз шагнёт- семь вёрст позади оставит. Могучие дубы и сосны он перешагивал, словно мелкий кустарник.
Был Онар охотником : добывал зверя, собирал мёд диких пчёл.
Однажды шёл Онар по берегу Волги-реки, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги песчаные горы. А когда он перешагивал через реку, бросил в реку горсть земли, тотчас же разлилось большое озеро.
Про многие горы и озёра в марийском крае говорят, что это следы богатыря Онара - Онара – патыра.
Вот мы марийцы, и называем свой край землёй богатыря Онара.
Хотите посмотреть на этого богатыря?
Давайте соберём картинку
Дидактическая игра «Собери картинку»
Вот какой он у нас – богатырь Онар, Онар-патыр.
Сюрпризный момент «Волшебный клубочек»
Богатырь Онар говорит вам «Спасибо» и дарит вам волшебный клубочек.
Сегодня, ребята, я вас приглашаю совершить путешествие по земле Онара.
Богатырь Онар Помните, в сказках некоторые герои проходят дорогу за волшебным клубком. Надо взять волшебный клубок, бросить на землю и сказать: «Катись, катись клубочек, разматывайся, серебряная нить, веди нас в землю Онара». А почему «серебряная нить»?
В марийском языке слово «серебро»-«ший» с древности имеет значение: «истина, правда», а также серебряные предметы применялись от сглаза.
Перед тем, как отправиться в дорогу, надо размяться?. В дороге всегда нужны сила и выносливость.
Динамическая пауза
Давайте сделаем гимнастику:
«Кажне эр
Пуйто мор
Мый куржталын
Чевергем.
Сай тазалык
Лийже манын
Мый гимнастикым ыштем». Готовы?
2.2 Усвоение нового теоретического учебного материала
И так, я бросаю перед нами волшебный клубок и говорю: «Катись, катись клубочек, разматывайся, серебряная нить, веди нас в землю Онара»
Катится клубочек, а мы идём вслед за ним.
Ребята, Марийская земля богата лесами и полями, реками и озёрами. На
красоту его лесов смотришь – не насмотришься, сладкую родниковую воду пьёшь – не напьёшься, а поля, как щедрая скатерть – самобранка, одаривают и хлебом и овощами. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города.
Вот наш клубочек и остановился. А пришли мы с вами в лес (чодырашке).
Слушание пения птиц
Давайте послушаем песенки птиц.
(звучит запись пения птиц)
А где же сами птички? А они вот на деревьях, свили гнёздышки, снесли яички и выводят птенчиков.
Отгадывание загадок
Ребята, посмотрите вокруг и отгадайте загадки: « В зелёной кофточке, в белом сарафане»
Дети: Берёза (куэ)- тудо ошо да кугу (она белая и высокая);
В. «Зимой и летом одним цветом»
Дети: ёлка (кож) – тудо ужарге (она зелёная)
В. А кто ещё в лесу живёт?
Динамическая пауза «Повадки зверей»
1ребёнок:Маска, маска – чодыра оза (медведь-хозяин леса)
(дети имитируют походку медведя)
2 ребёнок : Рывыж, рывыж, пеш чоя
Ик кыша денак кая (хитрая лиса по одному следу ходит)
(дети имитируют походку лисы)
3 ребёнок: Пире, пире, йолагай,
Ордыж велыш коран кай. (волк-лентяй, уходи с дороги)
(дети имитируют походку волка)
4 ребёнок: сур меран лудеш чыла деч (заяц серый всех боится)
(дети имитируют походку зайца)
В.Да, хорошо в лесу. Не зря в пословице говорится «Рощи да леса – всему краю краса»
Но надо идти дальше.
Практическая работа: построение мостика
Ой, а впереди река Ошла .Как же нам её перейти?
Дети: надо построить мостик.
В.Правильно . Надо построить мостик (кувар)
(дети строят из кирпичиков мостик и переходят реку Ошла).
В. Дальше катится клубочек.А вот и деревня.А в этой деревне находится наш детский сад «Солнышко» (Кече) Как называется деревня?
Дети: Сенькино.
В.А на какой улице детский сад находится?
Дети: на улице Школьной
Чтение стихотворения о деревне Сенькино
В. Как тут красиво, уютно и дивно
В нашей родной деревеньке.
В центре- красивая школа,
Рядом со школой есть новенький ФАП
Мало кто без него обойдётся.
А для детишек новый детсад.
Есть в селе домик уютный такой,
Там в нём царят тишина и покой.
Стоит зайти туда- тотчас и вновь
К книгам откроется ваша любовь.
Ах, эти милые просторы,
Вода Ошлы прозрачная до дна.
Кругом полей, лесов узоры-
Родная сердцу сторона.
Хоть всю страну пешком мы обойдём,
Но лучше Сенькино нигде мы не найдём.
2.3. Применение теоретических знаний
Игра «Доскажи слово»
Деревня Сенькино Медведевского района Республики Марий Эл- это наша малая Родина. А кто вас приводит в детский сад?
Дети: мама, папа, бабушка, дедушка.
В.А давайте вспомним , как по-марийски эти слова звучат, поиграв игру с мячом «Доскажи слово» (Я буду бросать мяч каждому из вас и говорить первый слог слова, а вы должны сказать второй слог слова и отдать мяч мне обратно. Должно получиться целое слово.)
Игра «Холодно. Горячо»
Ой, а где же мяч? (ищет мяч, если подбирается ближе к мячу, дети говорят «шокшо» (горячо), а если подальше от мяча , то «йушто» (холодно)
(игра с мячом «А-ва, а-ча,ко-ва, ко-ча»)
Всех ваших родных как можно сказать одним словом?
Дети: семья (еш)
3.Заключительная часть.
Контроль усвоения знаний.
В. Вот мы и попутешествовали по земле Онара. Понравилось вам?
Как зовут богатыря, про которого мы говорили?
Как называется край, в котором мы живём?
Как называется деревня, в которой мы живём?
Рефлексия деятельности
Какое явление природы мы сегодня видели во время путешествия?
(радугу) А ещё явлениями природы бывают солнышко и тучка. Когда солнышко выглядывает, нам всегда весело , а когда тучка – грустно. Посмотрите , вот они: солнышко и тучка. Солнышко улыбается, а тучка грустит. Если наше путешествие вам, ребята, понравилось, встаньте около солнышка и улыбнитесь всем, а кому не понравилось путешествие , встаньте у тучки.
Всего хорошего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Английский язык для малышей» для детей младшего возраста (месяц октябрь)
Учебно-тематический план...
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Английский язык для малышей» для детей младшего возраста (месяц ноябрь)
Учебно-тематический план...
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Английский язык для малышей» для детей младшего возраста (месяц декабрь)
Учебно-тематический план...
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Английский язык для малышей» для детей младшего возраста (месяц январь)
Учебно-тематический план...
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Английский язык для малышей» для детей младшего возраста (месяц февраль)
Учебно-тематический план...