Занятие по дополнительной общеобразовательной программе «Марийский язык» для детей 3-4 лет
материал (младшая группа) на тему

Тема: «Путешествие по земле Онара»

Тип занятия: занятие-путешествие

Группа: младшая

Цель: обучение дошкольников использованию марийского языка в речи

Задачи:

Обучающие: Закрепление детьми элементарных марийских слов: еш : (ача, ава, кова, коча,); куэ, кож, маска, пире, рывыж, меран;

Способствовать формированию активного словарного запаса;

Учить способам познавательно-практической деятельности (наблюдать, анализировать, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, самостоятельно выполнять различные задания

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук и двигательную активность;

Развивать речевую культуру, культуру общения;

Развивать восприятие, внимание, языковую память

Воспитательные: Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению марийского языка;

Воспитывать у дошкольников любовь к родному языку, родному краю

Основное содержание темы, термины, понятия: путешествие, богатырь Онар, река Ошла, деревня Сенькино, марийский край. 

Форма работы: групповая    

Ресурсы:

1.     Программа «Изи памаш» («Родничок»)/ сост. Н.В. Казакова, Т.Н. Кудрявцева - Йошкар – Ола, Марийсий институт образования, 2000. 

2.     Иванова З.К., Кошкина Л.И. Йочасадыште марий йылмым туныктымаш: Йочасадыште марий йылмым туныктышо-влаклан полыш. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1996. – 152с.

Методы и приёмы:

Словесный- рассказ воспитателя; беседа, объяснение, загадки, стихи; пословица, вопросы к детям

Наглядный- рассматривание макетов: деревьев, деревни Сенькино

Игровой--гимнастика  (динамическая пауза);  игра с мячом «Доскажи слово»;

Практический--дидактическая игра «Собери картинку»; запись пения птиц;

элемент конструированной  деятельности    «Построй мостик через речку» ;

Интеграция образовательных областей:

-физическое развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа:

-Рассматривание картин  «Дикие животные», «Деревья», «Семья»;

-Разучивание стихотворений на марийской языке.

Материал к занятию:

-мяч;

-клубок ниток;

-разрезная картинка «Онар»;

-макеты деревьев : берёза, ель;

-магнитофон с записью птиц;

-кубики, кирпичики;

-макет деревни Сенькино;

-макет реки Ошла

Планируемые результаты:

Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками  и взрослым, воспитание нравственных качеств.

Интеллектуальные: развитие интереса к героическому прошлому марийского народа; расширение знаний детей о растительном и животном мире марийского края; формирование представлений  об облике марийского богатыря; умение решать интеллектуальные задачи; расширение и активизация словарного запаса.

Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.

Критерии оценки деятельности детей в дополнительной общеобразовательной программе:

- активность участия в познавательной деятельности;

- самостоятельность в выполнении поставленных задач;

- взаимодействие со сверстниками и взрослым;

- сопереживание;

- эмоциональность;

- умение дать оценку своим действиям

План дополнительной общеобразовательной программы:

1.Вводная часть– 1 мин. Приветствие:

Создание эмоционального настроя на работу. Дидактическая игра «Собери картинку»

2. Основная часть – 10 мин. Путешествие  по маршруту « Лес-речка-деревня»: беседа о лесных деревьях и животных, переход через речку Ошла, беседа о деревне Сенькино и семье. Динамическая пауза «Повадки зверей». Игра с мячом  «Доскажи слово»

3. Заключительная часть – 2мин. Беседа. Подведение итогов дополнительной общеобразовательной программы:

Оценка деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx798.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                      E:\DCIM\135___04\IMG_1974.JPG

E:\DCIM\135___04\IMG_1975.JPG                                     

                                      Технологическая карта занятия

по дополнительной общеобразовательной   программе

 «Марийский язык» для детей 3-4 лет

Тема: «Путешествие по земле Онара»

Тип занятия: занятие-путешествие

Группа: младшая

Цель: обучение дошкольников использованию марийского языка в речи

Задачи:

Обучающие: Закрепление детьми элементарных марийских слов: еш : (ача, ава, кова, коча,); куэ, кож, маска, пире, рывыж, меран;

Способствовать формированию активного словарного запаса;

Учить способам познавательно-практической деятельности (наблюдать, анализировать, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, самостоятельно выполнять различные задания

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук и двигательную активность;

Развивать речевую культуру, культуру общения;

Развивать восприятие, внимание, языковую память

Воспитательные: Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению марийского языка;

Воспитывать у дошкольников любовь к родному языку, родному краю

Основное содержание темы, термины, понятия: путешествие, богатырь Онар, река Ошла, деревня Сенькино, марийский край.  

Форма работы: групповая    

Ресурсы: 

  1. Программа «Изи памаш» («Родничок»)/ сост. Н.В. Казакова, Т.Н. Кудрявцева - Йошкар – Ола, Марийсий институт образования, 2000.  
  2. Иванова З.К., Кошкина Л.И. Йочасадыште марий йылмым туныктымаш: Йочасадыште марий йылмым туныктышо-влаклан полыш. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1996. – 152с.

Методы и приёмы:

Словесный- рассказ воспитателя; беседа, объяснение, загадки, стихи; пословица, вопросы к детям

Наглядный- рассматривание макетов: деревьев, деревни Сенькино

Игровой--гимнастика  (динамическая пауза);  игра с мячом «Доскажи слово»;

Практический--дидактическая игра «Собери картинку»; запись пения птиц;

элемент конструированной  деятельности    «Построй мостик через речку» ;

Интеграция образовательных областей:

-физическое развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа:

-Рассматривание картин  «Дикие животные», «Деревья», «Семья»;

-Разучивание стихотворений на марийской языке.

Материал к занятию:

-мяч;

-клубок ниток;

-разрезная картинка «Онар»;

-макеты деревьев : берёза, ель;

-магнитофон с записью птиц;

-кубики, кирпичики;

-макет деревни Сенькино;

-макет реки Ошла

Планируемые результаты:

Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками  и взрослым, воспитание нравственных качеств.

Интеллектуальные: развитие интереса к героическому прошлому марийского народа; расширение знаний детей о растительном и животном мире марийского края; формирование представлений  об облике марийского богатыря; умение решать интеллектуальные задачи; расширение и активизация словарного запаса.

Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.

Критерии оценки деятельности детей в дополнительной общеобразовательной программе:

- активность участия в познавательной деятельности;

- самостоятельность в выполнении поставленных задач;

- взаимодействие со сверстниками и взрослым;

- сопереживание;

- эмоциональность;

- умение дать оценку своим действиям

План дополнительной общеобразовательной программы:

1.Вводная часть– 1 мин. Приветствие:

Создание эмоционального настроя на работу. Дидактическая игра «Собери картинку»

2. Основная часть – 10 мин. Путешествие  по маршруту « Лес-речка-деревня»: беседа о лесных деревьях и животных, переход через речку Ошла, беседа о деревне Сенькино и семье. Динамическая пауза «Повадки зверей». Игра с мячом  «Доскажи слово»

3. Заключительная часть – 2мин. Беседа. Подведение итогов дополнительной общеобразовательной программы:

Оценка деятельности детей.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Организационный момент:

Дети в хороводе, Раскачивают руками:

Мы друг друга за руки берём

 И с улыбкой «здравствуйте» поём

 Добрый день, добрый день

Заниматься нам не лень .

Добрый день, добрый день

Заниматься нам не лень .

В. А теперь поздороваемся по –марийски : Салам лийже!

   2.Основная часть.

2.1. Актуализация знаний 

Рассказ воспитателя о богатыре Онаре

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать старинное предание. Слушайте:

    -Когда-то в далёкие времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на горку и только чуть-чуть не достаёт головой до радуги. Поэтому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами Онара. Одежда у Онара была красивая: белая рубаха расшита на груди алым, зелёным и жёлтым цветом, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.

     У богатыря  Онара и шаг был богатырский: семь раз шагнёт- семь вёрст позади оставит. Могучие дубы и сосны он перешагивал, словно мелкий кустарник.

      Был Онар охотником : добывал  зверя, собирал мёд диких пчёл.

   Однажды шёл Онар по берегу Волги-реки, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги песчаные горы. А когда он перешагивал через реку,  бросил в реку горсть земли, тотчас же разлилось большое озеро.

     Про многие горы и озёра в  марийском крае говорят, что это следы богатыря Онара  -  Онара – патыра.

    Вот мы марийцы, и называем свой край землёй богатыря Онара.

   Хотите посмотреть на этого богатыря?

Давайте соберём картинку

Дидактическая игра «Собери картинку»

Вот какой он у нас – богатырь Онар, Онар-патыр.

Сюрпризный момент «Волшебный клубочек»

Богатырь Онар говорит вам «Спасибо» и дарит вам волшебный клубочек.

Сегодня, ребята, я вас приглашаю совершить путешествие по земле Онара.

Богатырь Онар Помните, в сказках некоторые герои проходят дорогу за волшебным  клубком. Надо взять волшебный клубок, бросить на землю и сказать: «Катись, катись клубочек, разматывайся, серебряная нить, веди нас в землю Онара».  А почему «серебряная нить»?

В марийском языке слово «серебро»-«ший» с древности имеет значение: «истина, правда», а также серебряные предметы применялись от сглаза.

Перед тем, как отправиться в дорогу, надо размяться?. В дороге всегда нужны  сила и выносливость.

Динамическая пауза

Давайте сделаем гимнастику:

«Кажне эр

 Пуйто мор

Мый куржталын

Чевергем.

Сай тазалык

Лийже манын

Мый гимнастикым ыштем». Готовы?

2.2 Усвоение нового теоретического учебного материала

   И так, я бросаю перед нами волшебный клубок и говорю: «Катись, катись клубочек, разматывайся, серебряная нить, веди нас в землю Онара»

Катится клубочек, а мы идём вслед за ним.

Ребята, Марийская земля богата лесами и полями, реками и озёрами. На

красоту его лесов смотришь – не насмотришься, сладкую родниковую воду пьёшь – не напьёшься, а поля, как щедрая скатерть – самобранка, одаривают и хлебом и овощами. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города.

Вот наш клубочек и остановился. А пришли мы с вами в лес (чодырашке).

Слушание пения птиц

Давайте послушаем песенки птиц.

                       (звучит запись пения птиц)

А где же сами птички? А они вот на деревьях, свили гнёздышки, снесли яички и выводят птенчиков.

Отгадывание загадок

  Ребята, посмотрите вокруг и  отгадайте загадки: « В зелёной кофточке, в белом сарафане»

Дети:  Берёза (куэ)-  тудо ошо да кугу (она белая и высокая);

В. «Зимой и летом одним цветом»

Дети: ёлка (кож) – тудо ужарге (она зелёная)

В. А кто ещё в лесу живёт?

Динамическая пауза «Повадки зверей»

1ребёнок:Маска, маска – чодыра оза (медведь-хозяин леса)

(дети имитируют походку медведя)

2 ребёнок : Рывыж, рывыж, пеш чоя

Ик кыша денак кая  (хитрая лиса по одному следу ходит)

(дети имитируют походку лисы)

3 ребёнок: Пире, пире, йолагай,

Ордыж велыш коран кай. (волк-лентяй, уходи с дороги)

(дети имитируют походку волка)

4 ребёнок: сур меран лудеш чыла деч (заяц серый всех боится)

 (дети имитируют походку зайца)

В.Да, хорошо в лесу. Не зря в пословице говорится «Рощи да леса – всему краю краса»

Но надо идти дальше.  

Практическая работа: построение мостика

Ой, а впереди река Ошла .Как же нам её перейти?

Дети: надо построить мостик.

В.Правильно . Надо построить мостик (кувар)

(дети строят из кирпичиков мостик и переходят реку Ошла).

В. Дальше катится клубочек.А вот и деревня.А в этой деревне находится наш детский сад «Солнышко» (Кече) Как называется деревня?

Дети: Сенькино.

В.А на какой улице детский сад находится?

Дети: на улице Школьной

Чтение стихотворения о деревне Сенькино

В. Как тут красиво, уютно и дивно

В нашей родной деревеньке.

В центре- красивая школа,

Рядом со школой есть новенький ФАП

Мало кто без него обойдётся.

А для детишек новый детсад.

Есть в селе домик уютный такой,

Там в нём царят тишина и покой.

Стоит зайти туда- тотчас и вновь

К книгам откроется ваша любовь.

Ах, эти милые просторы,

Вода Ошлы прозрачная до дна.

Кругом полей, лесов узоры-

Родная сердцу сторона.

Хоть всю страну пешком мы обойдём,

Но лучше Сенькино нигде мы не найдём.

2.3. Применение теоретических знаний

Игра «Доскажи слово»

Деревня Сенькино Медведевского района Республики Марий Эл- это наша малая Родина. А кто вас приводит в детский сад?

Дети: мама, папа, бабушка, дедушка.

В.А давайте вспомним , как по-марийски эти слова звучат, поиграв игру с мячом «Доскажи слово» (Я буду бросать мяч каждому из вас и говорить первый слог слова, а вы должны сказать второй слог слова и отдать мяч мне обратно. Должно получиться целое слово.)

Игра «Холодно. Горячо»

Ой, а где же мяч? (ищет мяч, если подбирается ближе к мячу, дети говорят «шокшо» (горячо), а если подальше от мяча , то «йушто» (холодно)

(игра с мячом «А-ва, а-ча,ко-ва, ко-ча»)

Всех ваших родных как можно сказать одним словом?

Дети: семья (еш)

3.Заключительная часть.

 Контроль усвоения знаний.

В. Вот мы и попутешествовали  по земле Онара. Понравилось вам?

Как зовут богатыря, про которого мы говорили?

Как называется край, в котором мы живём?

Как называется деревня, в которой мы живём?

Рефлексия деятельности

Какое явление природы мы сегодня видели во время путешествия?

(радугу) А ещё явлениями природы бывают солнышко и тучка. Когда солнышко выглядывает, нам всегда весело , а когда тучка – грустно. Посмотрите ,  вот они: солнышко и тучка. Солнышко улыбается, а тучка грустит. Если  наше путешествие вам, ребята, понравилось, встаньте около солнышка и улыбнитесь всем, а кому не понравилось путешествие , встаньте у тучки.

Всего хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты