Статья "Лего-конструирование в ДОУ"
статья
Предварительный просмотр:
ЛЕГО – конструирование в ДОУ
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает внедрение новых образовательных технологий в деятельность ДОУ. Особую популярность получили лего-технологии - система обучения с применением конструкторов LEGO. В дошкольной педагогике лего-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Лего-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
Чему же в первую очередь способствует применение конструкторов LEGO на занятиях в ДОУ? Во-первых, развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Во-вторых, развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение). В-третьих, тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму. К тому же, совместные занятия конструированием способствуют сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, поскольку дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. И, наконец, конструктивная деятельность тесно связана с развитием речи. В ходе занятия воспитатель проговаривает с ребенком замысел постройки, обсуждает цвета и количество деталей.
Основными принципами лего-конструирования можно считать доступность, наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания. На подобных занятиях легко учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Кроме того, свободное конструирование развивает творческое начало, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов, дает возможность проявиться детской фантазии. В отличие от компьютерных игр, где быстрая смена сюжета перегружает психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.Ассортимент лего разнообразен: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и национальностей, животные (домашние, дикие, жаркий стран), транспорт, различные механизмы и конструкции.
Начинать заниматься лего-конструированием с детьми лучше с младшей группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Лего-констурирование в средней группе предполагает следующий шаг: переход к таким понятиям, как устойчивость, форма, величина. На этом этапе дошкольники уже могут анализировать возведенные постройки, выделять основные элементы, называть отдельные части. При необходимости они уже могут произвести элементарные измерения.
Лего-конструирование в средней группе включает и работу по чертежам. Такая работа положительно сказывается на формирование мыслительных функций. Происходит активное развитие словарного запаса, навыков общения. Ближе к 6 года дети могут объединять свои постройки в соответствии с общей целью. Благодаря такому подходу появляется сплоченность детского коллектива, возможность радоваться общему результату.
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для
конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Конструкторы LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Реализация лего - конструирования позволяет стимулировать интерес и
любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их. Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения лего- конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
На основе лего-конструирования осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
- создание условий для установления положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к деятельности в рамках занятия;
- развитие стремления к совместным играм, к взаимодействию в практической деятельности;
- обогащение опыта сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми;
- воспитание любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране через тематическое конструирование;
- развитие гуманистической направленности поведения: эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам другого человека и учитывать это в своем поведении;
- формирование положительной самооценки и уверенности в себе через создание ситуации успеха на занятиях.
Познавательное развитие
- развитие сенсорной культуры (различение цветов, использование способов обследования с помощью различных анализаторов, использование сенсорных эталонов для описания свойств предметов);
- развитие логического мышления и творческих способностей детей;
- освоение представлений об объектах живой и неживой природы и формирование целостной картины мира;
- освоение связей и соотношений
- овладение умением ориентироваться в пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева);
- формирование умения сравнивать, группировать предметы по нескольким признакам сходства и различия;
- знакомство с цифрами, буквами, арифметическими знаками и действиями и освоение простейших операций над ними.
Речевое развитие
- освоение и использование в речи названий предметов, названий некоторых живых существ и их детенышей, а также слов, обозначающих части предметов и некоторые видовые обобщения;
- развитие связной диалогической и монологической речи, формирование умений самостоятельно сочинять различные рассказы;
- освоение умений коллективного речевого взаимодействия, развитие способности внимательно выслушивать рассказы сверстников, доброжелательно помогать им в случае возникновения речевых и логических ошибок и затруднений;
- обогащение активного словаря дошкольников, в том числе технической лексикой.
Художественно-эстетическое развитие
- формирование ценностно-смыслового восприятия мира природы через создание моделей животных;
- развитие детского творчества использованием различных техник изобразительной деятельности при развитии темы занятия (рисование, аппликация, художественный труд).
Физическое развитие
- развитие крупной и мелкой моторики.
Обучение необходимо основывать на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированный подход (через обращение к опыту ребенка);
- принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей обучающихся);
- принципы систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения.