Методика заучивания стихотворений
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodika_zauchivaniya_stihotvoreniy.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Методика заучивания стихотворений.» Воспитатель :Азарова Л.Ю

Слайд 2

Особенности запоминания у детей дошкольного возраста В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания: 1) непроизвольное запоминание, т. е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить. Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребенка; интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; укрепляет память — образную память, связанную с воображением, и вербальную (словесную) память, связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Слайд 3

Особенности детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные. Задача выучить стихотворение не ставится. В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский садик)Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события, а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.

Слайд 4

Особенности детей старшего дошкольного возраста В данном возрасте у старших дошкольников наблюдается кризис восприятия поэтических произведений, поэтому педагогу необходимо подбирать произведения соответствующие их эмоциональному состоянию, чтобы воспитать у них любовь к литературе как к виду искусства (О. В. Акуловой) Для детей данного возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих. Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения.

Слайд 5

Задачи , которые должен преследовать воспитатель 1. Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его. 2. Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов. 3. Обеспечить запоминание. 4. Научить выразительно читать перед слушателями. 5. Воспитывать любовь к поэзии.

Слайд 6

Структура занятия по заучиванию стихотворений Подготовка к восприятию произведения Мотивация Чтение Беседа Установка на запоминание Повторное чтение Рассказывание детьми, анализ

Слайд 7

Методические требования к заучиванию стихотворений - не рекомендуется заучивать стихи хором , т. к. искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение, теряется выразительность , появляется ненужная тягучесть, искажение окончаний слов. - наступает быстрое утомление от шума. - стихотворение заучивается целиком. Для запоминания рекомендуются короткие стихи. Это обеспечивает осмысленность чтения и тренировку памяти. - не следует требовать полного запоминания стихотворения на данном занятии. Для этого нужно 8-10 повторений , которые следует распределять в течении всего дня. - в процессе заучивания стихотворения следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности, вкусы. - необходимо создавать атмосферу поэзии, стихи должны звучать на прогулке, на природе, во время игр. Важно давать стихи для заучивания не от случая к случаю, а систематически в течении всего года, согласно программе.

Слайд 8

Методы заучивания: Визуальный (использовать различные наглядные пособия: картинки) Двигательный (используя жесты и мимику) Логический (опираясь на смысловые связи) Слуховой (средства интонационной выразительности)

Слайд 9

Приемы, способствующие хорошему заучиванию и запоминанию стихотворения: 1. Вопросы по тексту для уточнения идеи произведения, его художественных особенностей; 2.Эмоциональное чтение текста педагогом. 3.Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме. 4. Хоровая декламация отдельных строчек. 5.Использование иллюстративного материала. 6.Драматизация с игрушками.

Слайд 10

Лучшему заучиванию стихотворений способствует: -Объяснить детям само значение слова «помни, запомни», т. е. «повтори за мной» -Само художественное произведение должно нравиться детям. -Дети могут выполнять просьбу педагога из любви к самому педагогу, стремления порадовать его, заслужить похвалу. -Педагог должен уметь убедить каждого ребенка, особенно в этом нуждаются робкие, застенчивые, что он запомнит то, что предложит педагог. -Чувство соревнования, либо сделать сюрприз. -Атмосфера поэзии в группе и дома. -Научить детей видеть образы художественного произведения в воображении. -Напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства. -Для того чтобы стихотворение легко училось , оно должно соответствовать возрасту и темпераменту.

Слайд 11

В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...

Методика заучивания стихотворений

Задачи  при заучивании стихотворений•Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;•Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;•Обеспечить запоминание;•Научить выразит...

Методика заучивания стихотворений

методика заучивания стихотворений...

Методика заучивания стихотворений

ЗНАЧЕНИЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА•Эффективное средство умственного и эстетического воспитания;•Важное средство овладения выразительной речью;•Поэтичность обеспечивает эмоци...

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

Современная программа «Детство»  в соответствии с ФГОС предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями в образовательных ситуациях  и вне их (во время игр, театрализованн...

Методика заучивания стихотворений

методические рекомендации для педагогов ДОУ...

Методика заучивания стихотворений.

Часто родители сетуют, что у детей плохая память. Эту проблему  поможет нам решить заучивание стихотворений. Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным момент...