Консультация на тему: «Социализация детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
консультация на тему

Голубева Елена Анатольевна

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Социализация детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Как сказал Л. Н. Толстой

Каждый человек – алмаз,

который может очистить себя.

В той мере, в какой он очищен,

через него светит вечный свет.

Стало быть, дело человека –

не стараться светить,

но стараться очищать себя.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

  • Ребенок - инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
  • ОВЗ  «ограничение возможности здоровья » -  человек неспособный  выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности.

Актуальность работы в данном направлении с детьми с ОВЗ очевидна: количественно и качественно проблемы на протяжении  последних лет имеют тенденцию к увеличению. Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Именно поэтому коррекционная работа должна способствовать не только исправлению речевых нарушений, но способствовать полноценному психическому, физическому и личностному развитию, т.е. социальной адаптации.

Система работы по формированию навыков социализации у детей дошкольного возраста с ОВЗ в нашем детском саду планируется так, чтобы дети с ограниченными возможностями имели возможность взаимодействовать не только индивидуально со специалистами, а также с детьми общеобразовательной группы.

Работа по введению ребёнка в среду сверстников общеобразовательной группы проводится поэтапно и планомерно, начиная с эпизодической интеграции под наблюдением педагога психолога и родителя.  Затем организуются регулярные контакты детей с ОВЗ с общеобразовательной группой. Подбираются наиболее эффективные методы и приёмы формирования социализации.

Мы ставим перед собой такие задачи как:

  1. Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в группе детского сада.
  2. Создание условий для развития толерантности через воспитание с добротой в духе уважения прав человека.
  3. Щадящее включение ребёнка с ОВЗ в группу сверстников.
  4. Активация родительской позиции.

Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:

-Игровой

-Опытно-экспериментальной

-Проектной 

Освоение проектного метода, в том числе в организации коррекционно-развивающей работы, создает в МБДОУ условия для её осуществления.

Взрослые вместе с детьми выполняют заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно двигаются к цели.  Проигрывая различные  ситуации, участвуя в коллективных делах, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Для сбора информации и систематизации знаний детей о каких-либо объектах, явлениях используются ознакомительно-ориентированные проекты: «Животные наших лесов», «Транспорт», «Времена года. Старик-Годовик», «Деревья», где результатом осуществления проектов являются выставки рисунков, макеты, коллажи. Взаимодействие с социумом: участие детей в конкурсах, презентациях способствует созданию адаптивной коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ.

Ребёнок с ОВЗ может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но нужно обнаружить эти дарования, помочь развить их, чтобы в последующем он мог приносить пользу обществу. А для этого необходимо сформировать навыки социализации детей с ОВЗ к окружающей среде.

Этапы работы по формированию навыков социализации у детей с ОВЗ

Подготовительный

Подбор и применение комплекса игр и упражнений, направленных на адаптацию и социализацию, работа с родителями.

Практический

Разработка и применение комплексных занятий, дидактических игр направленных на формирование социального опыта.

Аналитический

Использование диагностических методик (совместно с педагогом –психологом)

Мы применяем такие формы и методы работы с детьми как:

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованны незаметно для ребёнка, посредствам включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребёнка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, развиваются его интелектуальные, эмоционально волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребёнка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций так же является коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребёнка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдения за животными, использование сухого бассейна.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Моё настроение», «Весёлый-грустный».

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребёнком. Основная задача стоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Проводим коррекционно-развивающую работу:

игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы,

беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций,

игры и этюды  на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.

Формы и методы работы с родителями:

Коллективные формы

Общие родительские собрания.

Групповые родительские собрания.

Дни открытых дверей.

Родители посещают группу вместе с ребёнком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары – практикумы

Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников.

Родитель может видеть достижения своего ребёнка, учавствовать совместно с ребёнком. (мама рядом)

Индивидуальные формы

Анкетирование и опросы.

Беседы и консультирование специалистов .

Дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребёнка.

Консультации медицинского работника.

Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Расширяется спектр доступных педагогам форм взаимодействия с семьей . Они объединяют учреждение и семью в единое воспитательно-образовательное пространство развития ребенка-дошкольника с ОВЗ.

Главное чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

Таким образом, можно сделать вывод: планомерная работа по социализации, широкое использование различных методов, интеграция коррекционно-образовательных задач МБДОУ и семьи при работе с детьми с ОВЗ, способствуют созданию единого коррекционно-образовательного пространства  для ребенка. С введением ФГОС, произошло давно назревшее изменение в планировании и реализации системы взаимодействия с семьей и социумом от информативной модели к модели включения в воспитательно-образовательный, коррекционный процесс всех участников, что приводит:

— к формированию коммуникативных способностей детей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение, к развитию познавательных, художественных способностей;

— к полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности;

— к нахождению ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.

У нас задачи с вами очень сложные. 
Пусть на дворе и 21-й век, 
Но в век больших технических возможностей 
На первом месте все же человек. 
                                 В любых делах, проблемах, начинаниях 
                                 Роль первая ему отведена. 
                                 А, между тем, и помощь, и внимание, 
                                И добрая поддержка всем нужна.

На том стоит вся сфера социальная, 
Чтоб вовремя помочь и подсказать, 
Кого-то поддержать материально, 
Кому-то слово доброе сказать

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»....

Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»

Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...

Опыт работы по теме «Социализация детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов в условиях ДОУ посредством культурно- досуговой деятельности».

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и  педагоги  обеспокоены  тем, что бы ребенок, входящий в этот мир...

Консультация на тему: «Социализация детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Опубликовано 11.06.2020 - 13:03 -  В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обесп...

Консультация на тему: «Адаптация детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения»

Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка: поступление в детский сад. Это очень важный период  жизни, приобщение к социуму, вхождение в новую жизнь....

Консультация на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Цель:  содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке м...

Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...