Рекомендации для педагогов «Говорим правильно!»
материал на тему

Тимеркаева Наталья Владимировна

Рекомендации для педагогов по культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx356.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №50

Рекомендации для педагогов

 «Говорим правильно!»

C:\Users\USER\Desktop\detsad.png

г. Калининград 2019

Требования к культуре речи педагога

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

2. Грамматическая правильность речи педагога обязательна.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество педагога.

Требования педагога к речи детей

1. Педагогу надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Требования к детским ответам

1.        Осознанность, осмысленность, содержательность.

2.        Точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами.

3.        Построение полных ответов в виде полных предложений.

4.        Грамматическая правильность построения полного предложения.

5.        Не допускать стандартных ответов.

     При проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре необходимо предъявить требования к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы.

Требования к постановке вопросов детям

     Вопрос педагога - действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того, чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

     Первое требование - вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.

     Второе требование к вопросу - точность и конкретность.

     Третье требование-целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

Необходимо помнить, что цель постановки вопросов - усвоение детьми намеченного программного материала.

Правильная последовательность вопросов, приучающая детей к логическому мышлению

     Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Культурные и методические требования к речи

педагога ДОУ

      Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

      Культурные и методические требования к речи педагога строгое соответствие содержания речи возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

     В исследованиях основоположников  методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.  Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Компоненты профессиональной речи педагога ДОУ

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

•        качество языкового оформления речи;

•        ценностно-личностные установки педагога;

•        коммуникативная компетентность;

•        четкий отбор информации для создания высказывания;

•        ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи педагога детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

•        Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

•        Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

•        Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

•        Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

•        Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

•        Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

•        Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - игра для воспитателей и педагогов "Говорите правильно"

Грамотная речь - это визитная карточка педагога. В дошкольном возрасте дети впитывают образцы речи, как губки. Орфоэпические, стилистические, грамматические ошибки недопустимы, ведь мы работаем с мале...

Сценарий викторины для педагогов «Говорим по-татарски»

Сценарий викторины для педагогов «Говорим по-татарски»...

Интерактивный журнал для детей, родителей, педагогов "Говорим с пелёнок"

Интерактивны журнал "Говорим с пелёнок"– это новая, инновационная форма работы с  родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности и компетентности в речевом развитии детей; на...

Консультация для педагогов "Говорим правильно - нам подражают дети"

     Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обог...