Конспект НОД по познавательному развитию для детей с ОНР в старшей группе «День космонавтики »
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ганецкая Анастасия Сергеевна

Систематизировать и обобщить знания детей о космосе, познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых в космической отрасли; познакомить и объяснить значение слов «иллюминатор», «невесомость», «робототехника», «спутник».

Ознакомление детейс Российским праздником – Днём Космонавтики и героями космоса, с профессиями людей, занятых в освоении космоса. Познакомить детей с понятием «Солнечная система».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_nastya.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному  развитию для детей с ОНР в старшей группе «День космонавтики »

Воспитатель: Ганецкая Анастасия Сергеевна

ЦЕЛЬ:

Ознакомление детейс Российским праздником – Днём Космонавтики и героями космоса, с профессиями людей, занятых в освоении космоса.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с понятием «Солнечная система». Расширить знания детей о планете земля.  Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”, названия планет.
  • Систематизировать и обобщить знания детей о космосе, познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых в космической отрасли; познакомить и объяснить значение слов «иллюминатор», «невесомость», «робототехника», «спутник».
  • Развивать умение слушать рассказ воспитателя и отвечать на вопросы полным ответом., совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки при чтении стихотворений;
  • Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных;  умение объяснять основные различия между литературными жанрами: рассказ, сказка, стихотворение;
  • Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
  • Воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за свою страну и за людей, прославивших Россию: К. Э. Циолковский, С. П . Королёв, Ю. А. Гагарин.

Активизация словаря:Космодром, астронавт, чёрная дыра, звездочет, звездолет, луноход, космическая скорость, галактика, названия планет.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование «Космическая фантазия», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе. Чтение романа - сказки Н. Носова «Незнайка на Луне». Рисование, аппликация, лепка на космическую тему, организация выставки детских работ в группе. Заучивание стихов по теме.

Материалы и оборудование:

Выставка книг о космосе (энциклопедии, роман-сказка Н. Носова «Незнайка на Луне» и т. д.) мультимедийная презентация на тему «Космос»;
Тонированные листы бумаги синего цвета А-4, салфетки, стеки или пластиковые палочки, плоскостные звёздочки, фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; мука, поднос, мультимедийная система, дидактическая игра “Разрезные картинки ”.

Карта звёздного неба, космические корабли, изображенные на полу с помощью изоленты, шапочка для звездочёта, мяч, луноход, маска из коробки для Марсика, 2 обруча.

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.). Давайте послушаем стихотворение, которое написал В. Степанов.

Ребёнок: В космической ракете

                  С названием «Восток»

                  Он первым на планете

                  Подняться к звездам смог.

                  Поет об этом песни

                  Весенняя капель:

                  Навеки будут вместе

                  Гагарин и апрель.       

Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос.Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку:

Ребёнок: - Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимается до звёзд. (ракета)

Воспитатель: Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы.

Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных».

Воспитатель:Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос  какой, какая, какое? (звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, холод – холодный).

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.Перед стартом корабля обязательно звучит гимн страны, космонавта который полетит в космос. ( Звучит гимн России, дети поют)
- Приготовиться к старту!
(К старту готовы).
- Пристегнуть ремни !
(Есть пристегнуть ремни! ( имитируют пристёгивание ремней на поясе) ).
- Начинаем обратный отсчёт!
(Пять, четыре, три, два, один – пуск! ( большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперёд включается звук запуска ракеты).- Как проходит полёт?
(Земля, полет проходит нормально!)
- Как Самочувствие?
(Самочувствие отличное!)

Воспитатель: Посмотрите на экран - как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ слайда)

Воспитатель:В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. (Показ слайда)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля.

Д/и “Разрезные картинки ”Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в пары и выкладывают картинку. Каждой паре детей предлагается для складывания картинка с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система? (Ответ детей)

Воспитатель: Солнце – это огромная раскалённая звезда. Его свет и тепло дают жизнь всему живому на планете.В нашей солнечной системе восемь планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для того чтобы запомнить порядок расположения планет, можно заучить фразу, в которой первая буква каждого слова – это первая буква названия планеты:
Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
(повторение и заучивание фразы и названия планет)

Воспитатель: Давайте с вами познакомимся поближе с этими планетами. (Показ слайда)

Характеристика каждой планеты солнечной системы.

  1. Меркурий. Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая. Днем планета раскаляется до +350˚, а ночью промерзает до -170˚).

 2. Венера. Эта планета названа в честь богини красоты и больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Это самая красивая и горячая планета.

 3. Земля – это третья планета по счёту от Солнца. Земля – это единственная планета, на которой есть вода и кислород, следовательно, есть жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна.

 4. Марс. Названа в честь бога войны, так, как цвет планеты напоминает кровь. На Марсе нет жизни, т.к. планета состоит из углекислого газа ( вредного для всего живого).

 5. Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.

 6. Сатурн – имеет обширную систему колец, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

 7. Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее. Особенность Урана – это то, что он вращается «лежа на боку». Про него говорят, «катится как шар по блюдцу».

 8. Нептун - голубой гигант, состоящий из газа. Эта планета названа в честь древнегреческого бога морей и океанов Нептуна. Его поверхность из космоса выглядит голубой. На Нептуне всегда очень холодно. А именно около –273 градусов.

Воспитатель: Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия)(Показ слайда)

Воспитатель:Большая Медведица – это выдающееся созвездие в северном полушарии. Это третье по величине созвездие в небе. Его название в переводе с латинского «Большая Медведица». Созвездие часто называют Большой Ковш или Плуг. Состоит она из 7 ярких звезд.(Показ слайда) Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют, под каким созвездием они родились.). Назовите самую большую и горячую звезду в нашей Солнечной системе. (Солнце) Нельзя долго смотреть на него открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

Гимнастика для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Воспитатель: А есть ли в космическом пространстве, ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия). Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ слайда). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д. (показ слайда).

Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

Воспитатель: Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

Воспитатель:Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). Но ещё твой прапрадедушка не мог себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Их называют космонавтами. И для таких полётов существуют специальные космические корабли. Учёный Константин Циолковский был первым, кто (Показ слайда)придумал космический корабль. А конструктор Сергей Королёв взял и построил такой корабль.(Показ слайда) Он совсем не был похож на пиратский фрегат или на пассажирский пароход. (Показ слайда) Как видите, в космическом корабле — ракете — нет окон. В первой ракете, которая называлась «Восток», едва помещался один человек. (Показ слайда)

Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собаки — Белка и Стрелка.(Показ слайда) Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек. Первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики. (Показ слайда) И гордимся тем, что первый космонавт был гражданином нашей страны.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. (Показ слайда)В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ёще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.И тогда пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы. Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР (Показ слайда), а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). (Показ слайда) На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран. (Показ слайда)

А в 1965 году космонавт Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве. (Показ слайда)

Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками. (Показ слайда)
Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты. (Показ слайда)

На Луну были запущены роботы-луноходы. (Показ слайда)А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. (Показ слайда)Вы любите смотреть телевизор и разговаривать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. (Показ слайда)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера – два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)

Воспитатель: Ну что ребята, пора нам возвращаться на нашу красавицу Землю. Займите места в своих ракетах. Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
Вот ми на родной нашей планете. Можно немного расслабиться. Полёт закончен.Все мы любим нашу планету. Гордимся нашей великой страной, которая называется Россией. Гордимся людьми, которые прославили Россию, отдав всю свою жизнь изучению космоса.
Скоро вы вырастите, и я думаю, что кто-то из вас станет известным конструктором или космонавтом и полетит в космос. Давайте вспомним с вами, где мы сегодня были и что видели.

  • Сколько планет в солнечной системе ?
  • Когда мы отмечаем День Космонавтики? Почему?
  • Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
  • Белка и Стрелка – кто это? ( Первые собаки, побывавшие в космосе)
  • Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
  • А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восток»)
  • Что такое созвездие? (Узор из звёзд)
  • Как называется созвездие из семи ярких звёзд? (Большой ковш или Большая медведица)
  • Что запускает человек в космос? (Спутники, орбитальные станции или космические дома)
  • Как вы считаете, какими качествами должен обладать космонавт?
  • Ребята, понравилось вам в космосе?
  • Что особенно запомнилось?

Воспитатель:Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.А в конце нашего занятия я хочу подарить вам раскраски с макетами космических кораблей и космической техники будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей старшей группы "День космонавтики".

Интегрированное физкультурно-речевое занятие. Показано на III выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей "Наша новая школа - эффективная школа, школа инновационного развития"....

Конспект НОД в старшей группе "День космонавтики"

Организовать деятельность детей по расширению знаний о космосе, активизировать познавательный интерес, словарный запас по теме "Космос".Развивить мышление, воображение, фантазию, творческую и двигател...

Конспект занятия в старшей группе ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

Групповые занятия педагога-психолога в детским саду, посвященные дню Космонавтики....

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.Задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о к...

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речиКонспект НОД в старшей группе «День космонавтики»Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики&raqu...

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речиКонспект НОД  «День космонавтики»Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элемент...