Сенсорное развитие детей
статья (младшая группа) на тему
Сенсорное развитие детей 3-5 лет в процессе игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika_iz_opyta.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей 3-5 лет
в процессе игровой деятельности.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус. Без взрослого ребенок усваивает знания поверхностно, стихийно. А с помощью сенсорного воспитания ознакомление происходит планомерно и последовательно.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. На данном этапе - это главный источник развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие детей происходит через дидактические игры, реализующие ряд принципов активного обучения.Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Огромный вклад в теорию и практику сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори. Она разработала ряд упражнений, способствую-щих развитию тактильных ощущений. Автор отмечала, что самое важное, чтобы игры и пособия своими размерами, видом, удобностью и цветовым сочетанием соответствовали потребностям детей.
Данная тема была мною выбрана, так как сенсорное развитие имеет огромное значение в жизни дошкольников. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Поэтому, важно создать детям условия для обогащения чувственного опыта, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира, усвоения сенсорных эталонов, развития речи и формирования представлений о свойствах предметов.
Цель - повышение профессиональной компетентности в вопросах сенсорного развития детей 3-5 лет.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по теме.
2.Систематизировать и оформить материал для организации сенсорно – моторных игр (в соответствии с возрастом детей).
3.Изготовить игры и пособия, способствующие сенсорному развитию детей 3-5 лет.
Принципы организации работы:
- Дифференцированный подход.
- Принцип вариативности.
- Принцип сотрудничества.
Методы и приемы:
- Наблюдение за действиями взрослого и сверстников.
- Показ и объяснение.
- Словесная инструкция.
Работая с группой детей 3-5 лет, большое внимание уделялось обогащению и накоплению сенсорного опыта через игровую деятельность. Для успешной организации сенсорно-моторного развития в группе создана предметно - развивающая среда, оформлен сенсорный уголок, в котором преобладают игры и пособия, сделанные своими руками. Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги, создаём свои, которые не менее, а порой и более любимы детьми.
Для обогащения сенсорного развития младших дошкольников в нашей группе используются следующие игры и пособия:
- тактильные дорожки и таблички;
- дидактические игры на восприятие цвета и формы;
- тактильные карточки «Животные наших лесов»;
- разнообразные шнуровки;
- массажеры (массажные мячи, грецкие орехи, ребристые палочки и др.);
- сухие бассейны с крупой и игрушками;
- игры с прищепками;
- игры с цветными камешками («Большой-маленький», «Подбери по форме», «Заготовки на зиму» и др.);
- игры с пуговицами («Подбери по цвету», «Цветочная полянка»);
- многофункциональное игровое пособие «Обитатели Земли»;
- многофункциональное игровое пособие «Шумелки»;
- игры с пособиями Марии Монтессори и другие.
Родители воспитанников активно участвуют в жизни группы, а также, в изготовлении игр и пособий для своих детей. В результате первого года работы с сенсорным материалом у младших дошкольников прослеживалась положительная динамика, а именно:
- проявление словесной активности;
-интерес к предметам ближайшего окружения и их свойствам;
- активное включение в экспериментальную деятельность;
- выполнение простейшего сенсорного анализа.
Мы не останавливаемся на достигнутом! Опыт работы по данной теме будет пополнятся и активно использоваться в практике.
Список литературы:
1.Интернет-ресурс:http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-viktorovna bardina/nauchno-metodicheskaja-razrabotka-sensornoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta.html
2. Монтессори М. Помоги мне следать это самому: Статьи, советы и рекомендации. Издательство: «Карапуз», 2002.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008.
4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей. Игры на развитие сенсорного воспитания у детей. https://cloud.mail.ru/public/BV7D/jwTC9fbrW
Сенсорное развитие детей....
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...