Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук по средствам дидактических игр у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
материал (младшая, средняя группа) на тему
Развитие ребенка - это долгий, целостный и непрерывный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Развитие мелкой моторики рук по средствам дидактических игр у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Опыт подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Черняева Мария Владимировна
Развитие ребенка - это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона - ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 3-4 лет. По результатам диагностического обследования (по Т. Н Дороновой) детей на начало учебного года, преобладал недостаточный уровень развития мелкой моторики.
Выявив проблемы и затруднения у детей определила цель своей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста. Исходя, из цели работы, были поставлены следующие задачи.
• Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
• Содействовать развитию графических навыков и подготовке руки ребенка к овладению письмом.
• Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.
• Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Использую принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников.
1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.
3. Принцип интегрированности. Взаимосвязь с разными видами деятельности.
4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
5. Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.
Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности.
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
2. Работа с детьми.
3. Сотрудничество с родителями.
4. Взаимосвязь со специалистами детского сада.
5. Работа с педагогами.
Создание предметно-развивающей среды.
В группе создан центр «Ловкие пальчики», куда вошли различные картотеки, пособия, игры. Например вкладыши различного типа, массажные мячики, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы, живой песок, картотеки с различными видами штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, лабиринтов. Для изготовления пособий использован природный и бросовый материал: ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др. Преимущества которых состоят в следующем:
- многофункциональность;
- экономическая выгода;
- общедоступность.
Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработан перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка занятий, картотек по развитию мелкой моторики.
Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, такие как упражнения с круглой щеткой для волос, рисование пером, игры с различной крупой, костяшками от деревянных счет, пипетками, прищепками.
По сравнению с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры:
• Пальчиковая гимнастика.
При выполнении гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма.
• Аквагимнастика.
Специальные пальчиковые упражнения в воде.
• Пальчиковые шаги.
Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
• Игры с предметами.
Прокатить шарик (бусинку) по дорожке: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.
• Игры со счётными палочками.
Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время.
• Игры-мозаики, игры-шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
• Игры-задания с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.
Совместно с детьми принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «Подводный мир», «Игрушки у Петрушки». В международных конкурсах в номинациях «Лучшая поделка», «Развитие мелкой моторики рук», «Ярмарка детских поделок», «Мы фантазеры» заняли первые места.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 65% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.
Разработан план работы с родителями. Организованы консультации: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Развиваем руки, чтобы учиться писать», родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».
Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.
Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.
Взаимосвязь со специалистами.
Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. С каждым специалистом имеется тетрадь взаимодействия. Воспитатель по физкультуре проводит педагогическую диагностику, совершенствует моторные навыки через различные виды упражнений.
Педагог по ИЗО деятельности и художественному труду использует нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами, ниткопись, которые эффективно влияют на развитие мелкой моторики.
Таким образом, взаимодействие со специалистами в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.
Работа с педагогами.
Для педагогов подготовила и провела консультации «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста», «Уголок развития мелкой моторики в детском саду». Провела мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики.
Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации, консультаций, открытые НОД).
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, совершенствованию активной речи, словарного запаса).
Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
Развитие ребенка - это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона - ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 3-4 лет. По результатам диагностического обследования (по Т. Н Дороновой) детей на начало учебного года, преобладал недостаточный уровень развития мелкой моторики.
Выявив проблемы и затруднения у детей определила цель своей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста. Исходя, из цели работы, были поставлены следующие задачи.
• Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
• Содействовать развитию графических навыков и подготовке руки ребенка к овладению письмом.
• Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.
• Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Использую принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников.
1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.
3. Принцип интегрированности. Взаимосвязь с разными видами деятельности.
4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
5. Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.
Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности.
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
2. Работа с детьми.
3. Сотрудничество с родителями.
4. Взаимосвязь со специалистами детского сада.
5. Работа с педагогами.
Создание предметно-развивающей среды.
В группе создан центр «Ловкие пальчики», куда вошли различные картотеки, пособия, игры. Например вкладыши различного типа, массажные мячики, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы, живой песок, картотеки с различными видами штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, лабиринтов. Для изготовления пособий использован природный и бросовый материал: ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др. Преимущества которых состоят в следующем:
- многофункциональность;
- экономическая выгода;
- общедоступность.
Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработан перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка занятий, картотек по развитию мелкой моторики.
Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, такие как упражнения с круглой щеткой для волос, рисование пером, игры с различной крупой, костяшками от деревянных счет, пипетками, прищепками.
По сравнению с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры:
• Пальчиковая гимнастика.
При выполнении гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма.
• Аквагимнастика.
Специальные пальчиковые упражнения в воде.
• Пальчиковые шаги.
Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
• Игры с предметами.
Прокатить шарик (бусинку) по дорожке: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.
• Игры со счётными палочками.
Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время.
• Игры-мозаики, игры-шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
• Игры-задания с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.
Совместно с детьми принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «Подводный мир», «Игрушки у Петрушки». В международных конкурсах в номинациях «Лучшая поделка», «Развитие мелкой моторики рук», «Ярмарка детских поделок», «Мы фантазеры» заняли первые места.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.
Разработан план работы с родителями. Организованы консультации: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Развиваем руки, чтобы учиться писать», родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».
Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.
Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.
Взаимосвязь со специалистами.
Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. С каждым специалистом имеется тетрадь взаимодействия. Воспитатель по физкультуре проводит педагогическую диагностику, совершенствует моторные навыки через различные виды упражнений.
Педагог по ИЗО деятельности и художественному труду использует нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами, ниткопись, которые эффективно влияют на развитие мелкой моторики.
Таким образом, взаимодействие со специалистами в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.
Работа с педагогами.
Для педагогов подготовила и провела консультации «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста», «Уголок развития мелкой моторики в детском саду». Провела мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики.
Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации, консультаций, открытые НОД).
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, совершенствованию активной речи, словарного запаса).
Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир....
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Развитие ребенка - это долгий, целостный и непрерывный процесс....
«Опыт работы с семьей по развитию мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» - писал русский педагог В.А. Сухомлинский....
Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Данные игры представляют интерес не только для педагогов - музыкантов, но и для - воспитателей, педагогов - психологов, логопедов и родителей. Главное - они способны побудить и взрослого, и ребенка ра...
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей младшего и среднего дошкольного возраста
Познавательная активность...
Сказка – как средство нравственно – патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста
laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимоедетское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которогоможно открыть эти истоки, и они забьют живот...