Психологический тренинг по развитию самопознания для подготовительной группы детского сада. Конспект занятия.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кутеева Оксана Алексеевна

Развитие самопознания и самосознания - ключевые навыки успешной социализации. Похожие тренинги помогают познать себя и других, найти полезное общее с другими и важное, индивидуальное своё. Особенно актуальны тренинги такого рода перед сменой социальной-личностной позиции, перед поступлением в школу. Данный конспект психолого-педагогического тренинга ориентирован на группу детей 6-7 лет, численностью не больше 12 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1._konspekt.docx24.77 КБ
Файл zanyatie_1_rabochaya_tetrad.docx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие№1

КТО Я, КАКОЙ Я?

Цели и задачи: способствовать познанию себя, своего полного имени, половой принадлежности, отличительных внешних свойств; дать определение словам: фамилия, тезка; оценить психоэмоциональное состояние, прояснить самооценку детей; формировать позитивное отношение к себе; вспомнить, что является слогом; развитие речи, фонематического слуха, мышления, внимания, памяти, слухового восприятия; способствовать формированию доброжелательного отношения к  сверстниками, к их внешним особенностям; диагностика латерализации – выявление ведущей руки, диагностика эмоционального состояния, самооценки; формирование предпосылок навыка письма; приобщение к художественному труду.

Оборудование: маленькие зеркала на каждого ребенка, мяч.

Ход занятия

Приветствие

Педагог здоровается с группой, выбранным им ритуалом, представляется, демонстрирует рабочую тетрадь, предлагает детям ее рассмотреть. Рассказывает о будущих занятиях, упражнениях, поощрительных фишках, «шкале настроения».

Объявление темы

Тема сегодняшнего занятия – «Кто я? Какой я?»

Беседа по теме 

- Что вы о себе знаете? Кто вы? Какие вы?

- Что есть у каждого из нас? Имя. Нам его дают при рождении.

- Как вас зовут?

- Что еще есть у каждого из нас, кроме имени? Фамилия и отчество.

- Что обозначает слово «фамилия»? Фамилия в переводе с латинского языка, означает – род, семья.

-  Кто знает свою фамилию?

- Что такое отчество? Это – имя отца. Если папу зовут Сергей, тогда отчество у его детей Сергеевич или Сергеевна.

- Назовите своё отчество.

- А почему у кого-то отчество Сергеевич, Иванович, Владимирович,  а у кого-то Сергеевна, Ивановна, Владимировна? Отчества бывают мужские и женские.

- Все мы отличаемся друг от друга по полу. Кто-то из нас мальчики, а кто-то девочки. Девочки, поднимите руки! Посмотрите, как много красивых девочек! А теперь мальчики поднимите руки! Посмотрите, как много сильных мальчиков!

- Чем еще мы отличаемся друг от друга? Мы отличаемся друг от друга внешностью.

- Что такое внешность? Это наш внешний вид, наш образ, то, как мы выглядим.

- Посмотрите, как выгляжу я.

Педагог описывает себя: рост, цвет волос, цвет глаз, одежду и обувь.

- Опишите и вы себя.

- Вы заметили, как много в нас общего и в тоже время мы отличаемся друг от друга. У каждого из нас есть имя, фамилия и отчество, но они разные. Мы все мальчики и девочки, но никто друг на друга не похож.

Упражнение «Автопортрет» 5 минут

Диагностика эмоционального состояния, самооценки, изучение индивидуальных особенностей личности. Обработку и интерпретацию результатов проводит психолог индивидуально.

- Перед вами рамочка. Нарисуйте себя в ней.

Допускаются любые рисунки. Предлагать варианты рисования и раскрашивания нельзя. При желании детям можно разрешить пользоваться зеркалом.

- Под рамочкой напишите своё имя.

Педагог помогает ребятам подписывать свои портреты, отвечает на вопросы, регламентирует время.

Отказ ребенка от выполнения задания может быть результатом низкой самооценки. Тревожное ожидание оценки своей работы ведет к повышенному нервно-психическому напряжению. В таком случае взрослому необходимо подчеркнуть, что он не намерен оценивать качество рисунка, сравнивать его с другими работами. Если ребенок категорически откажется рисовать автопортрет, предложите ему заменить рисунок фотографией. В случае, если рисунок не завершают, можно предположить, что намечающийся результат, по мнению ребенка, не соответствует ожиданиям взрослого, и ребенок стремится избежать неудачи, что также указывает на низкую самооценку. В этом случае приободрите, похвалите ребенка.

Если анализ рисунков и ответов укажет на заниженную самооценку, таким детям во время занятий необходимо оказывать психологическую невербальную  поддержку: доброжелательный взгляд, одобрительные жесты, дружественные прикосновения.

Упражнение-игра «Ласковое имя»

- Давайте сейчас поиграем. Я буду бросать мяч, а вы называть своё имя. Все остальные будут называть это имя ласково.

Упражнение повторяется до тех пор, пока в нём не поучаствует каждый ребенок.

- Как звучит ласково моё имя? А имя вашей воспитательницы/мамы/брата?

- Вам понравилось, когда вас называли ласково? Называйте ласково своих друзей, родных и близких.

Упражнение «Тезки»

- Вы заметили, что у многих из нас имена повторяются? Педагог приводит примеры. Как называют людей с одинаковыми именами? Тезки. Знаете ли вы своих тёзок? Назовите их.

- Я буду называть имена известных людей, которые своими делами принесли пользу миру, стране, городу, а тот, кто является его тезкой, должен будет поднять руку и сказать: «Мой тезка!»

К этому упражнению педагог/психолог готовится заранее и к имени каждого ребенка подбирает имена (возможно с изображениями) известных людей: артисты, художники, композиторы, спортсмены, космонавты, инженеры, педагоги, воспитатели, общественные деятели, победители городских соревнований, почетные жители города и т.п.

- Вы, как и ваши тёзки, тоже можете стать известными людьми города, страны или даже мира.

- Кем вы мечтаете стать, когда вырастите?

Упражнение «Собери имена из слогов»

- Перед вами два столбика слогов. Что такое «слог/слоги»? Это часть слова. Каждое слово состоит из слогов.

- Из этих слогов вам нужно собрать имена. Для этого соедините слоги из первого столбика со слогами второго. Если имя существует, проводим соединяющую линию, если не существует, пропускаем.

Педагог приводит пример по работе с первым слогом «А». Далее дети работают самостоятельно. По окончании, дети называют получившиеся имена, а педагог записывает их на доске.

Если дети назвали не все имена, педагог подсказывает, какие имена еще можно сложить.

Упражнение «Кто я - правша или левша?»

Диагностика латерализации, выявление ведущей руки.

- Все люди делятся на правшей и левшей. Одним удобно писать правой рукой – они правши, другим удобно писать левой – они левши. Сейчас мы выясним, кто из вас правши, а кто левши. Возьмите карандаш в правую руку и пропишите две строчки правого столбца слева направо.

Педагог демонстрирует в тетради как правильно выполнять упражнение.

- Теперь возьмите карандаш в левую руку и пропишите две строчки левого столбца справа налево.

- Какой рукой вам было удобнее писать? Какие строчки получились аккуратнее? Кто правша? Кто левша?

Игра «Ах, какой я молодец!» Дети выходят на свободную игровую зону, становятся в круг. Пока идут по кругу, слушают слова педагога. На заданном слове останавливаются, хлопают в ладоши и говорят: «Ах, какой я молодец!». На следующем заданном слове направление круга меняется. Заданными словами могут быть имена детей, отчества, имена известных людей и т.п.

Упражнение «Соедини правильно, найди лишнее»

- У вас в тетради нарисованы мальчик, девочка и их одежда. Помогите ребятам разобрать одежду. Соедините мужскую одежду с мальчиком, женскую с девочкой, а лишние предметы обведите карандашом.

В конце педагог проводит проверку:

- Назовите мужскую одежду, женскую, лишние предметы.

- Что лишнее? Почему? Ласты и велосипед – не одежда, это – спортивный инвентарь. Им могут пользоваться и мальчики и девочки, и взрослые и дети.

В конце упражнения педагог делает вывод, что мальчики и девочки одеваются по-разному.

Упражнение «Кто это?»

- А теперь игра! Я буду описывать одного из вас, а вы должны догадаться о ком я говорю.

Варианты описаний:

  • Это мальчик. Он рыженький. Кто это?
  • Это девочка. Она сама маленькая и худенькая. Кто это?
  • Это мальчик и девочка. Они оба носят очки, которые им очень идут. Кто они?
  • Это три девочки. Они заплели сегодня косы. Кто они?
  • Это мальчик. Он одет сегодня в синюю футболку и серые шорты. Кто это?
  • Это три мальчика, имена которых начинаются на букву Н. Кто они?
  • Это девочки, у которых светлые волосы. Кто они?
  • Это ребята, у которых маечки и трусики. Кто они? Правильно, это – все вы!

- Мы все разные и не похожи друг на друга, но у всех нас есть много общего.

Рефлексия - «Шкала настроения»

- Давайте познакомьтесь с мордашками-смайликами. Их пять. У одного смайлика очень весёлое настроение, у второго – весёлое, у третьего – обычное, спокойное, у четвертого – плохое, а у пятого – очень плохое.

- Какое настроение у вас сейчас? Раскрасьте эту мордашку в цвет, который вам нравится.

Подведение итогов

- Наше занятие подошло к концу.

- Что нового вы узнали?

- Какие упражнения вам понравились больше всего? Почему?

Домашнее задание

  • Выясните у родителей, почему вас назвали вашим именем, что оно обозначает, кого еще в вашей семье зовут так же?
  • Узнайте у родителей своё полное имя.
  • Узнайте у кого из великих и прославленных людей такое же имя, как и у вас.

Ритуал прощания

Педагог использует выбранный им ритуал прощания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе детского сада

Мини-музей ,,Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.”...

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе детского сада, тема занятия «Путешествие на остров чудес»

Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Мама - главное слово".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Мама - главное слово"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада «Встреча умных и находчивых»

Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.Вспомнить и назвать сказки по сказочным гер...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада «Кто умнее…»

Цели занятия:Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.Вспомнить и назвать сказк...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада: «Осень в парке»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада: «Осень в парке» Описание материалаКонспект занятия по развитию речи «Прогулка по осеннему лесу» ...