Сюжетное занятие по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тарасова Анна Николаевна

Цель: формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетное занятие по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

Разработала: педагог-психолог Тарасова А. Н.

Цель: формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • развитие у детей познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображение, восприятие;
  • развитие умения ориентироваться в тетради, мелкой моторики;
  • межполушарное развитие;
  • снятие мышечного напряжения, внутренних барьеров;
  • укрепление здоровья детей;
  • развитие эмоционально-волевой сферы.

Материал: проектор, тетради в крупную клетку, 2 простых карандаша, цв. карандаши, видео «Дуб» и «Береза»,

 Ритуал приветствия

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Уважаемые гости! Я рада Вас всех приветствовать! Ребята сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. А для начала,  посмотрите сюда сегодня утром я пришла в детский сад и нашла конверт с письмом. Давайте его прочитаем. "Здравствуйте ребята! Ждите меня в гости. Лесовичок.»

Звучит музыка, заходит Старичок-лесовичок

Лесовичок: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! К вам я  торопился, очень ждал с вами встречи. Никогда я не был в детском саду, но слышал я что у вас  всегда весело и  здесь самые умные, добрые, трудолюбивые ребята. Вот и захотелось мне побывать у вас, посмотреть как вы здесь живете, чем занимаетесь. Поиграть с вами.

Очень я люблю загадки. Послушайте и попробуйте отгадать? (достает из корзинки листочки с загадками)

В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

Летом вырастают, 

Осенью опадают. (Листья)

Звучит звук сильного ветра у Лесовичка падает корзина и из нее высыпаются листья. (листья разрезаны пополам)

Лесовичок: Ой какой сильный ветер, не удержал я корзину.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие памяти, мышления, зрительного восприятияю, внимания

Дети собирают листочки и видят, что все листочки разрезаны пополам, ищут пару и соединяют части листочков.

Психолог: Ребята давайте-ка все вместе поможем дедушке. Помогать будем все вместе дружно, каждый возьмет по одному листочку. А вы обратили внимание что листья не целые. Половинки листьев. Найди те пожалуйста пару для своих листочков и соедините их

Лесовичок:  Какие вы молодцы. Листочки собрали. А что это за листья и с каких они деревьев?

Стучит посохом Выводит видео березы и видео дуба.

Игра Этюд

Цель: преодоление внутренних барьеров, застенчивости, снятие мышечных зажимов

Психолог: А сейчас мы поиграем с вами в деревья

Лесовичок  стукает посохом Включается видео березы и видео дуба.

Лесовичок. Вокруг себя вы повернитесь и в деревья превратитесь.

Психолог: Представьте, что вы превратились в могучие дубы. У дуба крепкие корни - крепко упритесь ногами в пол, большие мощные ветви -сожмите кулаки.

Лесовичок стучит посохом. Видео березки

Психолог: А сейчас превратитесь в тонкие березки. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими.

Старичок-лесовичок. Вокруг себя вы повернитесь и в детишек превратитесь.

Психолог: Устал дедушка посиди, отдохни. Ребята, а вы проходите и садитесь на стульчики.

Психолог: Ребята, а вы помните, какую загадку загадывал нам Старичок-лесовичок.

Летом вырастают, 

Осенью опадают. (Листья)

Упражнение «Корректурная проба»

Цель: развитие внимания

Достаньте пожалуйста листочки с картинками, посмотрите внимательно на нее. Нужно найти все листочки и раскрасить их желтым карандашом. Когда я скажу закончили нужно листочки убрать в папку. Приступаем.

Зрительная гимнастика для глаз «Опавшие листья» (на экран выводится подготовленная анимация с облетающими листьями, звучит мелодичная расслабляющая музыка)

Цель: профилактика нарушений зрения, активация мозга и межполушарное взаимодействие

Психолог: Голова зафиксирована, наблюдаем за листочками только глазами не поворачивая голову.

Упражнение «Графический диктант»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивают мелкую моторику, произвольность.

Психолог (повторяет загадку)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

Растяжка «Дерево»

Цель: нормализация гипертонуса и гипотонуса мышц.

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Ход: Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.

Психолог: Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Упражнение «Рисование двумя руками»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Психолог: Ребята в конце осени на деревьях практически не остается листочков, они опадают. Сейчас мы с вами нарисуем листочки под нашим деревом, но рисовать мы будем одновременно двумя руками. Возьмите в руки простые карандаши. Не забываем главное правило – очень важно рисовать одновременно двумя руками.

Старичок-лесовичок: Ребята я знаю одну игру она называется «Ау!» хотите поиграть? Тогда подходим ко мне и встаем в круг.

Хороводная игра «Ау!!!»

Цель:  развитие слухового восприятия, коммуникативных качеств, формирование выдержки.

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова

 «Петя, заблудился ты в лесу,

Мы поем тебе АУ!

Ты глаза не открывай/,

Кто позвал тебя узнай!

Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Рефлексия (дети стоят в кругу)

Психолог: Вот и подходит наша встреча  к концу. Дедушка Лесовик тебе понравилось у нас в гостях?

Старичок-лесовичок: Очень понравилось! Мне пора ребята возвращаться в лес, следить там за порядком. А в подарок я вам оставлю волшебный листочек, чтобы не забывали обо мне. До свидания!

Психолог:

- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?

- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?

- Что было для вас трудным, а что давалось легко? Почему?

Ритуал прощания

Цель: сплочение группы, созданию атмосферы группового доверия и принятия, формирование терпимого отношения к физическому контакту.

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Литература

  1. Психологическая подготовка детей к школе. Шарохина В.Л. «Национальный книжный центр», 2011.
  2. Рахманова Е.М. «Графические диктанты для подготовки руки к письму 5-7 лет». – М.: «Литера», 2016 39.
  3. Система коррекционноразвивающих занятий по подготовке детей к школе. Останкова Ю.В. «Учитель», 2007.
  4. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Сиротюк А.Л. «Аркти», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Консультация для родителей на тему: "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе"

В консультации рассказаны условия успешной подготовки к школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

Предлагаемая программа  «АБВГДЕйка» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий                     ...

Тема выступления: Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой

Тема выступления по конструктивной деятельности: "Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой"...

Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок р...

Статья "Музыкальное развитие как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

В статье подробно изложен материал о музыкальных занятиях и как они помогают развиваться дошкольнику....

Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"

Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....