Мастер-класс
методическая разработка
Плетение мандалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_master-klassa_pletenie_mandaly.docx | 40.35 КБ |
pletenie_mandaly.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Дамырак»
с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна
План-конспект мастер-класса
«Плетение мандалы из ниток»
Подготовила:
Адывар Айлана Радионовна,
воспитатель.
Кызыл - Мажалык-2019
Цель: активизация творческой деятельности педагогов.
Задачи:
- познакомить педагогов с новой нетрадиционной техникой плетения мандалы, научить практическим умениям в создании мандалы из ниток.
- развивать умения создавать узор, используя нить, как средство изображения.
- воспитывать интерес и желание использовать новую технику в работе с детьми.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, схемы мандалы для раскрашивания, образцы готовых изделий, выполненных из различных материалов, зубочистки, шпажки, нитки разных цветов, ножницы.
План проведения мастер-класса:
- Вводная часть.
- Практическая часть. Презентация.
- Рефлексия
- Приложения
Ход мастер-класса:
1 .Вводная часть
В последнее время в дошкольные учреждения все чаще поступают дети с речевыми патологиями и нарушением эмоциональной сферы. Работа с такими детьми требует использования новых технологий.
Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и инновационных педагогических технологий, что вызвано необходимостью реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС).
На сегодняшний день педагоги для всестороннего развития детей используют разные технологии. Сегодня я хочу познакомить вас с одной из них. Это технология плетения мандалы из ниток.
Мандала — это санскритское слово, означающее круг, центр, полигон, единство (перевод с санскрита). В переводе с тибетского означает центр круга с внешними стенами и окружающей средой. Традиционно ее обозначают кругом — символом космоса и природы, самая гармоничная и цельная геометрическая фигура и квадратом — символом Земли и мира, созданного человеком.
Мандала (ударение на первый слог) пришла к нам с Востока, известного своим символизмом. Мандалами украшают интерьер, используют в быту, делают украшения. Существует огромное разнообразие изображения мандал, и я сейчас представлю их вашему вниманию. (слайды-фото)
Виды мандал
1. Двумерные мандалы – нарисованные на плоскости.
Их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки.
2.Обьемные ( рельефные ) мандалы
3. Вышитые на ткани.
Мандалы вышивают на одежде, сумках, скатертях, подушках.
4. Мандалы, сделанные из лепестков цветов и разных цветных зерен.
5. Мандалы, сделанные из ниток
(мандалы в стиле ниточного дизайна)
6. Мандалы, сделанные из песка и цветного порошка.
7.Мандалы, сделанные из металла.
8.Мандалы, сделанные из дерева.
9.Мандалы, высеченные на камне.
10. Мандалы, сделанные из драгоценных камней и минералов.
11.Мандалы, изображенные на потолках храмов.
12.Мандалы. изображенные на стенах храмов.
13.Мандалы, изображенные на полах храмов.
14.Круги на полях
Еще одним распространенным и таинственным по своей природе видом мандал являются круги на полях. До сих пор существуют много теорий и версий о том, кто, как и с какой целью их делает. Однако их тайна никак не умаляет их красоты и удивления, которое они вызывают.
15.Мандалы, сделанные с помощью компьютерных программ.
В последние годы различные мандалы были созданы с помощью компьютерной графики, хотя они, как правило, создаются не буддистами и не считаются священными.
16. Мандалы, выполненные на тарелках.
Для украшения тарелок применяют также бисер, блестки, различные краски.
17.Украшения и амулеты в виде мандал.
18.Нательные рисунки в виде мандалы.
19.Украшение интерьера.
20.Мандала,выполненная на диске.
Работа с мандалами является одним из способов развития творческих способностей у детей. В современном мире обучение детей направлено на развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление. Правое же обычно остается не задействовано. Но именно оно отвечает за визуализацию, телепатию, ясновидение, творческие способности, которые мы считаем чем-то необычным, присущим единицам людей.
Мандала имеет большую психотерапевтическую ценность,которую открыл Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр.
Работа с мандалой благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных и позволяет
развивать у них саморегуляцию. Заниматься в этой технике с дошкольниками можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии,т.к. она помогает решить ряд задач:
• Диагностика нарушений в психо-эмоциональном состоянии ребенка
• Снятие внутреннего напряжения и тревожности, релаксация
• Развитие произвольности поведения
• Развитие творчества
• Развитие мелкой моторики рук
• Воспитание аккуратности
• Активизация бессознательного
• Гармонизация внутреннего состояния
• Нахождение внутреннего ресурса
• Развитие коммуникативных навыков
• Актуализация чувств
- Развитие образной памяти, целостного восприятия мира.
Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандалы.
С какого возраста стоит знакомить ребенка с детскими мандалами?
В силу того, что процесс создания и раскрашивания мандал для детей требует определенной усидчивости, хорошего владения карандашом (т.е не выходить за края), понимание конечного результата, то уместно предложить и рассказать ребенку о мандалах не ранее 4-х лет.
Дети раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными и, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру). Здесь нет четких правил, работа с мандалой – это творчество и интуиция.(Показ схем для раскрашивания).
При использовании мандалы на занятиях с детьми я придерживаюсь следующих правил:
-выбор схемы мандалы ребенок осуществляет самостоятельно;
-при раскрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет.
-на одном занятии ребенок работает только с одной мандалой;
-отсутствие комментариев по поводу работы в присутствии ребенка;
-использование музыкального сопровождения;
- после раскрашивания мандалы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях.
В мандалах для детей используются более простые и понятные для детского восприятия узоры: фигуры животных, птиц, сказочных героев.
В старшем дошкольном возрасте помимо раскрашивания дети могут создавать свои собственные мандалы из разнообразного материала (цветной песок, соль, камни). Перед созданием детьми собственных мандал очень важен правильный психологический настрой. Для этого я использую различные методы релаксации.
После окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.
Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
Во время работы очень нервные дети успокаиваются, а дети, пассивные и апатичные, во время творческойработы получают заряд энергии, который стимулирует их и делает веселыми.
Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, подверженых различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят
глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного
расслабления.
Эту технику можно использовать :
- в кружковой работе;
- как фрагмент какой-либо непосредственно образовательной деятельности;
- в коррекционно-развивающей работе;
-в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, процесс создания и раскрашивания мандалы -увлекательная игра для ребёнка, которая способствует не только приобретению уверенности в себе, развитию творческих способностей, но и
обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению
желания снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и
вдохновляет.
Совершенно не важно умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Интерпретировать цвета и символы, использованные в мандале, можно только со слов ребенка, задав вопрос: «Что это? Какой это цвет? Какие чувства ты испытываешь, когда используешь этот цвет? Почему ты выбрал для контура именно такой цвет? Что он для тебя значит?» Подсчитывается число элементов мандалы (например, круги, лепестки, сектора, сердечки).
Чтобы понять глубинный смысл символики чисел, цветов, фигур и образов, можно обратиться, например, к словарю символов (показ символов)
Из вышеизложенного следует отметить, что арт-терапия как метод, используемый в коррекционных и развивающих целях, остается доступным и
эффективным в современных технологиях при построении воспитательно-
образовательного процесса, при работе по оздоровлению детей, способствующий сохранению и укреплению физического, психического и социального благополучия детей.
2.Основная часть
А сейчас я вам предлагаю создать свою собственную мандалу.
Для этого нам нужны:
1. деревянные палочки
(это могут быть китайские палочки, деревянные шпажки, зубочистки и др.).
2. Цветные нитки.
3. Немного свободного времени.
4. Хорошее настроение
1. Итак, берем нитки одного цвета и две ровные палочки. Я взяла розовые.
2. Находим середину у палочек и кладем их друг на друга таким образом, чтобы получился крестик. Соединяем их любым узлом так, чтобы зафиксировать нить.
3. Далее, вокруг каждого хвостика палочки начинаем обворачивать ниточку, перекидывая ее на следующий хвостик.
4. В итоге у вас должен получиться ромб. Сзади он выглядит вот таким образом.
5. Привязав ниточку другого цвета и заплетая ее по такому же принципу, мы получает ромбик в виде рамочки другого цвета.
6. Дальше мы должны взять еще две палочки и сплести еще один ромб по той же технологии. Он может быть любым цветом. Я сделала желтенький. Вот что у меня получилось.
7. Далее мы привязываем к одной из сторон палочки любого ромба ниточку другого цвета. Накладываем один ромбик на другой.
8. Теперь самый ответственный момент! Нам необходим закрепить два ромбика. Для этого мы, используя тот же самый принцип узелка, начинаем плести через две палочки.
9. В итоге каждая палочка должна быть заплетена ниткой. Ширину подобной окантовки мы регулируем количеством ниточных кругов.
10. А можно поменять цвет нитки и сделать другую дополнительную окантовку.
11. Далее по тому же принципу плетем через одну палочку. В итоге получаем в рисунке квадрат.
12. Меняем цвет и отправную точку плетения, получаем квадрат другого цвета.
13. Остается самый последний шаг. Берем нитку другого цвета и по тому же принципу обводим ей каждую палочку.
14. Меняем цвет нити и повторяем последнюю процедуру. В итоге получаем красивую основу для брошки, серег и других аксессуаров.
3.Рефлексия
Мне очень нравится эта техника плетения. В ней присутствуют элементы цветотерапии, отдыха и создания индивидуальных и красивых вещей. Согласны?
Покажите друг другу, что успели сделать. Что вызвало у вас затруднение и что понравилось?Я надеюсь, что я заинтересовала вас своим творчеством и некоторые из вас будут применять эту технику в своей работе.
4.Приложение
Игрушки своими руками для детей
Плести мандалы вместе с детьми - полезное и увлекательное занятие.
Делаются мандалы быстро и легко. Ими можно украсить стену в гостиной
или детской.
К тому же, это дешево, особенно, если дома завалялись старые клубки
шерсти и разного рода украшения – бусины, пуговицы или что-то похожее.
Вам понадобятся:
• 2 палочки от мороженого,
• пряжа разных цветов,
• ножницы,
• клей, например, ПВА.
Совет: если нет палочек от мороженого, можно заменить их любыми
прутиками или старыми цветными карандашами. Подойдут ветки ивы,
березы и других лиственных. Веселым ярким украшением на новогодней
елке станут маленькие мандалы, их можно сделать из обычных зубочисток и
толстых ниток. Однако, для маленьких детских ручек подойдут плоские
палочки и толстая пряжа.
Как плести мандалу
1. Склейте палочки посередине крест-накрест.
Подсушите место склеивания (так ребенку будет легче плести).
2. Для удобства можете разметить палочки цифрами от 1 до 4.
3. Намотайте пряжу на 1-ую палочку 2 раза, чтобы нить пережала сама себя.
Затем таким же образом наматывайте пряжу по кругу на каждую из палочек.
Замечая цифры, ребенок будет лучше понимать, что делает.
Совет: в самом начала намотайте пряжу крест-накрест несколько раз чтобы серединка не оказалась голой.
4. Наматывайте пряжу раз вокруг 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой палочек и т.д., пока не
сложится рисунок первого "слоя" глаза.
5. Завяжите нить узелком на тыльной стороне обрежьте нить и начните
наматывать новую, другого цвета. Таким же образом можно намотать еще
несколько цветов.
Совет: Новую нить начинать стоит уже с другой палочки, чтобы кончики
старой и новой не мешали друг другу. Потом оба кончика нужно обрезать.
Заканчивать наматывание нити нового цвета желательно на той же палочке, с
которой вы ее начинали.
Вот как выглядит весь процесс наматывания пряжи в целом.
6. Намотав нужное количество цветных слоев, украсьте вашумандалу тем,
что имеется под рукой или заранее заготовленными украшениями.
В нашем случае были заготовлены желтые кисточки. Чтобы сделать
кисточки, я отрезала 4 нити примерно по 45 см. Затем каждую нить
многократно сложила надвое до нужного мне размера. Когда мандала почти
готова, последней нитью я приматываю сложенную много раз пряжу к концу
изделия. Примотав все заготовки, обрезаю у каждой из них кончики, чтобы
кисточки "расправились".
Совет: Также можно добавить перышки, бисер, пуговицы, семена или
желуди, колокольчики, пайетки или другие украшения.
Вот что у меня получилось - 4-угольная разноцветная мандала с кисточками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : активизация творческой деятельности педагогов. Задачи : Познакомить педагогов с новой нетрадиционной технологией плетения мандалы , развивать умения создавать узор, используя нить, как средство изображения. Воспитывать интерес и желание использовать новую технологию в работе с детьми. Оборудование : образцы мандал , выполненных из различного материала, (шпажки ), нитки разных цветов, ножницы.
План проведения мастер – класса: Вводная часть. Практическая часть. Презентация. Рефлексия Приложения
Ход мастер – класса: 1.Вводная часть В последнее время в дошкольные учреждения все чаще поступают дети с речевыми патологиями и нарушением эмоциональной сферы. Работа с такими детьми требует использования новых технологий. Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и инновационных педагогических технологий, что вызвано необходимостью реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования ( ФГОС) На сегодняшний день педагоги для всестороннего развития детей используют разные техники. Сегодня я хочу познакомить вас с одной из них. Это техника мандала .
Мандала — это санскритское слово, означающее круг, центр, полигон, единство (перевод с санскрита). В переводе с тибетского означает центр круга с внешними стенами и окружающей средой. Мандалами украшают интерьер, используют в быту, делают украшения. Существует огромное разнообразие изображения мандал , и я сейчас представлю их вашему вниманию.
Виды мандал 1 . Двумерные мандалы – нарисованные на плоскости. Их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки.
2.Обьемные мандалы
3. Мандалы , сделанные из разных цветных зерен.
4. Мандалы , сделанные из ниток ( мандалы в стиле ниточного дизайна)
5.Мандалы , сделанные из металла.
6 .Мандалы. высеченные на камне.
7 .Украшение интерьера .
8. Мандалы , сделанные из песка и цветного порошка.
9 .Мандалы , изображенные на потолках храмов.
10.Украшения на амулетах и серьгах в виде мандал .
11.Мандалы . изображенные на стенах храмов
Работа с мандалами является одним из способов развития творческих способностей у детей. Работа с мандалой благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных и позволяет развивать у них саморегуляцию . Заниматься в этой технике с дошкольниками можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии, т.к. она помогает решить ряд задач:
\ • Снятие внутреннего напряжения и тревожности, релаксация • Развитие произвольности поведения • Развитие творчества • Развитие мелкой моторики рук • Воспитание аккуратности • • Гармонизация внутреннего состояния • Нахождение внутреннего ресурса • Развитие коммуникативных навыков • Актуализация чувств Развитие образной памяти, целостного восприятия мира. .
С какого возраста стоит знакомить ребенка с детскими мандалами ? В силу того, что процесс создания и раскрашивания мандал для детей требует определенной усидчивости, хорошего владения карандашом ( т.е не выходить за края), понимание конечного результата, то уместно предложить и рассказать ребенку о мандалах не ранее 4-х лет. Дети раскрашивают мандалы , начиная от простых узоров, заканчивая более сложными и, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру). Здесь нет четких правил, работа с мандалои ̆ – это творчество и интуиция. (Показ схем для раскрашивания)
Значение цвета Жёлтый или оранжевый — защищает от колдовства, чёрной магии, сглаза и отрицательного влияния. Мандала таких оттенков дарит положительную энергию и укрепляется здоровье. Синий — очищает мысли, улучшает работу мозга, избавляет создание от навязчивых мыслей и страхов. Голубой — оберегает от порчи и наговоров, способен дарить владельцу мандалы умиротворение и спокойствие. Зелёный — хорошо влияет на финансовое состояние, а также на здоровье сердца. Амулет такого цвета помогает добиваться успеха по карьерной лестнице, а в комбинации с голубым тоном он стабилизирует эмоциональное состояние. Фиолетовый — служит как защита от зла и опасностей, а также развивает интуицию, дарит вдохновение и помогает раскрывать творческий потенциал. Красный — укрепляет силу воли, дарит уверенность в себе и прогоняет депрессию. Этот цвет также символизирует страсть и любовь, поэтому помогает найти вторую половинку одиноким людям и вернуть былые чувства партнёрам, которые долго находятся в отношениях. Белый — повышает уровень интеллекта, улучшает память.
Мандала исполнения желаний Итак , нам нужна мандала для исполнения желаний, ведь она же все-таки талисман. Любое желание материализуется, если думать о нем позитивно и заговаривать. Создавая мандалу на исполнение желания, вы именно и будете этим заниматься.
2.Основная часть А сейчас я вам предлагаю создать свою собственную мандалу . Для этого нам понадобятся ШАГ 1 Возьмите нитки, ножницы, деревянные палочки (это могут быть китайские палочки, деревянные шпажки, зубочистки и др .).
ШАГ 2 Свяжите по середине две палочки вместе, оставив небольшой свободный конец нитки. ШАГ 3 Разверните палочки так, чтобы образовался крест Четыре угла мандалы символизируют четыре природных стихии: землю, огонь, воздух и воду.
ШАГ 4 Зафиксируйте положение палочек плетением по диагонали сначала с одной, а потом с другой стороны. Чтобы скрыть свободный конец нити пустите его вначале и зафиксируйте основной нитью. ШАГ 5 Внимательно следя за тем, чтобы палочки находились под прямым углом относительно друг друга, начинаем плести «квадрат», обматывая нитью последовательно каждую палочку, именно так, как показано на фото.
ШАГ 6 Квадрат можно сделать любого нужного вам размера и использовать несколько цветных ниток на ваше усмотрение. Заканчивать плетение надо на той же палочке, с которой вы начинали плести, закрепив одним узелком нитку. ШАГ 7 Теперь повторим предыдущие шаги с оставшейся парой палочек. В итоге у нас будет два схожих креста, из которых мы и изготовим нашу мандалу . Квадраты могут быть одинаковы по размеру, либо нижний немного больше верхнего, цвета ниток выбирайте произвольно. Цвета нитей, используемые при плетении также имеют свои значения
ШАГ 8 Этот этап самый ответственный – нам предстоит скрепить две деревянные основы, следя за тем, чтобы палочки находились ровно во всех плоскостях, образовывая восьмилучевую звезду. Закрепим нитку на нижнем деревянном кресте. ШАГ 9 Используя плетение «розетка» скрепим вместе два креста. Этот этап требует определенной сноровки, нужно постоянно следить за тем, чтобы палочки располагались правильно во всех плоскостях. От точности и жесткости плетения зависит общий вид и прочность нашей будущей мандалы . «Розетка» плетется через две палочки, оплетая каждую третью так, как показано на фото.
ШАГ 10 Плетя «розетку» можно использовать разноцветные нитки. Закончив плести «розетку» скрепляем двойным узлом нитку со свободным концом нити. Самый сложный этап позади. ШАГ 11 Можно переходить к расслабленной части плетения – квадратам. Их мы плетем через одну палочку, сплетая квадрат сначала на нижнем кресте, а затем на верхнем.
ШАГ 12 Ну вот, пора включать фантазию и, используя два плетения «розетка» и «квадрат» и разноцветные нити, плести свой узор мандалы . Стоит только учесть тот момент, что нужно оставить примерно четверть длины палочек на заключительное плетение
Наша мандала готова!
3.Рефлексия Мне очень нравится эта техника плетения. В ней присутствуют элементы цветотерапии , отдыха и создания индивидуальных и красивых вещей. Согласны? Покажите друг другу, что успели сделать. Что вызвало у вас затруднение и что понравилось? Я надеюсь, что я заинтересовала вас своим творчеством и некоторые из вас будут применять эту технику в своей работе.
Попробуйте и вы! Желаю вам испытать радость творчества!
http://www.mrwolf.ru/Psihologiya/Pro4ee/8737 http://planetadetstva.net/pedagogam/gotovimsya-k-shkole/mandala-texnika-pleteniya.html Источники информации: 1. Диагностика в арт-терапии . Метод « Мандала »./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб .: Речь, 2002.-144с. 2. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии ».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с. 3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341. 4. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы . Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19. 5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой . Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...