опыт
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опыт «Где живут человечки пара»
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Стук в дверь, появляется Незнайка. Н. – Добрый вечер! Я предлагаю сегодня устроить чаепитие. К чаю я принёс угощение. В. – Здравствуй Незнайка! Дети, что опять перепутал наш друг? В. – Ребята, устроим чаепитие? А что необходимо для этого? В. – Итак, у нас есть самовар с водой, кружки, угощенье. Можно пить чай? Как вы узнали, что вода холодная? (Потрогали самовар). Кто помог? Да, руки. Сделаем отметку уровня воды. (Подогревает самовар до теплого состояния). А сейчас можно? Н. – Давайте закроем глаза и послушаем, я слышу звуки. Н. – Кто вам помог услышать звуки? Да, уши. А почему шумит самовар? В. – Вы правильно определили, что от высокой температуры, вода нагревается, и поэтому мы слышим, как она шумит, и видим, как появляется пар. Как вы думаете, можно ли сейчас потрогать самовар? Почему? В. – А как вы считаете, все ли части самовара нагрелись (предлагает потрогать ручки самовара). Что сильнее нагревается железо или дерево? В. – Вот такое свойство, когда один и тот же предмет обладает противоположными свойствами, как наш самовар, местами горячий, местами холодный, называется противоречием. Самовар должен быть горячим, чтобы нагреть чай. И он не должен быть горячим, так как невозможно его переставить. Что делать? Самовар должен быть местами горячий, местами холодный. В каком месте он должен быть холодным? Да, там, где ручки. Что они придумали, чтобы самовар можно было переставлять, даже тогда, когда он горячий? Да, деревянные ручки, то есть использовали свойство дерева не проводить тепло. Свойство проводить тепло сменили на противоположное – слабо проводить тепло. А как можно приподнять крышку самовара и не обжечься? Ещё одно противоречие. Какое? Да. Самовар должен быть горячим, чтобы можно было пить горячий чай, и должен быть холодным, чтобы можно было поднять крышку и не обжечься. В. – Правильно. Именно поэтому ваши мамы используют специальную рукавичку, чтобы поднять крышку самовара или кастрюли. А иногда вставляют в крышки деревянные пробки, это тоже помогает избежать ожогов. Вместе с вами мы разрешили противоречие, используя приём посредника. А теперь вновь вернёмся к самовару. Откуда берётся пар в самоваре? Н. – Я тоже думаю, что это вода. В. – Давайте проверим ваши версии. У меня стекло. Потрогайте, какое оно? Да, холодное, гладкое, прозрачное, как льдинка. А теперь я холодное стекло размешаю над горячим паром. Что происходит? В. – Что заставило воду превратиться в пар? Н. – Здесь всё понятно. Вы нагрели воду, и вам помогло в этом электричество. А куда исчезает вода после дождя летом? Там ведь нет электричества? В. – Может, кто-то догадается, кто помогает воде в лужах превратиться в пар? Н. – Знаете ли вы, откуда берутся облака? Н. – А почему идёт дождь? В. – Так что же такое пар? Да, он лёгкий, горячий, может летать, его нельзя удержать в сосуде. Такое состояние называется газообразным. Если бы вам пришлось изобразить его с помощью маленьких человечков, то какими бы вы их изобразили: дружными, равнодушными или недружными, стремящимися разбежаться? Как бы мы их нарисовали? Н. – А я придумал игру «Огонь, вода и ветер». Пусть часть детей смоделируют самовар, другая часть воду в нём, воспитатель будет огнём, а я буду холодным ветром. Если дети правильно смоделируют все процессы, они будут победителями, а если ошибутся, то мы. В. «Огонь» нагревает воду, проговаривая: «Я только чуть-чуть нагрел воду, теперь сильнее, ещё сильнее и очень сильно». Дети «вода» начинают двигаться и тем быстрее, чем больше нагревается вода, потом начинают убегать из самовара. Это пар. Дети разбегаются. Встречаются с ветром. Если ветер произносит слова: «Я ледяной ветер», «пар» превращается в воду. Дети становятся рядом - «равнодушные человечки». У жидких человечков по солнышку – символ энергии. У газообразных –по 2 солнышка (им по 1 солнышку добавит огонь). У огня – много солнышек (по 1 солнышку он отдаст человечкам пара). Ветер должен отобрать по одному солнышку у человечков пара, тогда они вновь превратятся в человечков воды. Н. – Ну, теперь-то мы сможем и чайку попить (наливает чай). В. – Как вы думаете можно ли пить такой чай? С чем мы вновь встретились? Правильно, с противоречием. Как быть? Хочется сразу же напиться чаю, но нельзя, так как можно обжечься. Н. – А я не могу ждать, очень хочется пить. В. – Что можно опустить в чай, чтобы он охладился? Почему пар вновь становится жидким? В. – Попробуем (проводят опыты, убеждаются, что их версии правильные). С помощью чего мы разрешили противоречие? Того же вещества, но с противоположными качествами. Было горячее, добавили холодное и разрешили противоречие. Вот теперь мы можем приступать к чаепитию. Потрогайте стакан, какой он? Да, холодный. Наливает немного горячей воды в холодный стакан. Что вы видите? Стакан запотел, почему? Молодцы! Это вновь горячие человечки воды встретились с холодными человечками стакана, которые превратили пар в капельки воды. Вот мы и видим капельки на стенках стакана, а в стакане пар. На что он похож? Да, на облачко. А теперь потрогайте стакан, какой он? Тёплый. Если бы мы налили в холодный стакан кипяток, то от резкой смены температуры он было лопнул. Сейчас мы уже можем спокойно налить чай и не бояться, что стакан лопнет, а мы можем обжечься. Н. – А зачем нужна вода жидкая, твёрдая, газообразная? |
Утром говорят: «Доброе утро!» Предложения детей. Дети трогают самовар, делают вывод, что вода теплая, предлагают нагревать дальше. Это шумит самовар. Когда вода нагревается, она начинает «петь», видно даже, как пар пошёл. Он нагрелся, если его потрогать, то можно обжечься. Железо. Надо это сделать не руками, а каким-нибудь предметом. Версии детей. Мы видим, как стекло покрылось паром, а потом на нём появились капельки воды, их становится всё больше, и они капают в самовар. Тепло. Вода сильно нагрелась и превратилась в пар. Солнышко. Мы видели, как пар поднимается от влажной земли, луж к небу. Версии детей (воспитатель напоминает об опыте делая акцент на том, что стекло было холодным, значит, какая температура должна быть, чтобы пошёл дождь). Мы думаем, что это много капелек воды, которые поднялись в небо. Дети моделируют самовар (образуют круг и крепко держатся за руки; внутри круга «вода», дети стоят рядом, потихоньку перемещаясь). Дети обязательно объясняют, почему произошло изменение агрегатного состояния воды. Нельзя, чай очень горячий, и можно обжечься. Надо подождать, чтобы остыл (решение во времени). Нужно добавить что-то холодное. Можно бросить кусочек льда, а можно поставить стакан в холодную воду. Версии детей. После чаепития дети благодарят Незнайку за угощение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы "Влияние общения детей 3-го года жизни на успешность адаптации к условиям ДОУ"
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями....
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"
Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...
«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)
Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...