Подготовка руки к письму.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пшук Елена Николаевна

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки ребенка дошкольного возраста к овладению письмом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_k_pismu.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки к письму

        Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, (не всегда так) он может приступать к приобретению навыков письма.

        Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.

        Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.  Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

        Причины могут быть разными:

- нарушение элементарных гигиенических требований (положение тетради, ручки в руке)

- перенапряжение  руки;

- отсутствие необходимых пространственных ориентаций, несовершенство регуляции движений.

        Таким образом, необходим определенный уровень психофизиологического  развития ребенка, а не только руки, как иногда считают. Прежде всего, следует обратить внимание на функционирование психических процессов (мышления, памяти, внимания, способности к пространственному восприятию объектов).

        В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.

        Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.  Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

        Некоторые пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, не могут расстегнуть ботинки и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

        Виды неправильного навыка письма и их причины:

- неверное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет щепотью, собрав пальчики горсточкой, рука сжита в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, карандаш (ручка) лежит не на среднем, а на указательном пальце;%

- ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику или очень далеко от него;

- неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки  направлен от себя в сторону, кисть зависает над столом, зависает локоть;

- неправильное движение кисти: кисть жестко фиксирована на листе, двигаются только пальцы, локоть находится на листе, слишком сильный (слабый) нажим;

- ребенок принимает неудобную позу, изгибаясь в сторону, подкладывая под себя ногу, приподнимаясь со стула;

        В результате получаются извилистые линии, отклоняющиеся от нужного расположения. Обнаружить проблему можно не только наблюдая за малышом, но и при помощи специальных заданий.

        Провести такую работу желательно не позднее 4 лет, чтобы было время для исправления навыка до школы.

        Родителей должен насторожить такой признак недостаточной работы пальцев, как активное поворачивание бумаги при рисовании и закрашивании.

         Для коррекции и одновременно профилактики нужен систематический контроль. Показав ребенку, как держать карандаш и работать с ним, нужно постоянно следить, выполняет ли он эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет могут сами контролировать свои действия. Переделать стереотип нелегко, и сначала ребенку неудобна новая поза пальцев или посадка за столом, поэтому взрослые должны быть настойчивыми и терпеливыми.

        При неправильном положении пальцев можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером на верхней фаланге безымянного пальца, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. А если малыш держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или далеко от него), можно нарисовать на руке черту, ниже которой или выше не должен опускаться или подниматься указательный палец.

        Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки ребенка дошкольного возраста к овладению письмом.

        Задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

- произвольного внимания;

- речи, памяти;

- логического мышления;

- зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и  совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

- контроль за собственными действиями.

Для реализации целей и задач применялись следующие формы работы: 

1.  Диагностирование детей;

2. Организация работы с семьей;

3. Взаимодействие со специалистами ДОУ (психолог, логопед, музыкальный работник)

4. Организация обучение детей в свободной форме свободной самостоятельной деятельности в форме занятий  и совместной деятельности воспитателей с детьми.

        С помощью диагностических заданий мы определили уровень развития мелкой моторики рук у детей группы. Для этого использовались методики «Дорожки», тест развития графических навыков. Для определения ведущей руки ребенка использовали рекомендации М.Г. Князевой, В.Ю. Вильдавского, М. Озъяс.

        По результатам диагностики было проведено родительское собрание и индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контакта, определения уровня наблюдательности, степени понимания ребенка взрослыми и обсуждения диагностических данных.

        Родителями было предложено участие в занятиях, с целью ознакомления с методами и приемами работы с детьми. В ходе занятий из пассивных зрителей родители превратились в активных участников обучающего процесса, помогающих своим детям овладеть основными графическими навыками.

        Предложенный практический материал доступен для понимания и выполнения заданий с детьми в домашних условиях.

        Результаты такой деятельности мы демонстрируем в детском саду – оформляем выставку с рисунками и поделками. Совместная деятельность воспитателей и родителей объединят их усилия в предупреждении трудностей обучения письму.

        Прежде чем приступать к деятельности, ребенку необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места. Следует помнить, что в процессе рисования, лепки, аппликации, ребенок пребывает в фиксированной статичной позе и органичен в движениях. Это вызывает быструю утомляемость. Следовательно, целесообразно переключаться на небольшой перерыв (5 минут).

        Важное значение приобретает вопрос о правилах посадки. Дошкольник должен находиться в следующей позе: сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья лежат на столе, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Мебель подбирают в соответствии с ростом ребенка. Стол и стул должны быть правильно расположены в отношении к источнику света.

        Специально организованное обучение осуществлялось под руководством педагога психолога в форме коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование у детей тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой моторики), отвечающих логике их развития и выстроенных в строгой последовательности.

        В совместной деятельности с детьми воспитатель занимает позицию партнера. Он приглашает к активности своим примером и участием. Педагог как партнер поощряет детскую инициативу, обеспечивает условия для того, чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпали интерес.

        Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность развития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и потребностям. Воспитатель обеспечивает предметную среду, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Являясь потенциальным партнером, он готов оказать поддержку и помощь в реализации свободных замыслов детей, в разрешении конфликтных ситуаций.

1. Формирование графомоторных навыков.

        Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к этому времени ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

        Организация коррекционной работы по развитию  мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи.

        В коррекционной группе детского сада воспитатель вместе с логопедом регулярно проводит работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

        В работе с детьми с ОНР применяется пальчиковая гимнастика. Она проводится ежедневно в течении 305 минут в начале занятия или в середине в форме физминутки. Начинается она с разминки пальцев рук, сжимания в кулак и разжимания пальцев рук. Затем используются упражнения для расслабления пальцев и кистей рук.

        Дале даются задания на удержание позы кистей рук «Зайчик», «Коза-дереза», «Кольцо», «Осенние листья».

        На первом занятии  все упражнения выполняются в медленном темпе. Воспитатель следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое.

        Указания должны быть четкими и ясными. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой конструкции. Сначала словесную инструкцию сопровождаем показом. Затем показ устраняется и остается только словесная инструкция.

        Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания, автоматизацию действий  («Пальчики поздоровались», «Ладонь-кулак»).

        Важное место по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на слухо-зрительно-двигательную координацию движений. Ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок (хлопки, постукивание по столу).

        Далее дети учатся воспроизводить движение с отказом от двигательных стереотипов («Я хлопну один раз – ты поднимаешь одну руку, я хлопну два раза – ты поднимаешь две руки»).

        Используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук.

Упражнение «Радужные брызги»  - встряхивание расслабленными кистями в разном темпе, имитируя разбрызгивание капель. Это упражнение способствует развитию воображения.

Упражнение «Скульпторы» - дети «лепят руку», разминают глину, разглаживают каждый палец – это своего рода массаж.

        Значение включения упражнений на развитие мелкой моторики в физминутки:

1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

2. Совершенствовать  внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

3. Облегчить усвоение навыков письма школьников;

4. Вызвать интерес и яркий эмоциональный настрой.

        В середине занятий (3-5 минут) вместе с воспитателем дети проговаривают стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук («Домик», «Замок», «Зайцы»).

Пальчиковые игры

        Отражают объективную реальность окружающего мира. Дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

2. Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе.

        Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги.

        Прежде всего ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физминуток.

        Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу, просим поднять предмет, обращаем внимание, где находится предмет у шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом и воспитатель снова обращает внимание на положение предмета.

Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:

1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.

2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.

3. Частая штриховка одним цветом.

4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.

        Прежде всего, необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).

Упражнения:

1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки;

2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами;

3. Прокатывание карандаша между ладонями.

4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.

5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).

6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.

7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.

        Мы работаем в тетрадях «Для подготовки руки к письму» Т.А. Воробъева, Т.В. Гузенко. Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т.к.  работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Мы следим, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

        Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Тренировать точеные движения очень важно детям с ОНР. Сначала указательный палец взрослого  ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.

        Выполнение графических заданий в пособии сочетается с развитием речи, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания и подобраны по лексическим темам («Одежда», «Космос» и другие).

        После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.

        Частота занятий – 2 раза в неделю.

Работа по формированию графомоторных функций осуществляется на продуктивных видах деятельности, где значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи.

        Продуктивная деятельность наряду с лепкой, аппликацией, ручным трудом включает в себя изобразительную и конструктивную, которые являются эффективным средством подготовки детей к овладению письмом.

        Например, декоративное рисование. 

        Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, завитки, волнистые и прямые линии, а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения.

        Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах, завитки и травка напоминают крючки, прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые  - элементы букв «б» и «г» и.др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

        Перед началом изобразительной деятельности мы проводим тренировочные  упражнения для развития мелкой моторики рук:

1.  Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу, вытянуты:

- развести пальцы рук (поочередно каждую пару, оставляя ее в разведенном состоянии), затем все пальцы сразу соединить.

- пальцы каждой пары развести и свести одновременно.

- все пальцы одновременно развести и свести, «похлопать» только одними пальцами.

2. Рука лежит на столе, кисть приподнята в вертикальном положении. Каждый палец поочередно касается стола.

3. Ладонь лежит на столе. Пальцы прижаты друг к другу, затем собираются в кулак, выпрямляются, ладонь ставится на ребро.

        В работе ежедневно используются Су-Джок тренажеры:

- дети катают шарик по ладони - по часовой стрелке, против, зажимают шарик в ладони, катают по каждому пальцу, начиная с большого, круговое движение шариком по ладони.

II. Перспективный план работы с семьей

Тема

Цель

Срок

Консультация «Роль родителей в подготовке ребенка к школе»

Рассказать о влиянии мелкой моторики рук на способности ребенка

сентябрь

Родительское собрание «Как помочь ребенку овладеть письмом»

Рассказать о трудностях, проблемах и методах работы

Октябрь

Памятка для родителей «Совет родителям будущих первоклассников»

Советы по подготовке руки к письму

Ноябрь

Консультация

Дать информацию для определения ведущей руки

Декабрь

Консультация, тестирование

Объяснить вред и опасность переучивания леворуких детей

Январь

Консультация «Взаимосвязь движений пальцев рук и развития речи»

Роль пальчиковых игр

Февраль

Справочное бюро «Что сделать до поступления в школу?»

Дать ответы на интересующие вопросы

Март

Отчет о проделанной работе

Определить эффективность работы по развитию мелкой моторики рук

Апрель

Демонстрация «Умелые ручки»

Результаты работы, недостатки

Май

III. Диагностические материалы

Подготовительный этап:

1. Изучение литературы по теме

2. Подбор упражнений по мелкой моторике рук

Диагностический материал:

1. Проведение диагностики мелкой моторики рук по методике Н.О. Озерецкого.

2. Обработка первичных данных

3. Определение уровня мелкой моторики рук у каждого ребенка

4. Анализ диагностики

5. Подготовка индивидуальных рекомендаций.

IV. Ожидаемые результаты.

Старшая группа.

1. Умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными движениями, без пропусков, не выходя за контур с равномерным нажимом.

2. Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной  исходной формы.

3. Развиты плавность и согласованность движений рук.

Подготовительная группа.

1.  Совершенствование мелкой моторики рук (штриховка, развитие техники рисунка)

2. Совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)

3. Совершенствование активной речи, словарного запаса.

4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

5. Совершенствование навыков учебной деятельности.

V. Заключение.

Принимая во внимание важность  речевого развития детей, мы пришли к выводу о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе.

В совокупности с другими направлениями деятельности идет коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР.

У многих родителей, вооруженных знаниями и рекомендациями, появилось желание по другому взглянуть на особенности развития своего ребенка.

VII. Список используемой литературы

1. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют», СПБ, 2002

2. Беззубова Г.В. «Развиваем руку ребенка, готовым ее к письму», м. 2003

3. Безруких М.В. «Леворукий ребенок в школе и дома» 2001

4. Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»М., 1973.

5. Косинова «Гимнастика для пальчиков», 2002

6. Марковская «Развитие тонкой моторики у детей с ЗПР» - Дефектология, 1988, № 4.

7. Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр», СПб, 2000.

8. Топоркова И.Г. «Развиваем руки, чтоб писать и красиво рисовать», Ярославль, 2007

9. Щербакова «Игры с пальчиками», 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по подготовке руки к письму

Советы по подготовке руки дошкольника к письму Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе п...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...