Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в детском саду»
консультация на тему
Тема по экологическому воспитанию у детй всегда была и остается актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ekologiya.docx | 208.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лесная сказка»
Консультация для педагогов
«Экологическое воспитание в детском саду»
Подготовила:
Рублева Ю.В.,
воспитатель I кв. категории
2018 г
Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуально. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.
В образовательной области «Познавательное развитие» есть раздел: ознакомление дошкольников с окружающим миром природы.
В ходе изучения этого раздела нужно решить следующие задачи:
- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:
- специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по экологическому воспитанию и образованию.
Занятия по экологии бывают:
- занятия-наблюдения за животными и растениями;
- занятия по классификации представлений о природе;
- занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
- занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
- занятия-исследования;
- занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
- комплексные занятия.
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
- решение проблемных ситуаций;
- элементарное экспериментирование;
- работа с моделями;
- моделирование;
- игры;
- наблюдение;
- постановка проблемных вопросов;
- участие детей в уходе за растениями.
В детском саду применяются следующие виды игр:
- Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
- Предметные игры ( с листьями, семенами, цветами ) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
- Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний
детей о растениях, животных, явлениях неживой природы и т. д.
- Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
- Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
- Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
- Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни ( сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
- Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
- сказки-кроссворды о животных;
- отгадай загадки и узнай героев;
- найди ошибки у художника, поэта;
- может так быть или нет и др.
Словесные методы.
Чтение художественной литературы:
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.
Рассказ воспитателя:
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.
Беседа
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.
Названия акций и проектов могут быть следующие:
- «Водоемы нашего края»
- «Зеленый город»
- «Деревья родного края»
- «Братья наши меньшие»;
- «Покормите птиц зимой»;
- «Полезные ископаемые нашего края».
Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:
- создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
- написание рассказов о животных и растениях;
- оформление книжек-малышек о животных;
- рекомендаций по уходу за животными и растениями;
- разработку презентаций, фоторепортажей и др.
Работа с родителями
Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
- проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.;
- выезды с детьми на природу;
- участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
- совместное озеленение территории детского сада;
- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
- наглядная информация;
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.
Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе
экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
А закончить свою консультацию я хочу следующим стихотворением:
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"
Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"...
Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в детском саду»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объе...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду».
консультация для воспитателей по экологическому воспитанию особенно актуальна в этом т.к. 2017 год объявлен годом экологии в России....
Консультация для педагогов «Экологическая тропа в детском саду»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные пр...
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"
Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ...
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"
Консультация по экологичеакому воспитанию в детском саду...
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"...