Логико - математические игры
консультация по теме
Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объема, массы и др. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logo_-_matematicheskie_igry.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Логико-математические игры для дошкольников.
Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объема, массы и др. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.
Естественно, что в дошкольном возрасте (4-6 лет) можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество; предвидеть результат; изменять ситуацию; активно действовать практически и в идеальном плане, не отвлекаясь; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
В настоящее время разработаны (и продолжают разрабатываться) логико-математические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Учебно-познавательные книги, тетради с печатной основой (рабочие тетради), по материалам которых можно разрабатывать логико-математические игры, очень популярны в настоящее время и используются родителями и воспитателями в дошкольных учреждениях с целью развития у детей умений анализировать ситуацию, заданную графически, решать логические задачи, оперировать знаками, связями и зависимостями, прогнозировать результат. Одно из наиболее удачных изданий рабочих тетрадей для дошкольников - «Математика - это интересно».
В ходе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Кроме этого, логико-математической игре, как любой обучающей, свойственна и познавательная, и игровая мотивация, а преимущественно диалоговое общение взрослого с играющим вносит оживление, не ограничивает, а наоборот, стимулирует свободу выбора ребенком практических и умственных результативных действий, развитие мышления и речи. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.
Приведем пример логико-математической игры, разработанной З. А. Михайловой и И. Н. Чеплашкиной.
«Как репку из земли вытягивали».
Цель: ориентировка в последовательности выполняемых действий и условных изображениях.
Материал: карточки с изображением репки и персонажей сказки, а также фигур, последовательно уменьшающихся по размеру (прямоугольник, квадраты).
Ход игры:
Взрослый: Посадил дед репку. Сначала это было маленькое семечко, которое Мышка принесла. А потом, очень скоро, из семечкавыросла большая-пребольшая репка. Мышка увидела репку: «Моя репка. Я принесла семечко деду».
Стала она репку тащить. И так и этак обхватит - ничего не получается. (Действия выполняет ребенок.)
Взрослый: Кто должен помочь Мышке вытянуть репку?
Ребенок: Это должна быть Кошка.
Взрослый: Кошка сильнее или слабее Мышки? А по размеру их можно сравнить?
Ребенок: Кошка сильнее и больше, чем Мышка.
Взрослый: Чтобы не ошибиться и правильно распределить участников, которые будут тянуть репку, надо их как-то изобразить: большим прямоугольником - репку, а тех, кто ее будет тянуть, - квадратами. Но все разные по величине (кто-то большой, кто-то поменьше, кто-то совсем маленький); одни сильнее, другие слабее. Одинаковые возьмем квадраты или разные по размеру?
Ребенок: Разные.
Вместе с родителем ребенок раскладывают условные изображения в таком порядке: называют последовательность тех, кто будет приходить тянуть репку:
- Мышка уже есть, затем –Кошка, Внучка, Бабка и Дед.
Взрослый: Увидела Мышку Кошка и подумала: «Так и быть, помогу Мышке вытянуть репку, а потом Мышку съем». (Действия осуществляет ребенок.) Мышка за репку, Кошка за Мышку, тянут-потянут... вытянули, только не репку, а Мышку. Мышка пищит, Кошка мяукает, а репка как сидела в земле, так и сидит. Решили позвать того, кто сильнее и больше. Кто это?
Ребенок: Внучка.
Взрослый:Тянут - потянут... Никак не вытянуть репку. Кого надо позвать?
Ребенок: Того, кто сильнее и больше: Бабушку, а потом - деда.
Взрослый:Пришла Бабушка. Кто за кем тянет репку? (Ребенок восстанавливают последовательность.) Кто всех сильнее? (дед.) Тянули вместе с Бабкой и Дедом, не вытянули. Кто это лает? Про Жучку забыли! За кем надо поставить Жучку?
Ребенок: За Кошкой.
Взрослый: Почему?
Ребенок: Она сильнее и больше.
Взрослый: Стали тянуть. Опять никак не вытянуть, снова упала Мышка. Опять стали думать, как быть. Может, ты уже догадался, почему никак не вытянуть репку? Почему падает Мышка?
Ребенок: У нее мало силы, слабые лапки, она не может удержать репку.
Взрослый: Какую ошибку мы допустили, когда тянули репку? Ребенок: Установили не ту последовательность.
Ребенок исправляет ошибки, допущенные в расположении изображений сказочных героев. Пользуясь словами сначала, потом, ребенок вновь пересказывает сказку Репка.
Возможные варианты усложнения познавательных задач:
1. Уточнение общего количества участников вытягивания репки из земли и количества людей и животных среди них. Выкладывание квадратами последовательной зависимости среди тех или других.
2. Использование стрелок в ходе графического изображения общей последовательности включения в процесс героев сказки; использование в речи слов: «сначала», «потом», «затем», «после» и др.
З. Последовательное выкладывание в ряды разных по длине, высоте, объему предметов, картинок с обоснованием порядка их расположения.
Источника:
Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство Детство - Пресс», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логико-математическая игра "Угощения для медвежат"
Данный конспект занятия предназначен для педагогов ДОУ, которые в своей работе углублённо используют логико-математические игры....
Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас,в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом....
Стендовый доклад логико - математические игры, как эфективное средство подготовки к школе.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....
Логико-математические игры
Данная презентация посвящена воспитанию интереса к занятиям математикой и развитию логических способов познания....
Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают ма...
Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...
: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....