Папка - передвижка по адаптации в ДОУ
методическая разработка на тему

Юлия Миргородец

В эиом разделе вы найдете все по адаптации маленьких деток к условиям в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_adaptatsiya.docx158.25 КБ

Предварительный просмотр:

http://centrprazdnika.ru/uploads/posts/2012-11/1353502612_adaptaciya-v-detskom-sadu-skrin.jpg

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/apps/0/959/959537_rm_-_casal_100.jpg

1 степень – легкая адаптация (напряженная), когда у ребенка нарушается аппетит (ест выборочные блюда), легкое нарушение сна, проявляются временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет с детьми, с игрушками не играет, хотя на них и смотрит).

Срок удовлетворительный – от 10 дней до 2-х недель.

2 степень – адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные изменения в организме: повышение температуры тела, сыпь на коже. Ослабление стула. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на протяжении 1-ого месяца. После поступления в ДОУ ребенок, как правило, болеет(обычно ОРЗ или ОРВИ, 7-10 дней без осложнений).

Срок адаптации средней тяжести – 1 месяц.

3 степень – адаптация нежелательная, самая тяжелая, она переходит в паталогическую.

Очень длительная по срокам – от 1 до 6 месяцев.

В период адаптации 3 степени ребенок

1) либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями,

2) либо проявляет стойкие нарушения поведения: бурная отрицательная реакция (не расстается со своими любимыми игрушками, принесенными из дома, старается уйти, спрятаться, сидит в приемной, постоянно зовет маму, спит сидя). Таким образом, негативное отношение ко всей группе сменяется очень вялым безразличным состоянием. Такие дети нуждаются в консультации врача и психолога.

Тема: «Адаптация детей в детском саду».

Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и

             социального развития детей в период адаптации.

Повестка дня:

  1. Доклад воспитателя .
  2. Тренинг.
  3. Игра «Дом счастливого ребёнка»
  4. Подведение итогов собрания, принятие решения.

Ход родительского собрания:

  1. Воспитатель здоровается  с родителями, благодарит за то, что пришли на собрание. Предлагает сесть на стулья в круг.  Называет тему собрания и переходит к докладу.С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь   существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многое неизвестного, а значит, потенциально опасно, другой стиль общения.

Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д.).

Адаптация, то есть вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим  или к позитивным результатам, или к негативным. Во время адаптации очень важно, что бы,  педагог вместе с родителями  помогли ребёнку  в данный период времени.

 

  1.      Для того , что бы лучше  и больше узнать  о ваших детях, я с вам  сейчас проведу тренинг. Для этого нам понадобится мягкая игрушка. Мы будем передавать её друг другу. У кого оказывается игрушка, тот представляется и рассказывает о своём ребёнке ( что он любит, что нравится , что не нравится, во что любит играть, как его называют в семье и т.д.).

В ходе тренинга мы с вами лучше познакомились. Я больше узнала

о ваших детях, что мне совместно с вами  позволит облегчит период

адаптации у малышей.

  1.  Главным расслабляющим  средством для дошкольников является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Я вам предлагаю немного поиграть.

Игра «Дом счастливого ребёнка».

Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребёнка.

Оборудование: игровой материал.

Ход игры:

 Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом». Давайте попробуем построить « Дом счастливого ребёнка». Для этого я вам приготовила игровой материал, можно приступать к игре. (совместная работа родителей).

Итог: удовольствие,  с которым вы сегодня играли, важно передать своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.

4.   Итог: воспитатель благодарит родителей за сотрудничество и

      отзывчивость при проведение собрания.

Решение:

  1. Доклад воспитателя принять к сведению.
  2. Обеспечить психологическую поддержку и помощь детям, сложно привыкающим к детскому саду.
  3. Принимать активное участие в жизни детского сада.

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

 2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их  родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Совет первый -  Неполный день

Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно.

Совет второй - Правила личной гигиены

Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике, особенно те, что касается личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое.

Совет три - Еда

Не приучайте детей к перекусам, а соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет. Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом.

Совет четыре - Сон

Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложишь. В детском саду дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто валятся с ног от усталости.

 

Совет пять - Одежда

Одежда должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее — чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять одежду? Обратить внимание на удобство застежек. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.

Совет шесть - Игрушки

Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский  сад только те
игрушки, с которыми он готов поделится, и пропажа или порча которых не
вызовет бурю слез. Помните сейчас идет адаптация к детском саду, это и так
тяжело для вашего ребенка, и лишние потрясения ему совсем ни к чему.

 

Совет семь - Расставание

Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить.

 

Совет восемь — Никогда не обманывайте ребенка Обман — даже если у вас изменились планы — может стать очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание — лучше забрать ребенка раньше без предупреждения — это станет для него приятным сюрпризом.

  1. http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/06/29/adaptatsiya-rebenka-v-detskom-sadu

  1. http://eduirk.ru/ustudadou/index.php/rekomendatsii-spetsialista/11-konsultatsiya-psikhologa

  1. http://dujmovochka.uomur.org/igry-v-period-adaptacii-rebenka-k-detskomu-sadu/

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/06/05/rekomendatsii-dlya-roditeley-po-adaptatsii-rebenka-k

  1. http://www.resobr.ru/materials/47/5184/

  1. http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-yurevna-kopylova/20-rekomendacii-dlja-roditelei-po-adaptaci-detei-k-detskomu-sadu.html

  1. http://oshkole.ru/orgs/216/pages/4652.html

  1. http://personups.ru/otvety-na-voprosy-po-upravleniyu-personalom/137-ponyatie-adaptacii-vidy-adaptacii.html

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/18.php

  1. http://xreferat.com/60/5844-1-adaptaciya-personala.html

  1. http://pishem.net/page-id-180.html

  1. http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php
  2. http://kladraz.ru/photos/1059

  1. http://gamejulia.ru/kartinki-zhivotnie-dlya-detey.html
  2. http://www.tvoyrebenok.ru/razvivajushie-kartinki-dlya-detey.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка-передвижка по адаптации

Папка-передвижка с информацией для родителей о том, как вести себя, в первый день отправляя ребенка в детский сад....

Папка-передвижка «Зайка идет в детский сад» (проблемы адаптации)

Начало посещения детского сада для ребенка любого возраста ­сложный период адаптации к новым социальным условиям. Малыш привык быть для мамы с папой единственным и самым любимым, а тут вдр...

Папка-передвижка для родителей "Как сделать период адаптации более мягким?"

Период адаптации – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям,...

папка - передвижка по адаптации ребенка в ДОУ

папка - передвижка по адаптации ребенка в ДОУhttp://skyclipart.ru/detsad/papki_pererdv/64430-adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu.html...

Папка-передвижка "Адаптация ребенка у школе".

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА....

Папка передвижка.Правила адаптации в детском саду.

Правила адаптации в детском саду....