ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫЕЛДОВОЙ ЕВГЕНИИ ВАЛЕРЬЕВНЫ
ДЛЯ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»
В НОМИНАЦИИ «ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ, ФОРМАХ, МЕТОДАХ И СРЕДСТВАХДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 945.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЕЛДОВОЙ ЕВГЕНИИ
ВАЛЕРЬЕВНЫ
воспитателя МБДОУ «Детский сад №23 «Катюша»
общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей»
г. Назарово Красноярский край
ДЛЯ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ
«РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»
В НОМИНАЦИИ «ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ, ФОРМАХ, МЕТОДАХ И СРЕДСТВАХДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Согласно ФГОС, педагог должен владеть профессиональными компетенциями необходимые для психоэмоционального благополучия каждого ребенка. Быстрая изменяемость окружающего мира, требует инновационного подхода в организации работы с детьми. Инновационность в моей педагогической деятельности сопровождается существенными изменениями в предметно-пространственной среде. С помощью модульного оборудования пространство группы разделила на рабочую, активную и спокойную зону. В спокойной зоне ребенок, исходя из эмоционального состояния, может найти удобное и комфортное место, уединиться от детей и взрослых, почитать книжки, рассмотреть иллюстрации. В рабочей и активной зоне, с учетом образовательных областей совместно с детьми создала центры, где они занимаются разными видами деятельности. В зависимости от темы, центры насыщаю разнообразными дидактическими материалами и игровым оборудованием. Игры и игровое оборудование подбираю так, чтобы они обеспечивали игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников. Совместно с детьми создан центр «Моя группа», где дети отмечают свои достижения и участия в конкурсах, помещены фотографии детей со знаками Зодиаками. В группе создан «Календарь ожиданий» в виде отрывного календаря, где дети выбирают себе дело по интересу, а родители могут познакомиться с делами предстоящего дня. Вместе с детьми группы договариваемся о количестве играющих в центрах, о правилах работы с помощью знаков-символов. Я заметили, что в измененной среде ребенок меняется, становится другим, ему нравится такая среда, которую он сам преобразовал. В изменении предметно-развивающей среды соблюдаю требования ФГОС.
Использование авторских разработок коллектива научных сотрудников лаборатории медико-педагогических проблем образования кафедры современных технологий обучения КГПУ им. В.П.Астафьева (к.п.н., Ольгин И.И., к.б.н., Гуров В.А., ст. научный сотрудник лаборатории А.И.Смирнов, В.Л. Тюканов) способствовали изменению образовательного пространства с учетом здоровьесберегающих средств, методов и приемов. В течение ряда лет использую авторское игровое оборудование.
Для повышения интереса и познавательной мотивации использую технологию В.Ф. Базарного. На основе рекомендаций В.Ф. Базарного непосредственно образовательную деятельность (ООД) организую в режиме дальнего зрения и в режиме «динамических поз». В процессе проведения дистантных занятий использую сюжетные картинки, мелкий иллюстративный материал, которые располагаю на максимальном удалении от детей на специальном держателе. Для профилактики зрительного утомления дошкольников педагоги применяют офтольмотренажер. В результате у воспитанников развиваются познавательные процессы, острота зрения, расширяются горизонты восприятия. Данная технология способствует профилактике утомляемости детей и в первые три года обучения в школе у детей сохраняется зрение за счет развития остроты зрения.
С помощью применение игрового оборудования «Шарики» у старших дошкольников отмечается положительная динамика в развитии зрительно-моторной координации. Для изучения уровня сформированности зрительно-моторной координации организую мониторинг по методике Озерецкого с помощью модифицированного теста «Вырезание круга» и определение остроты глубинного зрения (бинокулярного) (тест Рейнеке с двумя карандашами). Уровень развития тонкой моторики и сформированности графических навыков у выпускников определяю по тесту «Срисовывание образцов». В результате проведенной диагностики положительная динамика определена в среднем на 25% по каждому параметру.
Для оценки эффективности деятельности провожу исследование остроты зрения по таблице О.М.Новикова, которое подтверждает положительную динамику в формировании остроты зрения.
В таблице представлена динамика развития за два года.
Уровни сформированности | Старшая группа (2012-13гг.) | Подготовительная группа (2013-14 гг.) | ||
Нач.года | Кон.года | Нач.года | Кон.года | |
Острота зрения | ||||
Выше возрастной нормы | 71% | 100% | 79% | 83% |
Возрастная норма | 18% | - | 8% | 17% |
Ниже возрастной нормы | 11% | - | 13% | - |
Динамика развития остроты зрения | 2,3 м | 2 м | ||
Бинокулярное зрение (восприятие пространства) | ||||
Сформировано | 58% | 75% | 75% | 88% |
Несформировано | 25% | 12% | 42% | 25% |
Зрительно-моторная координация | ||||
Среднее качество | 29% | 57% | 47% | 52% |
Сниженное качество | 53% | 43% | 40% | 38% |
Плохое качество | 28% | - | 13% | - |
Таким образом, организация образовательного процесса на основе принципов здоровьесберегающей педагогики, с учетом предметно-развивающей среды, позволяет не только сохранять и укреплять здоровье детей, но и осуществлять развитие интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Для позитивной социализации и всестороннего развития детей осваиваю и применяю в образовательном процессе личностно-ориентированные технологии, которые помогают мне создавать ситуации выбора и успеха, а детям вселяют уверенность.
Во всех образовательных областях включаю социо - игровые подходы (В.Букатов, А.Ершов), благодаря чему организую различные формы работы с детьми: в малых группах, в парах. Одни и те же социо-игры проигрываю с детьми по-разному, с точки зрения организации и индивидуального эффекта его воздействия на детей. Для приобретения опыта общения и обогащения детских взаимоотношений используют игры рабочего настроя, игрового приобщения к делу, разминки-зарядки, творческого самоутверждения. Каждое занятие обязательно включает социо-игры («Приветствие», «Волшебная палочка», «Назови ласково» и т.д.), которые способствуют укреплению уверенности ребенка в себе и своих возможностях, в общении и взаимодействии. Разработала методические рекомендации по теме «Социально-эмоциональное развитие дошкольников», с использованием авторских игр и здоровьесберегающих технологий, которые способствуют социальной уверенности, снижению агрессивного поведения и развитию дружеских взаимоотношений.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса осуществляю в соответствии комплексно-тематического планирования, с учетом интеграции всех видов деятельности. Задачи педагогической деятельности направляю на формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В процессе выстраивания системы воспитательно-образовательного процесса реализую общеобразовательную программу ДОУ, с учетом образовательных областей.
В детском саду приоритетное направление деятельности – физическое развитие детей. Поэтому в области физического развития, формирую у детей потребность в здоровом образе жизни. Организую совместные походы, игры, посещения родителями утренней гимнастики, совместной образовательной деятельности, оформляю листовки, памятки. Планирую серии развлечений «Уроки Мойдодыра» и «Уроки Айболита», моделирование ситуаций с конструктором–тренажером «Тропинка». Традиционными стали туристические походы с родителями, игры-соревнования «Веселые старты». С целью формирование у детей представления о здоровом образе жизни, разработала и реализовала проект «В гостях у Айболита». В рамках проекта был разработан индивидуальный «Дневник здоровья». На страницах дневника содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. В дневник помещаются фотографии, рисунки детей, записываются впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.
Разработанная мною система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя как традиционные, так и инновационные формы работы. Инновационными формами работы по физическому развитию детей определила: игровой час в спортивном зале (во второй половине дня 2-3 раза в неделю); физкультурно-оздоровительные развлечения на комплексах и тренажерах. (2 раза в неделю). В самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности детей использую многомерное спортивное оборудование.
Данное оборудование способствует развитию физических качеств, развитию функций опорно-двигательного аппарата, а также распределению детей по подгруппам с низкой, средней и высокой двигательной активностью. На прогулках, предлагаю детям элементы спортивных игр: городки, футбол, бадминтон, настольный теннис и др. Через индивидуальную деятельность с детьми корректирую технику выполнения ходьбы, бега, где воспитанники закрепляют и навыки скоростно-силовых качеств. Включаю детей в походы, зимние забеги, осенний кросс, дни здоровья и в участие в спортивной жизни города. Эффективность процесса физического воспитания характеризуется освоением физических качеств, обогащением двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Мониторинг оценивания результатов воспитанников в образовательной области «Физическая культура» показывает положительную динамику. За последние 3 года наблюдается стабильный рост повышения уровня физической подготовленности (количество дошкольников с высоким уровнем физической подготовленности увеличилось до 48 %, детей с низким уровнем не выявлено). Для изучения двигательной активности и индивидуальных проявлений двигательного поведения ребенка использую методику шагометрии. Особое внимание в своей деятельности уделяю проведению закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей группы. Для снижения заболеваемости провожу различные виды массажа (точечный массаж лица, ушных раковин, дыхательную гимнастику). В результате за три года на 8 % снизились показатели заболеваемости.
В области познавательного развития с учетом решения программных задач разрабатываю и реализую образовательные проекты «Город, в котором я живу», «Зеленая тропинка» и др. В результате дети узнали достопримечательности города, традиции, особенности сезонных изменений, о лекарственных растениях, животных. С учетом интересов детей. В процессе реализации проектов «Увидеть воздух», «Огород на окне» дети узнали, как и где можно увидеть воздух, какие условия необходимы для выращивания растений. Совместно с детьми и родителями разработала детские проекты. В процессе реализации проекта «Увидеть воздух», «Что легче – соль или манная крупа?» дети научились ставить цель, наблюдать, сравнивать, рассуждать, анализировать процесс опытов и экспериментов, делать выводы, доводить собственную деятельность до конца. Используя альбом «Маленький исследователь» (А.И.Савенков) дети научились выполнять инструкции по правилу, самостоятельно использовать карточки, проводить наблюдения, эксперименты, а все результаты исследования представлять детям. В результате исследовательской (поисковой) деятельности, у детей появилась инициатива, любопытство и интерес к предметам окружающего мира.
В области речевого развития разработала образовательный проект «Учимся общаться» с использованием мнемотехники. В рамках проекта дети научились составлять рассказы, учить стихи с использованием схем. В рамках реализации проектов включаю ребенка в исследовательскую деятельность с использованием офтальмотренажёров и упражнений с метками. Детям нравятся занятия, на которых они вместе с взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. В младшем дошкольном возрасте для развития интонационной стороны речи, темпа речи, силы голоса и речевого дыхания организую здоровьесберегающие упражнения с использованием произведений фольклора, игр-перевертышей, авторского словотворчества: дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику. С учетом индивидуальных особенностей ребенка, подбираю речевые упражнения со звуками, рифмами, словами. Упражнения с детьми выполняю в медленном темпе, сопровождаю показом и четким произношением текста. С детьми младшего дошкольного возраста организую общение и взаимодействие с детьми с использованием специального панно «Экологический букварь», где дети «заселяют» птиц, зверей, насекомых, составляют рассказы о них.
Играя, дошкольники соотносят положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, придумывают задания для других детей, закрепляют знания о цвете, форме, величине.
Для художественно-эстетического развития детей мною был разработан и реализован проект «Развивающая предметно-пространственная среда в области художественно-эстетического развития», целью которого было создание предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС. В результате был оборудован центр изодеятельности «Акварелька» и центр творчества «Умелые ручки», подобрала игры и оборудование с учетом тематики, совместно с детьми были определены правила. Для способных детей разработала и реализую программу «Фантазия» с целью развития творческой личности ребенка с использованием нетрадиционных способов и приемов рисования. Младшие дошкольники освоили точечные рисунки, пальчиковую живопись, тычкование, печатание, объемную аппликацию, рисование по мокрой бумаге, старшие дошкольники освоили комбинированное рисование (восковые мелки и акварель, свеча и акварель), печать по трафарету, монотипия, кляксография.
Для сопровождения детей с ОВЗ создаю специальные условия по оказанию помощи детям данной категории с использованием специальных методических пособий и дидактических материалов. С учетом рекомендаций ПМПк разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты сопровождения детей. В специально организованной среде с детьми с ОВЗ провожу групповые и индивидуальные занятия. Так, с детьми имеющие трудности в речемыслительной деятельности провожу индивидуальные игры с использованием дидактических игр и упражнений, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр.
Качество реализации образовательной программы прослеживаю через проведения мониторинга промежуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы «Истоки». Анализ результатов за последние три года показывает стабильную динамику по задачам образовательных областей за 2011-2014учебный год.
Образовательные области | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. гр. | |||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | |||
Познание | ||||||||
Имеет представления о природе, о своём городе и стране | 45 | 70 | 65 | 85 | 75 | 100 | ||
Имеет представления о культуре быта | 35 | 55 | 65 | 85 | 68 | 95 | ||
Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно -следственные связи | 25 | 45 | 55 | 75 | 75 | 100 | ||
Объединяет предметы на основе общих понятий | 25 | 50 | 55 | 75 | 80 | 95 | ||
Реализует замыслы в продуктивных видах деятельности | 35 | 70 | 65 | 75 | 85 | 100 | ||
Коммуникация | ||||||||
Грамматически правильно строит сложные предложения | 25 | 40 | 45 | 65 | 75 | 95 | ||
Умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками | 35 | 45 | 55 | 70 | 75 | 95 | ||
Чтение художественной литературы | ||||||||
Знаком с литературными произведениями | 45 | 70 | 65 | 85 | 75 | 100 | ||
Пересказывает, сочиняет сказку | 35 | 55 | 65 | 85 | 68 | 95 | ||
Художественное творчество | ||||||||
Создаёт индивидуальные художественные образы в разных видах изобразительной деятельности | 25 | 50 | 55 | 75 | 80 | 95 | ||
экспериментируют с разными художественными материалами | 25 | 45 | 55 | 75 | 75 | 100 |
Реализацию воспитательной системы направляю через воспитание гражданско - патриотических чувств и привития норм и правил социального поведения у дошкольников.
Организую социальные акции «Милосердие», Георгиевская ленточка», целевые прогулки по достопримечательным местам: к мемориалу погибших воинов, памятнику скорбящей матери. В группе сложилась традиция, ежегодно дети изготавливают подарки, памятки и небольшие сувениры ветеранам, готовят концерты для пожилых людей. С целью привлечения внимания общественности к людям пожилого возраста реализуется социальный проект «Детям о детях войны». В рамках проекта организовала цикл встреч-воспоминаний с поколением, которые жили в военное время.
На основе анализа полученных результатов познакомила родителей с кружками и секциями для развития. В процессе взаимодействия у родителей возрос интерес к развитию способностей своих детей. Для способных и одаренных детей рекомендовала родителям кружки и секции, способствующие развитию творческих и спортивных способностей детей в детском саду и муниципальном пространстве. Поэтому ежегодно увеличивалось количество детей посещающих кружки и секции. Так, в 2012году в детском саду посещали лыжную секцию, танцевальный кружок и кружок изобразительной деятельности 25% детей, в 2014году число детей увеличилось до 70%. Секцию спортивной борьбы в городе в 2011году посещали 4,5% детей, в 2014году 32%. Дети являются активными участниками спортивных мероприятий города – «Шашечный турнир», «Лыжня России», «Кросс Наций», имеются призовые места, грамоты и дипломы участников.
Мои воспитанники включены в культурно - досуговую деятельность, они не только принимают активное участие в различных мероприятиях, но и регулярно становятся победителями, призерами конкурсов, фестивалей разного уровня. Выступления моих воспитанников можно увидеть в городских праздниках, в центре социальной защиты населения г.Назарово.
Результаты развития детей по всем образовательным областям показывают положительную динамику. Дети идут в детский сад с желанием, с удовольствием делятся собственными знаниями и перенимают опыт сверстников и взрослых, а это главный показатель деятельности детей, подтверждающий благоприятный микроклимат в группе и эффективности использования методов и технологий.
Я считаю, что добиться хороших результатов в развитии детей можно только через вовлеченность родителей в процесс образования и воспитания. Взаимодействие с родителями воспитанников, выстраиваю на основе социального паспорта семьи. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход в образовательной деятельности с детьми. С целью обеспечения активной позиции семьи в воспитательно-образовательном процессе использую интерактивные формы взаимодействия: тематические вечера, мастер-классы. Использую различные приемы включения родителей в образовательную деятельность (беседа, объяснение, показ, похвала и др.), формирую у родителей привычку играть вместе с детьми, объясняю, что воспитывать детей нужно личным положительным примером. Предлагаю родителям памятки, папки-передвижки, подбираю материал на стенды и фотовыставки, тем самым раскрывая особенности развития и воспитания дошкольников. Родители стали понимать, что значительный процент речевых успехов ребенка зависит от них самих. Многие родители дома стали совместно с детьми выполнять речевые игры, разучивают скороговорки, чистогроворки с использованием пальчиковой гимнастики, у них появился интерес к чтению книг вместе с детьми. Регулярно привлекаю родителей к оценке образовательной деятельности, вносить свои предложения через анкетирование и организацию дней «Открытых дверей». В результате 90% родителей поняли значимость единых правил и норм в развитии детей при подготовке детей к школе, 82% удовлетворены методами и приемами работы с детьми.
Взаимодействие педагога с детьми является основным звеном в образовательном пространстве. Я всегда учу детей правилам общения: «Не перебивать собеседника, а поддерживать диалог», «Терпеливо выслушивать, уметь договариваться в споре». Для общения детей со сверстниками включаю воспитанников в проигрывание игровых, песенных, танцевальных импровизаций. Участвуя в сценических действиях, мои воспитанники проживают разные роли, что расширяет поведенческий репертуар каждого ребенка. Кроме того они учатся преодолевать неуверенность в себе, выступая перед другими, высказываться и проявлять эмоциональную активность.
Важным моментом при общении с детьми является создание благоприятного эмоционального фона через его успешность. Поэтому в процессе совместной деятельности создаю ситуацию успеха, одобрение, поддержку, доброжелательность, чтобы пребывание в детском саду было радостным. Общение с детьми строю таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его занятие по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Вовлекаю детей в свободное общение и перемещение во время разных видов деятельности. В совместной деятельности с детьми добровольно присоединяю детей к деятельности, даю возможность высказать свои суждения, не перебиваю их, принимаю любую их точку зрения, отмечаю и поддерживаю успехи ребенка, предоставляя ему право выбора. В результате у детей возрастает избирательность общения, расширяется круг друзей, бурно растут контакты со сверстниками.
Я считаю, что добиться хороших результатов в развитии детей можно только в контакте с родителями. Взаимодействие с родителями организую через семейный клуб «Воспитываем вместе!», направленный на установление сотрудничества с родителями в подготовке детей к школе. В рамках проекта ежемесячно организую встречи в родительских гостиных, где происходят встречи родителей и специалистов, осуществляющих сопровождение детей.
Вместе с родителями провожу «Субботник» на территории участка группы, организую акции «Помоги птицам», «Мусор земле ни к чему» и др. направленные на решение экологических проблем. Применяю форму общения с родителями «Почтовый ящик», изучаю содержание вопросов родителей, а ответы помещаю на стенде «Консультация по вашей просьбе». Для просвещения родителей в вопросах развития детей участвую в групповых и общесадовских собраниях, провожу индивидуальные беседы с родителями детей, имеющих общие проблемы в развитии. Систематически для родителей организую семинары-практикумы, мастер-классы, с приглашением специалистов. Особое внимание уделяю информированию родителей в вопросах сохранения здоровья, о закаливании часто и длительно болеющих детей (ЧиДБ), о значении выполнения режима дня.
Моя группа имеет высокий рейтинг в профессиональной среде и пользуется большим спросом среди родителей. По результатам анкетирования родители удовлетворены моей работой воспитателя. Провожая своих старших детей в школу, родители стремятся привезти к нам своих младших детей. Мои бывшие воспитанники частые гости, они приходят в группу, делятся своими успехами в школе, участвуют в праздниках, театральных постановках, акциях, рассказывают о том, как им было хорошо в детском саду и что интересного им запомнилось. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду искать новые пути воспитании детей и сотрудничестве с родителями. Большая часть родителей, считают, что среди педагогов ДОУ у меня высокие профессиональные качества в воспитании и развитии детей. Об этом говорят положительные отзывы от коллег и администрации ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
VII Всероссийский конкурс фоторабот «Летнее вдохновение»(дети дошкольного возраста) «Детские улыбки»
Нет в мире ничего милей Улыбки наших малышей! Она нежна, чиста, красива, Причудлива, добра, игрива! В ней чувствуешь тепло и свет, И в мире больше такой нет! В улыб...
Методическая разработка на всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети»
Целью нашей работы стало формирование у детей с ОНР познавательного интереса к быту и традициям двух народов через историческую память, воспитание любви к малой и большой Родине, развитие ...
Диплом куратора Всероссийского конкурса для детей и педагогов. " Всероссийская викторина " Время знаний""
Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала....
Всероссийский конкурс для детей и педагогов ""Всероссийская викторина" Время знаний"" тема : "Моя семья"
Участие детей в конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала...
Свидетельство "Эксперт Всероссийского центра образования и развития "Миллениум" и член экспертной группы (жюри) Всероссийского конкурса для детей и молодежи \'\'Творчество и интеллект\'\'
являюсь экспертом Всероссийского центра образования и развития "Миллениум" и членом экспертной группы (жюри) Всероссийского конкурса для детей и молодежи ''Творчество и интеллект'...
Всероссийское педагогическое сообщество. Всероссийский конкурс для детей и молодёжи.
Мероприятия и акции Российского движения школьников. Всероссийская акция "Вечерний костёр". Номинация "Видео"....