Проект "Огород на окне"
проект (старшая группа) на тему

Конышева Елена Леонидовна

Расширить знания детей о выращивании лука в комнатных условиях, его свойствах и видах лука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.rar2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Огород на окне»

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Вид проекта: Групповой

Продолжительность: долгосрочный

Участники: воспитатели и дети логопедической группы,

                       родители воспитанников.

Актуальность

Многочисленные детские вопросы ставят в тупик даже самого эрудированного взрослого. А все потому, что ребенок интересуется теми вещами, которые на столько просты и привычны  взрослому, что мы над ними не задумываемся. Радуга, голубое небо, смена времен года взрослым не кажутся чем-то загадочным, но ребенок только открывает для себя мир, многого не знает и каждая вещь или явление для него удивительны. Очень важно поддерживать в ребенке жажду знаний и открытий. В период сезонного подъема острых респираторных вирусных инфекций, заболеваний гриппом с профилактической целью детям на обеде давали лук.  Возникли вопросы: Зачем нужен лук? Что в нем полезного?  Как вырастить в холодное время года зеленый лук? Есть ли у лука семена? Дети задавали много вопросов и что бы ответить на них мы предложили детям самим посадить лук. Понаблюдать насколько быстро он вырастет в разных условиях и что быстрее и лучше садить на зелень луковицу, сенчик или семечко.

Так возникла проблема

Как можно вырастить зеленый лук на подоконнике?

Чем может быть полезен лук?

Что можно приготовить с луком?

Как и где быстрее вырастить лук?

Что влияет на рост и развитие овощей?

Исследование полезных свойств лука.                                                 Возникшие проблемы предопределили следующие цели и задачи проекта.

Цель: Расширить знания детей о выращивании лука в комнатных условиях, его свойствах и видах лука.

Задачи:

Познакомить детей с историей появления лука;

Расширить знания о полезных свойствах  лука;

Формирование представления об  условиях, которые необходимы для его роста (вода, плодородная земля, свет, тепло)

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Способствовать возникновению интереса к познавательно – исследовательской  деятельности;

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам

Воспитывать бережное отношение к растениям;

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

  • Создание в группе «Огорода на подоконнике»:
  • Оформление групповой энциклопедии «Энциклопедия о луке»
  • Составление картотеки стихов, загадок о луке.
  • Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности по данной теме (рисование, аппликация).
  • Выпуск коллажа «Использование лука».
  • Оформление мнемотаблиц  «Что нужно для роста растений», «Что нам нужно для труда».
  • Более бережное отношение детей к растительному миру.
  • Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности.
  • Активное участие  родителей в реализации проекта.  

Схема осуществления проекта:

Для начала мы попытались найти ответы на три вопроса.

Что дети знают?

1. Лук это овощ, он растет в огороде.

2. Лук полезен.

3. Для роста и развития лука нужны свет и вода

Что хотят узнать?

1.Можно ли вырастить лук на подоконнике

2. Как правильно садить и ухаживать.

3. Что лучше выращивать на зелень луковицы или семена лука.

4. Чем полезен лук

Где можно узнать?

1. В энциклопедии.

2. Просмотр познавательных передач.

3. Спросить у взрослых.

4 В интернете

ОО «Физическое развитие»                         П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты», «Лучок – здоровячек».  Физ.минутки: «Огород», «Мы овощи в саду сажаем»       Пальчиковая гимнастика «Лук». Массаж глаз «Раздеваем лук».

ОО «Познавательное развитие»            Беседы: «История появления лука»,

Чтение энциклопедии, рассматривание лука репки разных сортов и фотографий с изображением разных видов лука.

Исследовательская  деятельность:

1. Рассматривание луковиц разного цвета

2.«Земля – какая

она».

3.«Земля и

растение»

3.«Вода и растения»

4.«Свет и растения»

5.Наблюдения за

ростом корневой системы лука в воде

6. Рассматривание луковицы в разрезанном виде.

Наблюдение за огородом на подоконнике (ведение дневника наблюдений)

ОО «Речевое развитие»

- Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К.Чуковского «Огород», 
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»
- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде» - Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи».

Составление синквейнов о луке

ОО «Художественно эстетическое развитие»

- Раскрашивание картинок 
- Рисование «Чипполино»
- Лепка «Доктор Лук».
- Аппликация-коллаж: «Использование лука»
- Драматизация сказки «Спор овощей»
- Прослушивание песен:  «Есть у нас Огород».      - Игра – хоровод: «Весёлый огород»,

ОО «Социально-коммуникативное развитие»               Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», домино.
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин», «Овощевод»
- Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать

Работа с родителями

Участие в оформлении макета «Огород на окне»

Совместное составление и оформление книжки синквейнов о луке

Информация для родителей в уголке здоровья «Полезные свойства лука».

Этапы реализации проекта

Распределение деятельности по этапам проекта

Подготовительный этап

27 02-28 02

Беседа «Где найти витамины?»

Цель: Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Подвести детей к выводу, что овощи это кладезь витаминов. А справиться с весенним авитаминозом лучше всех поможет зеленый лук.

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Цель: учить детей по описанию отгадывать овощи.

Самостоятельный поиск ответов на вопросы «Какой лук мама выращивает  дома?» и «Использует ли мама лук при лечении ОРВИ?»

Чтение энциклопедии, рассматривание лука репки разных сортов и фотографий с изображением разных видов лука.

Основной этап

1 03-27 03

НОД

Тема 1: Его величество лук.

Задачи:

Обучающие: Расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений.

Развивающие: Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, голосовой аппарат, навыки общения, мелкую моторику, чувство цвета, формы. Развивать, коммуникативный опыт детей.

Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело.  

«Что случилось с луком» (проводится несколько раз через определенное время).

Задачи:  

Обучающие: Обучать детей способам ухода за растениями: рыхление, прополка, полив.

Развивающие: Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, навыки общения, любознательность.

Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело.  

Тема 3: Его величество лук. (итоговое)

Задачи:  

Обучающие: Закреплять знания детей о луке. Обогащать представления детей наглядными образами. Закрепить знания об условиях выращивания растений. Расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука. Создавать эмоционально – положительный микроклимат общения детей в группе.

Развивающие:Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, любознательность, навыки общения, игровые умения, двигательную активность детей, желание детей играть вместе с воспитателем  

Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело.   Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу и взрослым, доверительное отношение к детскому саду.

Беседа

 «История появления лука»

Тема: «Полезные свойства лука»                                                                    Цель: познакомить с полезными свойствами репчатого лука, методами его использования при лечении различных заболеваний, развивать творческие способности при показывании сценки, прививать интерес к информации о луке.

Трудовая деятельность

Цель: Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»

 «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать»

Оформление календаря наблюдений за ростом и развитием лука в разных условиях.

Исследовательская деятельность:

Цель: Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов и детей.

1. Рассматривание луковиц разного цвета

2.«Земля – какая она».

Цель: выявить свойства земли опытным путем определить что лучше подходит для роста и развития растений (плодородная почва. песок или глина)

3.«Земля и растение»

Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.

3.«Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений.

4.«Свет и растения»

Цель: Выявить насколько свет необходим для прорастания и роста растений.

5.Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде

6. Рассматривание луковицы в разрезанном виде. Выявление его свойств и качеств

Наблюдение за огородом на подоконнике (ведение дневника наблюдений)

Игровая деятельность

Дидактические игры                                                                          «Путаница». Цель: уточнить знания детей о частях растений.   

 «Чиполлино помогает выращивать лук» .                                                       Цель: уточнить представления детей о том, что для проращивания луковиц нужны такие же условия, которые необходимы всем растениям для роста и развития (питательная почва, вода, тепло, свет); напомнить о том, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы; развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения в состоянии растений

Игра «Зеленая аптека». Цель: Закрепить знания детей о полезных свойствах лука?

«Во саду ли, в огороде»,

«Чудесный мешочек» Цель: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

«Овощи – фрукты» Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

 «Третий лишний»

Сюжетно-ролевые игры

Цель: Поддерживать интерес к с/р игре, упражнять в умении применять полученные знания

- «Магазин», «Овощевод», «Семья» (малыш заболел)

Подвижные игры

«Овощи в корзину»,

«Вершки и корешки»,

«Овощи и фрукты»,

 «Лучок – здоровячек».  

Игра – хоровод: «Весёлый огород»,

Психогимнастика

«Я растение».

Физ.минутки

 «Огород»,

 «Мы овощи в саду сажаем»  

   

 Пальчиковая гимнастика

 «Лук».

Массаж глаз 

«Раздеваем лук».

Ознакомление с художественной литературой

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

 А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К.Чуковского «Огород», 
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»

Развитие речи
Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»                                            - Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи». Составление синквейнов о луке

Слушание музыки

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

Песня «Есть у нас огород».  

 Самостоятельная  ИЗО  деятельность

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов

Раскрашивание картинок 
Рисование «Чипполино»
Лепка «Доктор Лук».
Аппликация-коллаж: «Использование лука»

Оформление книжки синквейнов «Лук-всем полезный друг»

Цель: Развивать совместное творчество педагога, детей.


3 этап

Создан огород на окне

Оформление групповой энциклопедии о луке.

Оформление книжки синквейнов «Лук-всем полезный друг»  

Коллаж «Применение лука»

В ходе реализации проекта мы получили следующие результаты:

Дети познакомились с историей возникновения лука, получили знания о полезных свойствах лука.

Приобрели  опыт поисково-исследовательской деятельности, научились сравнивать, анализировать, делать выводы.

Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.

С опорой на жизненный опыт у детей формируется представление о том, как ухаживать за растениями и что необходимо растениям для их роста и развития; дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе создан огород на окне.

Дети смогли оценить результат своего труда, употребив в пищу полученный урожай.

У детей пополнился словарный запас.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....