Конспект занятия в ДОУ на тему: "Творчество русских художников-пейзажистов"
план-конспект занятия на тему
Конспект занятия в ДОУ по ознакомлению дошкольников с творчеством русских художников-пейзажистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_hudozhniki.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Осень в творчестве русских художников" с методическими рекомендациями.
Цель: формирование представлений о живописи через творчество русских художников-пейзажистов.
Задачи:
- углубление и расширение знаний о пейзажном жанре;
- развитие умения анализа художественного произведения, расширение лексики воспитанников пределах темы занятия.
- воспитание чувства прекрасного к окружающей действительности и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Материалы: опорный конспект, наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин русских художников-пейзажистов; презентация в электронном варианте; выставка рисунков на тему “Времена года”, аудиозаписи П.И.Чайковский «Времена года».
Ход занятия
Игра-викторина «Знатоки искусства»:
Слайд 1.
Вопрос 1. Где хранятся шедевры мировой живописи и где мы можем познакомиться с работами знаменитых мастеров?
Слайд 2.
Вопрос 2. Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу или грушу или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это натюрморт.
Что такое натюрморт? (Это изображение различных предметов, вещей. Это картина, на которой изображены домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря и другие предметы)
Слайд 3.
Вопрос 3. Как называется картина, на которой изображено море? А художник, который рисует море? (Марина, маринист)
Слайд 4.
Вопрос 4.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или в небе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина, называется … (портрет)
Что такое портрет? (Картина, на которой изображен человек). Чей это портрет? (Иван Шишкин). Как называется картина, где художник нарисовал самого себя?(автопортрет)
Слайд 5.
Вопрос 5. Что такое пейзаж? (Это изображение природы: поля, леса, реки, дожди, радуга). Кто автор этих пейзажей? (Исаак Левитан)
Игра «Четвертый лишний»
(1. «Большая вода», 2. «Март», 3. «Лесное озеро», 4. «Золотая осень»)
Вопрос 6. Кроме И. Левитана кого еще из художников пейзажистов вы знаете?
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с живописцами, которые все свое творчество посвятили изображению природы это - Левитан, Шишкин, Волков, Саврасов. Каждый художник видел что-то свое, постигал голоса природы по-своему. И мы сегодня попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами.
Слайд 6. Природа представлена в разное время года - осень, зима, весна, лето. Мы сегодня остановимся на картинах с изображением осенних пейзажей. Итак, добро пожаловать в картинную галерею!
Слайд 7.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)
Вот такую тишину осени, ясную радость отдыха передал русский художник – пейзажист Исаак Левитан в своей картине “Золотая осень”. Как удалось Левитану красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов.
Слайд 8. Скажите, кто рассказывает про картины в картинной галерее? Правильно, экскурсоводы. Предлагаю вам стать настоящим экскурсоводом и рассказать про эту картину, а музыка вам в этом поможет.
Сравните две картины Левитана и Шишкина, что у них общего, чем отличаются?
Физкультминутка:
Художник картину всю ночь рисовал, (Дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)
Работал на совесть, покоя не знал. («Вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)
И вот за окошком высокие ели, (Поднимают руки вверх)
Пушистые ели, (Руки в стороны)
А потом мы увидели небосвод, (Поднимают руки вверх)
Где звезда веселый танец свой ведет, (Кружатся)
Снежинки летели прямо на нас (Делают «фонарики»)
Мы отдохнули и будем рисовать сейчас. (Выставляют поочередно руки вперед)
Слайд 9. Осень заворожила многих художников. Ефим Волков тоже писал много картин о ней. И среди них «Лесное озеро» и «Тихая речка». Золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Закройте глаза и представь себя на этой дорожке, куда она вас ведёт?
Слайд 10. Как вы думаете какое время года изображено на следующем пейзаже? Почему? Какие краски использовал художник? Придумайте название этой картине?
Слайд 11-12. Игра «Угадайка»
По подсказкам угадайте картину.
Слайд 13. «Выберите картины художника»
Как зовут художника? Назовите его картины?
Слайд 14. «Реставраторы»
Картины с годами стареют и иногда портятся, поэтому в музеях существуют мастерские. Работают в них реставраторы, они возвращают полотнам их первоначальный вид. Мы сейчас тоже превратимся в реставраторов и соберем картину по фрагментам.
Как называется эта картина? Кто её автор?
Слайд 15. «Умницы и умники» Обобщение
Рефлексия: Мы побывали сегодня в картинной галерее, увидели и узнали много интересного о картинах и профессиях, связанных с ними. Вы хотели бы еще раз посетить галерею, познакомиться с другими полотнами, выступить в роли экскурсовода или реставратора? У вас появилась любимая картина, назовите ее? (Дети обсуждают наиболее понравившиеся картины рассматривают репродукции)
Методические рекомендации.
Более глубокому осмыслению детьми произведений русских пейзажистов способствуют знания основных понятий в области изобразительного искусства: живопись, колорит, композиция, репродукция.
Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова и др. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
При проведении бесед интересно использовать стихи русских писателей, посвященных природе России. Но они должны соответствовать изображенному на репродукции и быть понятны детям.
Рассматривать картины русской природы с детьми целесообразнее в те времена года, которые на них изображены. Поскольку главным содержанием этих картин является природа, рассматривать их лучше после экскурсий и прогулок в природу, чтобы дать детям необходимый запас представлений.
Ознакомление с картиной художника начинается с самостоятельного рассматривания произведения, для усиления эмоционального восприятия картины, для создания интереса к ней в начале занятия можно предложить детям прослушать музыку, прочитать стихотворение. На первом этапе ознакомления с произведениями искусства возможно применение игровых приемов "Вхождения в картину".
Могут быть задания творческого характера: придумать название картины, рассказать о содержании от лица одного из героев картины. Обязательно вопросы к личному опыту детей. Могут быть вопросы и за пределы изображенного.
Во время анализа произведения живописи по репродукциям необходимо широко использовать метод сравнения. Рекомендуется сравнивать картины на одну и ту же тему одного художника или двух – трех.
Отбирая репродукции, следует помнить об особенности восприятия произведений искусства детьми: они с большим интересом и удовольствием воспринимают то, что им знакомо. Поэтому следует уместить большую часть известных репродукций, по которым проводились беседы, и среди них разместить новые репродукции.
Итог занятия по ознакомлению с пейзажной живописью всегда должен быть нестандартным. Это может быть предложение детям рассказать о самом красивом месте в картине, или же высказаться о том, что им представлялось, думалось, о чем мечталось, когда они рассматривали картину, или объяснить, почему понравилась картина, или предложить вспомнить созвучное с содержанием картины стихотворение, песню и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры.
Фольклорный праздник "Чем богаты тем, и рады"старший дошкольный возраст...
Конспект литературно-экологической викторины на тему: «Творчество В.В.Бианки» (для детей старшего возраста)
Итоговое мероприятие по проекту "Знакомство с творчеством В.В. Бианки"...
Конспект литературно-экологической викторины на тему: «Творчество В.В.Бианки» (для детей старшего возраста)
Итоговое мероприятие по проекту "Знакомимся с творчеством В.В.Бианки. Цель: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В.Бианки....
Методическая разработка на тему: Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов
Конспекты занятий и анализ своей работы....
Русский художник-пейзажист, великий лирик Исаак Ильич Левитан
Продолжать учить детей понимать содержание картин, знакомить их со средствами выразительности, используемыми художником. Расширять знания детей о творчестве художника И. И. Левитана, о жанра...
Беседа в старшей группе №5 МБДОУ №322 по теме «Творчество великого русского художника-В.И. Сурикова»
Приобщение дошкольников к культуре родного края посредством знакомства с картиной В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»...