Рабочая программа кружка "Теремок"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Брусничка»
п. Сосьва
Утверждаю
Заведующая МБДОУ
_________ Томашевская Е. М.
Кружковая работа
Вид деятельности: «Театрализованная деятельность»
Название: «Теремок»
Руководитель кружка:
Черникова М.Г.
Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «» в старшей-подготовительной группе «Звёздочки»
Черниковой Марии Геннадьевны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр доставляет детям большое удовольствие, приносит им иного радости. Но, конечно же, нельзя рассматривать театр только как развлечение: его воспитательное значение общеизвестно. Особое влияние оказывают представления театра на детей дошкольного возраста, когда у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.
Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Даёт самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир и умом, и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей.
Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Цель работы кружка:
Развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи программы.
1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
2. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
7. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
8. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
9. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
Речевое развитие. Дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. Дети используют скороговорки, чистоговорки, потеши, при этом развивается чёткая дикция, обогащается словарь.
Художественно – эстетическое развитие. Дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. А так дети знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, музыкально-ритмические композиции и танцы, разучивают песни.
Социально – коммуникативное развитие. Дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Дети учатся согласовывать свои действия с партнёрами, а также оценивать действия других детей и сравнивать со своими.
Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная) .
Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 30 минут во вторую половину дня. Численность детей в кружке – 10 человек. Возраст детей 5 – 7 лет. Программа составлена с учетом ФГОС по разделам:
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения) ;
Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному) ;
Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;
Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Занятия строятся по схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроя.
- театрализованная деятельность (в разных видах: театрализованная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театрального искусства, работа над спектаклем)
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности
Критерии оценки
Цель: выявить уровень развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
сентябрь.
1 неделя. Беседа с детьми "Что такое театр"
Цели: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (музыкальный, драматический, кукольный) ;
Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам;
2 неделя. Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации)
Цели:
Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям;
Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор;
Воспитывать желание узнать новое.
(Демонстрация сказки «Пых» на фланелеграфе) .
3 неделя. "Сочиняем сами".
Цели:
Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети;
Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей;
Развивать связную речь детей (диалогическую) ;
Формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно-речевых ситуаций.
(Настольный театр сказка «Кот, лиса и петух») .
4 неделя. Знакомство с пантомимой.
Цели:
Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру;
Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;
Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей.
(пантомимы «Раздумье», «Мне печально», «Вкусные конфетки») .
октябрь
1неделя. Игры на развитие речевого дыхания.
Цели:
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
Развивать дикцию;
Учить строить диалоги;
Воспитывать терпение и выдержку;
Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Футбол», «Удивленный бегемот».
2 неделя. Экскурсия по театру.
Цели:
Развивать у детей интерес к сценическому творчеству;
Активизировать познавательный интерес к театру;
Разъяснить детям выражения "зрительская культура", "театр начинается с вешалки";
Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.
3 неделя. Ритмопластика.
Цели:
Развивать у детей умение пользоваться жестами;
Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность;
Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом;
Использовать методы демонстрации движений, обсуждение, поощрения, помощь (М. Глинка. "Вальс фантазия").
4 неделя. Какое у тебя настроение.
Цели:
Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты);
Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой;
Воспитывать желание помочь товарищу;
Воспитывать чувство уверенности в себе;
(Занятие – игра «Солнышко и паровозик»).
ноябрь
1 неделя. Игровой тренинг. Сказка «Заюшкина избушка».
Цели:
Развивать находчивость, воображение, фантазию;
Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность;
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
Развивать подражательные навыки и фантазию;
Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".
Репетиция сказки «Заюшкина избушка».
2 неделя. Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке «Заюшкина избушка».
Цели:
Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений;
Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
Развивать творчество, воображение и фантазию.
3 неделя. Беседа - диалог. Генеральная репетиция в костюмах.
Цели:
Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы).
Познакомить с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима.
Побуждать детей к активному участию в театральной игре;
Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь;
Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
4 неделя. Выступление со сказкой «Заюшкина избушка» перед родителями и детьми.
Цели:
Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;
Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;
Воспитывать любовь к животным;
Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях;
Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей, родителей и педагога).
декабрь
2 неделя. «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок.
Цели:
Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;
Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;
Познакомить с театром рук;
Воспитывать партнерские отношения между детьми;
Учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.
3 неделя. Сказка «Лисичка со скалочкой».
Цели:
Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;
Воспитывать коммуникативные навыки общения;
Учить сочетать речь с пластическими движениями;
Побуждать участию в театральной игре.
4 неделя. Распределение ролей в сказке «Лисичка со скалочкой». Пластические импровизации.
Цели:
Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;
Выражать состояние персонажа с помощью мимики;
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
январь
1 неделя. Выступление со сказкой «Лисичка со скалочкой».
Цели:
Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;
Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;
Воспитывать любовь к животным;
Воспитывать чувство коллективного творчества.
2 неделя. Стендовые театрализованные игры. Фланелеграф.
Цели:
Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных;
Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому.
3 неделя. Знакомство со сказкой «Смоляной бычок». Распределение ролей.
Цели:
Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление;
Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;
Воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.
4 неделя. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
Цели:
Познакомить детей со сценарием постановкой сказки;
Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре;
Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей;
Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.
февраль
1 неделя. Отработка диалогов.
Цели:
Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
Развивать связную речь детей;
Расширять образный строй речи;
Воспитывать уверенность.
2 неделя. Драматизация сказки «Смоляной бычок».
Цели:
Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;
Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;
Воспитывать любовь к животным;
3 неделя. Техника речи.
Цели:
Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
Развивать речевое дыхание, тренировать выдох.
Воспитывать уверенность.
4 неделя. Знакомство с музыкальной сказкой «Упрямое тесто».
Цели:
Познакомить детей со сказкой;
Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;
Воспитывать коммуникативные навыки общения.
март
1 неделя. Разучивание стихов к сказке.
Цели:
Учить детей передавать игровые действия в соответствии со стихами, музыкой;
Развивать память, внимание детей;
Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.
2 неделя. Мастерская актера.
Цели:
Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке;
Развивать творчество и фантазию;
Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном.
3 неделя. Отработка диалогов.
Цели:
Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
Развивать связную речь детей;
Расширять образный строй речи;
Воспитывать уверенность.
4 неделя. Работа с костюмами.
Цели:
Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению;
Развивать самостоятельность, творчество, фантазию;
Развивать эстетические чувства;
Воспитывать желание помочь товарищу.
апрель
1 неделя. Репетиция.
Цели:
Определить готовность детей к показу сказки;
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;
Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.
2 неделя. Репетиция.
Цели:
Определить готовность детей к показу сказки;
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;
Показать образы животных через пластические возможности своего тела;
Развивать умение оправдывать свои действия;
Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.
3 неделя. Показ сказки "Упрямое тесто"
Цели:
Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену;
Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;
Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;
Развивать воображение и веру в сценический замысел;
Поднять эмоциональный настрой детей.
май
1 неделя. Чтение русской народной сказки «Репка». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цели:
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;
Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность;
Расширять диапазон в силу звучания голоса.
2 неделя. Техника речи.
Цели:
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
Развивать дикцию, учить строить диалоги;
Воспитывать терпение и выдержку.
3 неделя. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цели:
Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
Развивать связную речь;
Расширять образный строй речи.
4 неделя. Инсценировка сказки «Репка»
Цели:
Создать положительный, эмоциональный настрой;
Воспитывать чувство уверенности в себе;
Приобщать детей к искусству театра.
Список используемой литературы
1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 1991г.
2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
4. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8, 9, 11/96г., № 2, 5, 6, 7, 9, 11/98г., №5, 6, 10, 12/97г., № 10, 11/99г., № 11/2000г., № 1, 2, 4/2001г.
5. Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1, 2, 3, 4/2001г.
6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.
7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
8. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
10. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
11. Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.
13. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
14. Журнал «Музыкальный руководитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...