«Народная обрядовая кукла»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ООД в старшей группе « Народная обрядовая кукла»
Цель: Формирование интереса к народным традициям и духовным ценностям русского народа, по средством народной тряпичной куклы.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Вы рады нашей новой встрече?
Я тоже очень рада вас видеть.
Ну а если мы друг другу рады. Давайте возьмёмся за руки. Поскорей вставайте в круг. Улыбнитесь всем вокруг.
Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу (Дети стоят в кругу)
Доброе утро, солнце!(руки вверх)
Доброе утро, небо! (руки вверх)
Ребята, я вижу к нам пришли гости.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)
Воспитатель: А теперь сядем с вами рядком, да поговорим ладком Сегодня, как я и обещала, расскажу вам сказку.
Сейчас открою мой старинный сундучок, ой, я, кажется, слова заветные забыла. Ребятушки, вы мне поможете, слова заветные помните, давайте все вместе хором попросим сундучок открыться.
ДЕТИ: «Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочок»
Звучит музыка, воспитатель открывает сундучок.
Воспитатель: Сундучок открывается, сказка начинается. Уши слушают – и все слышат, глаза смотрят – и все видят.
В давней-давней старине,
Да в далёкой слободе,
Как-то поздно вечерком
Встали куколки рядком.
Лился речкой разговор,
Да возник у кукол спор.
Спор подслушать нам не грех:
Кто из них важнее всех?
Десятиручка:
Без меня хозяйке туго.
Я одна – десятирука.
Я с хозяйкой хлеб пеку
И холсты на кроснах тку.
Не ленюсь и не зеваю,
Шью, вяжу и вышиваю.
С ней в заботах день-деньской:
Дома, в полюшке с косой,
Во дворе, в хлеву, на речке,
В огороде и у печки.
Крупеничка:
Я ведь тоже не пустяк.
Без меня в избе никак.
Хлеб взрастить – тяжелый труд.
Меня люди берегут.
До весны, до посевной
Не тревожат мой покой.
Если только год тяжелый,
Раньше скину я обновы
И рассыплюсь на столе –
Будет пища детворе.
Неразлучники:
Чтоб подружка ты не пела,
Мы-то знаем своё дело.
Повторим тебе мы вновь:
Мы в семье храним любовь!
Веснянка:
Нет, не ваша правота.
Всех важнее красота.
Уж хозяюшку свою
Красотой я одарю.
Долго будет молодица
Краснощека, светлолица.
Глазки, словно бирюза
И на зависть всем коса..
Хозяюшка:
Всех я куколок люблю,
От души благодарю.
Куклы лишней нет у нас
И у каждой свой наказ.
Всяка сделана с душой,
В час особый непростой.
Хватит спорить без нужды.
Все вы куколки важны!
Воспитатель: Понравилась вам сказка? А как вы думаете, к какой группе народных кукол относятся эти куклы.
Дети: обрядовые.
Воспитатель: Правильно. А кто мне расскажет про обрядовые куклы.
Предполагаемые ответы детей:
Обрядовую куклу делали к народному празднику или для обряда, нельзя было пользоваться иглой и ножницами. Лицо кукле не рисовали, считалось, что в неё может вселиться злой дух. В наряде должен был присутствовать красный цвет, потому что считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, все правильно рассказали.
А вы знаете, какую куклу, в какое время года делали.
Сейчас я проверю ваши знания.
В моем сундучке есть задание для вас.
Сначала нужно разделиться на четыре группы.
Дети делятся на группы, воспитатель выставляет для каждой группы картинку со временем года.
Ребятки, послушайте меня внимательно, сейчас я буду показывать вам обрядовую куклу и спрашивать «Кому нужна эта кукла?», если ее делали в то время года, которое у вас изображено, вы говорите «нам нужна», рассказываете про эту куклу и вешаете ее на свою картинку.
Веснянка. Родители делали её весной и дарили детям, чтобы привлечь весну. Она очень яркая, как весна.
Коза. делают на Святки для обрядом колядования. Ее украшали ленточками и бантиками и загадывали желания. Она приносила радость.
Купавка. Ее мастерили летом на праздник Ивана Купалы. На руки Купавки вешали ленточки, потом куклу пускали в реку. Ленточки, забирали с собой несчастья.
Десятиручка. У нее 10 рук, чтобы она помогала девушкам и женщинам по хозяйству все делать и шить и вязать и вышивать. На каждую ручку загадывали дело, в котором нужна помощь.
Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием.
Видите, ребята, какие замечательные куклы умел делать русский народ, сколько усердия, добра и теплоты вкладывали люди в куклы.
Но на Руси умели не только работать, а умели и отдыхать и в игры разные играть!
Не пора ли и нам поиграть? Приглашаю вас в круг, будем играть в русскую народную игру «У Маланьи».
Народна я игра «У Маланьи»
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, а знаете, почему в тряпичные куклы в основном похожи на женщину, девушку, девочку? Женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она - хранительница домашнего очага. Хотя кукол с мужским образом мало, но сегодня я хочу познакомить вас с одной такой куклой. Это кукла, которая называется «Кузьма и Демьян» (воспитатель показывает куклу). Посмотрите, чем она отличается от других народных кукол.
Предполагаемые ответы детей. Это две куклы вместе.
Воспитатель: Правильно. У куклы одна общая рука, которая их объединяет. А делали эту куклу в честь братьев Кузьмы и Демьяна.
На кукле кузнечный фартук, а за поясом кузнечный молот, потому что Кузьма и Демьян были кузнецами. Они ходили по деревням и всем помогали. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки. Они были добрыми и денег за свою помощь не брали, делали просто так от души и поэтому их называли бессеребрянники. На Руси Кузьма и Демьян почитаются как покровители ремесленных дел, причем, ремесел не, только мужских, но и женских. Куклой этой не играли, ее помещали над рабочим местом и оставляли до следующего праздника. Делали эту куклу на праздник Кузьминки. Праздник этот на Руси широко отмечался, народ провожал осень и встречал зиму. А вот для праздника делали чучело Кузьмы, набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. После завершения праздника чучело, раздевали и раздергивали по соломинке и вместе с соломинками плясали.
Ну вот, ребята, в следующий раз я принесу кусочки ткани и мы с вами попробуем сделать куклу Кузьма и Демьян.
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им чего -нибудь хорошего и доброго.
дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
Кто придумал – выходит в круг, произносит свое доброе пожелание, вытягивает руку вперед и кладет ее сверху на ладонь педагога или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.
После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра из своих ладошек.
Педагог тихонько раскачивает пирамиду рук со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие ладони детей вверх, рассыпая пирамиду добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. ОО «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать ...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....
Мастер класс по изготовлению русской народной обрядовой куклы "Кукла-закрутка"
ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы...
Конспект занятия в подготовительной группе «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Конспект занятия в подготовительной группе «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»...
Мастер-класс «Птичка счастья». Народная обрядовая кукла.
Готовясь к весенним праздникам наши предки «закликали» весну, обязательным атрибутом которого являлись куклы – Птичка-Счастья и Веснянка и украшали растущую под окном бер...
« Народная обрядовая кукла»
Цель: Формирование интереса к народным традициям и духовным ценностям русского народа, по средством народной тряпичной куклы....