«Закон на нашей земле» (деловая игра)
план-конспект занятия на тему

Коноркина Виктория Юрьевна

Деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_na_nashey_zemle.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Закон на нашей земле» (деловая игра)

Цель занятия :

- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Воспитатель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец   нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 13-14 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- И сегодняшнее занятие – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.  И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и  Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства  Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

А сейчас мы с вами поиграем!

Задание 1

Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок.                        Правонарушение.             Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Задание 2 «Логическая цепочка».

Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом
Ответы: 2, 3, 4, 1

Задание 3. Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час 
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится 
Правда, родине служить 
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи 
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой 

Ответы:
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится   (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится  (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Третий тур: «Занимательный»
Презентации: Команды отвечают на вопросы, жюри внимательно смотрит, кто первый поднял руку, у того и право первого ответа (приложение 4)

Задание 4.Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста

• Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома
(лиса и заяц)
• В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? 
(Лягушка-путешественница)
• В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
(«Колобок»)
• Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его? 
(«Царевна-лягушка»)
• Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? 
(Баба-Яга) 
• Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано 
(«Волк и семеро козлят»)
• В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? 
(«Приключения Буратино», Карабас – Барабас)
• В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
(«Сказка о попе и работнике Балде»).

Задание 5. «Анаграммы»

  1. ВАПОР (ПРАВО)
  2. ККСДОЕ (КОДЕКС)
  3. ВОРОИГРП ( ПРИГОВОР)
  4. ТСИТИЦОНУЯК (КОНСТИТУЦИЯ)
  5. СЛИПТНЛЕЕУРЕ (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)

Задание 6.Детектив

Воспитатель У детектива должен быть хорошо развит слух, чтобы уметь по одному только звучанию распознать предмет. Сейчас вы услышите 5 различных звуков. Прослушав их, вы должны будете на листе бумаги записать, что, по-вашему мнению, происходило в данный момент.

1. Шум воды в кране.

2. Скрип открывающейся двери.

3. Сверчки.

4. Поезд едет.

5. Шум петард.

6. Ливень.

7. Мелом на доске.

8. Хлопанье крыльев.

Задание 7.

Каждая из команд подготовили по две ситуации, которые сейчас представят в виде сценок, а команды соперников должны грамотно разрешить их Каждая из команд вытягивает ситуацию и уже готовые роли из мешка, обсуждают ее и обыгрывают. Команда соперников разрешают ее с помощью закона. 
Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ответ: Ложный донос, нанесение побоев
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» 
Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет. 

А сейчас пока мы с жури подведем итоги посмотрите мультфильм.

4 Рефлексия.

Кого заставило задуматься сегодняшние занятие?

Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителей, производится награждение.
• Права есть, как у взрослых, так и у детей.
• Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
• Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
• Уважай чужие права!

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают   одноклассники и  учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры  Марка  Туллия Цицерона    

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения родительского собрания-деловой игры на тему Под защитой закона

Данный материал будет интересен всем педагогам дошкольного образования. Приобщение родителей к знаниям "Конвенции о правах ребенка"....

Родительское собрание в подготовительной группе Деловая игра «Под защитой закона»

Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека;Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;Раскрыть содержание правового воспитания;Развивать у родителей инициати...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА» (конвенция о правах ребенка)

Уточнение, закрепление и углубление знаний родителей о правах человека;Систематизация знаний по осуществлению прав ребенка в семье;Раскрытие содержания правового воспитания;Развитие у родителей инициа...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....