тематика годовая
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тематические недели в старшей группе по программе "От рождения до школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_tematika_starshaya_gruppa.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная тематика. Старшая группа.
Тема. Основные понятия. | Цели и задачи | ||
сентябрь | Я вырасту здоровым | Как я провел лето. Детский сад. | Расширять представления детей о временах года (осень, лето) . Активизировать речь детей; учить составлять небольшой рассказ по фотографии (из личного опыта). Закреплять знания о сотрудниках детского сада, помещениях и их назначений. Закреплять правила поведения в группе и на территории детского сада. |
Я и моя семья. | Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. | ||
Права ребенка. Опасные ситуации | Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. | ||
Мое здоровье Органы чувств. Витамины ЗОЖ. | Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей тела, активно использовать в речи пространственные термины: руки правая - левая; спина - сзади; грудь - впереди. Определять пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета относительно себя: справа от меня - слева .... впереди сзади ... Формировать представления о возможностях детского организма. Дать представления об органах чувств, значения для человека. Учить составлять свой словесный портрет: описывать своё лицо, настроение и др. Познакомить с компонентами здорового образа жизни. | ||
октябрь | Осень, осень в гости просим | Дары щедрой осени. (Овощи-фрукты) | Расширять представления о труде людей по уборке урожая в садах и огородах. Упражнять в узнавании и называть 4-6 видов овощей и фруктов (например, морковь, огурец, репка, помидор, лук, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, апельсин, лимон, персик),их разнообразные качества {цвет, форма, величина, вкус; запах). Учить описывать по алгоритму фрукты и овощи, выделяя характерные признаки. Учить ориентироваться в многообразии овощей, фруктов одного вида, выделять: помидоры разной формы; морковь разной величины; яблоки разного цвета и т.п. Познакомить детей с домашними заготовками на зиму. |
Хлеб. Продукты. Магазин. Деньги. | Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его. Закреплять знания детей о продуктах питания. Познакомить детей с видами продуктов. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Продолжать знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи. | ||
Грибы и Ягоды. Лес. | Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях; продолжать знакомить с природой родного края; воспитывать бережное отношение к природе; Ребенок должен знать: названия садовых и лесных ягод, где растут ягоды, как растут ягоды (На деревьях, больших или маленьких кустах). За садовыми ягодами ухаживают люди, а лесные - растут сами. Ребенок должен знать названия грибов, различать ядовитые и съедобные грибы. | ||
Деревья и кустарники | Учить различать по листьям, коре, плодам и называть 4-5 деревьев (яблоня, берёза, рябина, ель, дуб) и 1-2 кустарника (например, шиповник, смородина). Учить узнавать знакомые деревья и кустарники вблизи (по коре, веткам) вдалеке (по конфигурации кроны). Упражнять в умении точно передавать в рисунке характерные особенности породы деревьев. | ||
Времена года. Осень. Месяцы. Неделя. | Учить наблюдать, узнавать и называть явления природы, расширять спектр наблюдений за состоянием погоды и сезонных явлений, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях изменения в неживой природе (дни становятся короче, ночи -длиннее; становится холоднее, идут дожди (проливные, .моросящие), снегопад, дует сильный ветер, мороз изменения в растительном мире (листья желтеют, краснеют, падают на землю и т.п.); изменения в жизни животных и птиц, зависимость этих изменений от состояния погоды; изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей. Закреплять знания месяцев года и дней недели. | ||
ноябрь | С чего начинается Родина | Мой город. Государственая символика | Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. |
Птицы. Домашние, ПерелетныеВодоплавающие. | Формировать обобщающее понятия «зимующие», «перелетные» птицы. Учить различать и называть зимующих (например, воробей, синица, снегирь,', голубь, дятел, сорока, галка, ворона), перелетных (например, грач, скворец, ласточка, соловей). Обогащать представления о домашних птицах и их детенышах. Учить рассматривать птицу и составлять описательный рассказ по алгоритму. Учить находить сходства и различия при сравнении птиц по внешнему виду: по величине, окраске, форме хвоста, головы. Обращать внимание на приспособление (строение) птиц к среде обитания. Упражнять в различении 2-3 птиц по голосам. | ||
Домашние и дикие животные. Животные жарких стран. Животные севера. | Систематизировать представления детей о животных. Учить узнавать и называть животных и их детёнышей: домашние животные - кошка, собака, корова, коза, лошадь, овца, баран, свинья; дикие животные - заяц, лиса, белка, еж, медведь, волк. Знакомить детей с характерными особенностями внешнего вида собак разных пород, повадками, назначением; например: служебные, декоративные. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать животное в условиях затруднения восприятии, по части, характерному признаку, в силуэтном, контурном изображениях. Учить описывать животных, находить признаки сходства и различия (с опорой на алгоритм). | ||
декабрь | Зимушка-зима | Зима. | Учить наблюдать, узнавать и называть явления природы, расширять спектр Совершенствовать умение выделять информативные признаки сезонов в изображении; самостоятельно передавать в рисунке. |
Одежда, обувь. Головные уборы. Швейная мастерская (детали одежды) | Учить делать обобщения; дифференцировать предметы внутри одного рода (обувь: домашняя, спортивная, детская, женская, мужская, зимняя модельная,...). Учить сравнивать и группировать предметы обуви и одежды по цвету, величине, назначению, по наличию пли отсутствию каких-либо особенностей (пуговицы, пряжки, карманы, форма воротника,...). Познакомить детей с трудом работников швейной фабрики - закройщик, швея Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Упражнять в определении качества ткани осязательным способом. | ||
Новый год | Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами, выделить некоторые характерные особенности праздника (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения). Вызвать у детей радостные эмоции в ожидании праздника; формирование представлений о Новом годе как о добром веселом празднике, как начале календарного года. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире. | ||
январь | В гостях у сказки | Фольклор Традиции и обряды. | приобщение к русской народной культуре ,знакомство со Святочными гуляньями, привитие любви к Родине. Исполнение народных песен, игр, колядок, творчество детей , развивать актёрское мастерство в инсценировках. Познакомить с народной традицией празднования Святок, знание детьми зимних праздников. |
Народные промыслы Посуда. | Познакомить с народными промыслами и росписями (хохлома, гжель). Совершенствовать умение устанавливать взаимосвязи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он изготовлен. Учить дифференцировать предметы внутри одного вида (например, посуда чайная, столовая, кухонная). Учить описывать посуду по алгоритму. Приучать самостоятельно сервировать стол: раскладывать столовые приборы, расставлять тарелки, хлебницы, чашки с блюдцами. | ||
Здравствуй сказка. Жанры литературы | Дать представления о жанрах литературы. Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, их разнообразии (о животных, волшебные, докучные, бытовые) и отличительных особенностях. Познакомить со структурой сказки. пополнять словарный запас. Учить описывать характер героя. Учить находить причину поступков героев. Передавать характер героев в играх-драматизациях. | ||
февраль | Все работы хороши | Мой город. Дома и здания. Строитель-ство. | Учить детей называть родной город, улицу. Учить перечислять общественные здания в ближайшем окружении. Учить видеть расположение зданий на картине, называть предметы, расположенные ближе, дальше. Учить понимать заслоненность одного объекта другим на изображении и в действительности. Вырабатывать умения словесно пояснять, описывать пространственное положение объектов улицы в реальном пространстве, на макете, чертеже. Учить зрительному анализу формы и величины зданий. Формировать навыки чтения, чертежа. Учить самостоятельному выполнению чертежа постройки по трафарету. Побуждать желание создавать постройки большой конструктивной сложности. Дать представления о строительных профессиях и строительной технике. |
Служебные машины и спецтранс-порт. ПДД | Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». Расширять представления детей о транспортных средствах: наземный транспорт - грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, поезд; водный транспорт - лодка, теплоход, катер; воздушный транспорт - самолёт, вертолёт. Учить делать обобщения; группировать транспортные средства по назначению {грузовой - пассажирский - специальный), по виду (наземный -водный - воздушный). Уточнять представления об особенностях строения разных видов транспорта в Дать знания о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий: шофёр, машинист, лётчик, капитан. Учить понимать роль сигналов светофора для движения машин и пешеходов. Упражнять в переходе через улицу в положенных местах (переход). | ||
День защитника. Военные профессии. | Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой. | ||
Зимние виды спорта | Уточнять представления детей о зимних играх-забавах: игры со снегом катание с горы, катание на санках и лыжах. Упражнять в умении передвигаться в заданном направлении с точкой отсчёта от себя {направо, налево, вперёд, назад), реагировать на словесную инструкцию - поправку, например: "Стоп! Правее! Левее! Стоп, вперёд!" Развивать пространственную ориентировку в подвижных играх с привлечением! сохранных анализаторов с целью обеспечения личной безопасности. Учить понимать содержание сюжетных картин по теме, выделять наиболее значимые информативные признаки, устанавливать логические связи. | ||
март | Весна-красна | 8 марта | Формирование чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Привлечение внимания детей к празднику 8 марта. Развивать у детей интерес к традиции его празднования. Способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Воспитывать уважительное, нежное и благодарное отношение к мамам и бабушкам, бережное и чуткое отношения к самым близким людям, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни. Развивать интерес детей к своим близким. Способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Поощрять посильное участие детей в подготовке семейных праздников; Выполнение постоянных обязанностей по дому. Формировать у детей представление о профессии мамы. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь. |
Инструменты и профессии | Обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей. Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Расширять представления детей об орудиях труда - инструментах - людей разных профессий: молоток, пила, рубанок, — нужны столяру, плотнику; ножницы, сантиметр, швейная игла, - портному; фонендоскоп, шпатель, шприц — врачу; и т.п. Наблюдать за работой врача, медсестры, повара, парикмахера, строителя, автослесаря. Уточнять представления о принадлежности инструментов людям определённых профессий. Учить понимать взаимосвязь между назначением инструмента, его строением и материалом, из которого он сделан. Учить организовывать свою деятельность согласно алгоритму: подготовка к работе: поэтапное выполнение; оценка результата; распределение инструментов; на место их хранения | ||
Первые проталинки. Перелетные птицы | Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года. Расширять знания о характерных признаках весны; о весенних изменениях в природе; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменения в жизни животных, появление насекомых, солнце светит ярко, бывают дожди; земля прогревается солнцем, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и пр.); Расширять представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. | ||
Явления природы. свойства воды. | Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного). Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации. Познакомить с круговоротом в природе. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни). | ||
Речные обитатели. Земноводные и пресмыкающиеся. | Закрепление знаний у детей о рыбах (пресноводные, морские, аквариумные). Помочь детям запомнить особенности внешнего вида, разнообразие названий рыб и их детёнышей. Учить выделять характерные особенности пресноводных, морских, аквариумных рыб. Закрепить представление о природоохранной деятельности человека на водоёмах, содержащих рыб. Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных; Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся; Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь | ||
апрель | Земля- наш общий дом | Книжкина неделя. Библиотека. | Познакомить детей с разными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги. Расширять и обогащать знания детей о возможностях художественных материалов и их использовании в книгоиздательстве. Развивать изобразительные умения в процессе оформления книг. Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, в библиотеке. |
Тайны космоса. | формирование представлений о космическом пространстве, солнечной системы и ее планетах, освоении космоса людьми, дать начальное понятие о вселенной. Закреплять знания детей о том, что 12 апреля – День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полёт человека в космос – это плод труда многих людей: учёных-конструкторов, механиков, врачей. | ||
Комнатные растения | Уточнить и расширить представления о комнатных растениях и уходе за ними. Дать представления об условиях содержания растений. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе. уточнить знания о строении цветка –корень, стебель, листья, цветок. | ||
май | Зеленая служба Айболита. | День победы | закреплять знания детей о Родине, продолжать знакомить с её историей, с праздником 9 мая; уточнить и систематизировать представления детей о родной армии, о героизме солдат-защитников Родины; продолжать знакомить с родами войск, военными профессиями; формировать знания о Москве-столице России; продолжать воспитывать любовь к родной стране. Расширять знания детей о героях ВОВ, о победе нашей страны; об основных сражениях. Познакомить с памятниками героям войны, и городами-героями. воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ и желания заботиться о них. |
Цветы. Лекарственные травы. | Учить узнавать, называть 4-7 видов луговых, садовых и лесных травянистых Познакомить с поздноцветущими растениями, внести их в уголок природы. Во время пересадки показать детям корни многолетних и однолетних растений: сравнить, зарисовать, помочь сделать выводы. Учить составлять описательные рассказы, загадки о цветах по алгоритму. | ||
Насекомые | Учить узнавать и называть жука и 2 вида бабочек (например, крапивница, капустница). Познакомить с помощью видео, иллюстраций, игрушек со стрекозой, муравьем Расширять представления о насекомых, их строении (туловище, лапки, крылья хоботок и т.д.), используя при необходимости лупу. Формировать навыки восприятия пространства, употреблять наречия и предлоги {по, на, над, под, с, у, к, сзади, спереди, вверху, внизу, справа, слева) в разговоре при описании насекомых и их пространственного положения, действий. Учить обозначать направление движения: сверху - вниз; слева - направо. Учить различать и узнавать движущихся насекомых, наблюдать за ними | ||
Лето! |