тематика годовая
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кубышкина Ольга Викторовна

Тематические недели в старшей группе по программе "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_tematika_starshaya_gruppa.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная тематика. Старшая  группа.

Тема. Основные понятия.

Цели и задачи

сентябрь

Я вырасту здоровым

Как я провел лето. Детский сад.

Расширять представления детей о временах года (осень, лето) . Активизировать речь детей; учить составлять небольшой рассказ по фотографии (из личного опыта).

Закреплять знания о сотрудниках детского сада, помещениях и их назначений. Закреплять правила поведения в группе и на территории детского сада.

Я и моя семья.

Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Права ребенка. Опасные ситуации

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Мое здоровье

Органы чувств. Витамины

ЗОЖ.

Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей  тела, активно использовать в речи пространственные термины: руки правая - левая; спина - сзади; грудь - впереди. Определять пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой  отсчета относительно себя: справа от меня - слева ....   впереди сзади ...

Формировать представления о возможностях детского организма. Дать представления  об органах чувств, значения для человека. Учить составлять свой словесный портрет: описывать своё лицо, настроение и др.

Познакомить с компонентами здорового образа жизни.

октябрь

Осень, осень  в гости просим

Дары щедрой осени.

(Овощи-фрукты)

Расширять представления о труде людей по уборке урожая в садах и огородах. Упражнять в узнавании и называть 4-6 видов овощей и фруктов (например, морковь, огурец,   репка,   помидор,   лук,   капуста,   свекла,   картофель;   яблоко,   груша, апельсин, лимон, персик),их разнообразные качества {цвет, форма, величина, вкус; запах).

Учить   описывать   по   алгоритму   фрукты   и   овощи,   выделяя   характерные признаки.

Учить   ориентироваться   в   многообразии   овощей,   фруктов   одного   вида, выделять: помидоры разной формы; морковь разной величины; яблоки разного цвета и т.п.

Познакомить детей с домашними заготовками на зиму.

Хлеб. Продукты.

Магазин. Деньги.

Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его. Закреплять знания детей о продуктах питания. Познакомить детей с видами продуктов. Учить сравнивать, группировать, классифицировать.

Продолжать знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Грибы и Ягоды.

Лес.

Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях; продолжать знакомить с природой родного края; воспитывать бережное отношение к природе; Ребенок должен знать: названия садовых и лесных ягод, где растут ягоды, как растут ягоды (На деревьях, больших или маленьких кустах). За садовыми ягодами ухаживают люди, а лесные - растут сами. Ребенок должен знать названия грибов, различать ядовитые и съедобные грибы.

Деревья и кустарники

Учить различать по листьям, коре, плодам и называть 4-5 деревьев   (яблоня, берёза, рябина, ель, дуб) и 1-2 кустарника (например, шиповник, смородина).

Учить узнавать знакомые деревья и кустарники вблизи    (по коре, веткам)  вдалеке (по конфигурации кроны).

Упражнять в умении точно передавать в рисунке характерные особенности породы деревьев.

Времена года. Осень.

Месяцы. Неделя.

Учить наблюдать, узнавать и называть явления природы, расширять спектр наблюдений за состоянием погоды и сезонных явлений, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях изменения в неживой природе (дни становятся короче, ночи -длиннее; становится холоднее, идут дожди (проливные, .моросящие), снегопад, дует сильный ветер, мороз изменения в растительном мире (листья желтеют, краснеют, падают на землю и т.п.); изменения в жизни животных и птиц, зависимость этих изменений от состояния погоды; изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей.

Закреплять знания месяцев года и дней недели.

ноябрь

С чего начинается Родина

Мой город.

Государственая символика

Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Птицы. Домашние, ПерелетныеВодоплавающие.

Формировать обобщающее понятия «зимующие», «перелетные» птицы. Учить различать и называть зимующих (например, воробей, синица, снегирь,', голубь, дятел, сорока, галка, ворона), перелетных (например, грач, скворец, ласточка, соловей).

Обогащать представления о домашних птицах и их детенышах.

Учить рассматривать птицу и составлять описательный рассказ по алгоритму.

Учить   находить сходства и различия при сравнении птиц по внешнему виду: по величине, окраске, форме хвоста, головы. Обращать внимание на приспособление (строение) птиц к среде обитания.

Упражнять в различении 2-3 птиц по голосам.

 Домашние и дикие животные.

Животные жарких стран.

Животные севера.

Систематизировать представления детей о животных.

Учить узнавать и называть животных и их детёнышей: домашние животные - кошка, собака,  корова, коза, лошадь,  овца, баран, свинья; дикие животные - заяц, лиса, белка, еж, медведь, волк. Знакомить детей с характерными особенностями внешнего вида собак разных пород, повадками, назначением; например: служебные, декоративные.

Упражнять   в   умении   выделять   и   называть   отличительные  особенности внешнего вида, узнавать животное в условиях затруднения восприятии, по части, характерному признаку, в силуэтном, контурном изображениях.

Учить описывать животных, находить признаки сходства и различия (с опорой на алгоритм).

декабрь

Зимушка-зима

Зима.

Учить наблюдать, узнавать и называть явления природы, расширять спектр
наблюдений за состоянием погоды и сезонных явлений, анализировать и делать
выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях: изменения в неживой природе (дни становятся короче, ночи -длиннее; становится холоднее, идут дожди (проливные, моросящие), снегопад, дует сильный ветер, мороз (снег в мороз сверкает на солнце, становится рассыпчатым, из него нельзя лепить) и т.п.); изменения в растительном мире (листья желтеют, краснеют, падают на землю и т.п.); изменения в жизни животных и птиц, зависимость этих изменений от состояния погоды; изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей.

Совершенствовать умение выделять информативные признаки сезонов в изображении; самостоятельно передавать в рисунке.

Одежда, обувь. Головные уборы. Швейная мастерская (детали одежды)

Учить делать обобщения; дифференцировать предметы внутри одного рода (обувь: домашняя, спортивная, детская, женская, мужская, зимняя модельная,...).

Учить сравнивать и группировать предметы обуви и одежды по цвету,  величине, назначению, по наличию пли отсутствию каких-либо особенностей (пуговицы, пряжки, карманы, форма воротника,...).

Познакомить детей с трудом работников швейной фабрики - закройщик, швея Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

Упражнять в определении качества ткани осязательным способом.

Новый год

Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами, выделить некоторые характерные особенности праздника (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения). Вызвать у детей радостные эмоции в ожидании праздника; формирование представлений о Новом годе как о добром веселом празднике, как начале календарного года. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире.

январь

В гостях у сказки

Фольклор Традиции и обряды.

приобщение к русской народной культуре ,знакомство со Святочными гуляньями, привитие любви к Родине.

Исполнение народных песен, игр, колядок, творчество детей , развивать актёрское мастерство в инсценировках.

Познакомить  с народной традицией празднования Святок, знание детьми зимних праздников.

Народные промыслы

Посуда.

Познакомить с народными промыслами и росписями (хохлома, гжель).

Совершенствовать умение устанавливать взаимосвязи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он изготовлен.

Учить дифференцировать предметы внутри одного вида (например, посуда чайная, столовая, кухонная).

Учить описывать посуду по алгоритму.

Приучать самостоятельно сервировать стол: раскладывать столовые приборы, расставлять тарелки, хлебницы, чашки с блюдцами.

Здравствуй сказка.

Жанры литературы

 Дать представления о жанрах литературы.

Углублять,  расширять и закреплять знания детей о сказках, их разнообразии (о животных, волшебные, докучные, бытовые) и отличительных особенностях. Познакомить со структурой сказки. пополнять словарный запас. Учить описывать характер героя. Учить находить причину поступков героев. Передавать характер героев в играх-драматизациях.

февраль

Все работы хороши

Мой город.

Дома и здания.

Строитель-ство.

Учить детей называть родной город, улицу. Учить перечислять общественные здания в ближайшем окружении.

Учить   видеть   расположение   зданий   на   картине,   называть   предметы, расположенные ближе, дальше. Учить понимать заслоненность одного объекта другим на изображении и в действительности.

Вырабатывать   умения   словесно   пояснять,   описывать   пространственное положение объектов улицы в реальном пространстве, на макете, чертеже.

Учить зрительному анализу формы и величины зданий.

Формировать навыки чтения, чертежа. Учить самостоятельному   выполнению чертежа  постройки  по  трафарету.  Побуждать  желание  создавать  постройки большой конструктивной сложности.

Дать представления о строительных профессиях и строительной технике.

Служебные машины и спецтранс-порт.

ПДД

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». Расширять представления детей о транспортных средствах: наземный транспорт - грузовик, легковой автомобиль, автобус,   троллейбус,   поезд; водный транспорт - лодка, теплоход, катер; воздушный транспорт - самолёт, вертолёт.
Знакомить со специальным транспортом:   пожарная машина,   милицейская, скорая помощь.

Учить делать обобщения; группировать транспортные средства по назначению {грузовой - пассажирский - специальный), по виду (наземный -водный - воздушный). Уточнять представления об особенностях строения   разных видов транспорта в
зависимости от назначения.

Дать знания о том,   что   разными видами транспорта управляют   люди разных профессий: шофёр, машинист, лётчик, капитан.

Учить понимать роль сигналов светофора для движения машин и пешеходов. Упражнять в переходе через улицу в положенных местах (переход).

День защитника.

Военные профессии.

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Зимние виды спорта

Уточнять  представления  детей  о  зимних  играх-забавах:   игры   со  снегом катание с горы, катание на санках и лыжах.

Упражнять в умении передвигаться в заданном направлении с точкой отсчёта от себя {направо, налево, вперёд, назад), реагировать на словесную инструкцию - поправку, например: "Стоп! Правее! Левее! Стоп, вперёд!"

Развивать пространственную ориентировку в подвижных играх с привлечением! сохранных анализаторов с целью обеспечения личной безопасности.

Учить понимать содержание сюжетных картин по теме, выделять наиболее значимые информативные признаки, устанавливать логические связи.

март

Весна-красна

8 марта

Формирование чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Привлечение внимания детей к празднику 8 марта. Развивать у детей интерес к традиции его празднования. Способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Воспитывать уважительное, нежное и благодарное отношение к мамам и бабушкам, бережное и чуткое отношения к самым близким людям, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни. Развивать интерес детей к своим близким. Способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Поощрять посильное участие детей в подготовке семейных праздников; Выполнение постоянных обязанностей по дому. Формировать у детей представление о профессии мамы. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь.

Инструменты и профессии

Обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей. Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

Расширять представления детей об орудиях труда - инструментах - людей  разных профессий: молоток, пила, рубанок, — нужны   столяру, плотнику; ножницы, сантиметр,  швейная игла, - портному; фонендоскоп, шпатель, шприц — врачу; и т.п.  

Наблюдать за работой врача, медсестры, повара, парикмахера, строителя, автослесаря.   Уточнять   представления   о   принадлежности   инструментов   людям  определённых профессий.

Учить понимать взаимосвязь между назначением инструмента, его строением и материалом, из которого он сделан.

Учить организовывать свою деятельность согласно алгоритму: подготовка к  работе: поэтапное выполнение; оценка результата; распределение инструментов; на место их хранения

Первые проталинки. Перелетные птицы

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года. Расширять знания о характерных признаках весны; о весенних изменениях в природе; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменения в жизни животных, появление насекомых, солнце светит ярко, бывают дожди; земля прогревается солнцем, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и пр.);

Расширять представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение.

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Явления природы. свойства воды.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного). Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.

Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации. Познакомить с круговоротом в природе. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Речные обитатели. Земноводные и пресмыкающиеся.

Закрепление знаний у детей о рыбах (пресноводные, морские, аквариумные). Помочь детям  запомнить особенности внешнего вида, разнообразие названий  рыб и  их детёнышей. Учить выделять  характерные особенности пресноводных, морских, аквариумных рыб. Закрепить представление о природоохранной деятельности человека на водоёмах,  содержащих рыб.

Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных; Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;

Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха);  пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь

апрель

Земля- наш общий дом

Книжкина неделя. Библиотека.

Познакомить детей с разными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги. Расширять и обогащать знания детей о возможностях художественных материалов и их использовании в книгоиздательстве.

Развивать изобразительные умения в процессе оформления книг. Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, в библиотеке.

Тайны космоса.

формирование   представлений о космическом пространстве, солнечной системы и ее планетах, освоении космоса людьми, дать начальное понятие о вселенной. Закреплять знания детей о том, что 12 апреля – День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полёт человека в космос – это плод труда многих людей: учёных-конструкторов, механиков, врачей.

Комнатные растения

Уточнить и расширить представления о комнатных растениях и уходе за ними. Дать представления об условиях содержания растений. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе. уточнить знания о строении цветка –корень, стебель, листья, цветок.

май

Зеленая служба Айболита.

День победы

закреплять знания детей о Родине, продолжать знакомить с её историей, с праздником 9 мая; уточнить и систематизировать представления детей о родной армии, о героизме солдат-защитников Родины; продолжать знакомить с родами войск, военными профессиями; формировать знания о Москве-столице России; продолжать воспитывать любовь к родной стране. Расширять знания детей о героях ВОВ, о победе нашей страны; об основных сражениях. Познакомить с памятниками героям войны,  и городами-героями. воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ и желания заботиться о них.

Цветы.

Лекарственные травы.

Учить узнавать, называть 4-7 видов луговых, садовых и лесных   травянистых
цветущих растений (цветов); отличать их от цветущих кустарников и деревьев. Обогащать представления о строении травянистого цветущего растения (корень, стебель лист,  корень), цветка (серединка, лепестки), о разнообразии формы,
окраски, качества стеблей, листьев, лепестков, семян. Учить узнавать цветы по
запаху.

Познакомить с поздноцветущими растениями, внести их в уголок природы. Во время пересадки показать детям    корни многолетних и однолетних растений: сравнить, зарисовать, помочь сделать выводы.

Учить составлять описательные рассказы, загадки о цветах по алгоритму.

Насекомые

Учить узнавать и называть жука и 2 вида бабочек (например, крапивница, капустница).

Познакомить с помощью видео, иллюстраций, игрушек со стрекозой, муравьем

Расширять представления о насекомых, их строении (туловище, лапки, крылья хоботок и т.д.), используя при необходимости лупу.

Формировать навыки восприятия пространства, употреблять наречия и предлоги  {по, на, над, под, с, у, к, сзади, спереди, вверху, внизу, справа, слева) в разговоре при описании насекомых и их пространственного положения, действий. Учить обозначать направление движения: сверху - вниз; слева - направо.

Учить различать и узнавать движущихся насекомых, наблюдать за ними

Лето!