" Использование игр по развитию речи в домашних условиях"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Университет для родителей
Использование игр по развитию речи в домашних условиях
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык является необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе Дошкольный возраст – это период наиболее активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому одной из главных задач обучения в детском саду и дома является развитие речи, всех ее сторон, и познавательной деятельности. Особенно большое значение приобретает формирование и развитие лексико - грамматического строя речи.
Под лексико - грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова( основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи.
Работа по развитию лексики включает в себя расширение и обогащение словарного запаса существительными, прилагательными и глаголами, уточнения значения слов, понимание и использование синонимов и антонимов.
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Развитие грамматического строя речи включает в себя работу над:
-морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова
( изменение его по родам, числам, падежам);
- словообразованием ( созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств);
-- синтаксисом ( сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений)
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том. Что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязчивой извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение.
А если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.
В настоящее время разработана система игр и игровых упражнений. Которая предназначена для того, чтобы учить детей употреблять слова в точном значении, правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения.
В работе с дошкольниками проводятся игры с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений. Настольно – печатные игры, словесные игры.
Игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи
- «Было – стало»
Цель- упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных
Покажите ребенку картинку (например, с изображением птиц), закрыв правую часть листом бумаги, и скажите: « На ветке сидела одна птица, а теперь сидят…» ( откройте правую часть картинки). Ребенок должен посчитать птиц и закончить предложение: « Три птицы». Аналогичные действия выполняются с остальными картинками.
- « Чего не стало?»
Цель – упражнение в образовании форм родительного падежа единственного числа существительных
Разложите на столе картинки или предметы( количество предметов выкладывается +/- один к возрасту ребенка, т.е 6-8 штук для 7-летнего ребенка). Предложите ребенку назвать и запомнить картинки или предметы, которые перед ним лежат. Затем спросите ребенка, чего не хватает на столе. Во время игры следите за тем, чтобы ребенок правильно употреблял существительные в родительном падеже.
- « Один – много»
Цель- упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных
Дети встают в круг. Вы называете существительное в единственном числе ( например, одна книга), и бросаете мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, образует от этого слова родительный падеж множественного числа( много книг) и перебрасывает мяч другому ребенку. Тот называет другое слово в единственном числе именительном падеже и возвращает мяч вам и т. О. игра продолжается
- « Волшебная коробка»
Цель- упражнение в образовании существительных с уменьшительно –ласкательным суффиксом.
Положите картинку в коробочку и скажите ребенку, что гномик прислал посылку. У гномика все предметы маленькие ( например, не сапоги, а сапожки). Нужно правильно назвать все предметы, которые прислал гномик.
- « Чей, Чья, Чье?»
Цель- упражнение в образовании притяжательных прилагательных
Разложите по комнате мягкие игрушки-животные. Скажите, что животные играют с ребенком в « прядки». Спросите, чьи части тела ребенок видит
( например, чье это длинное ушко виднеется из-за шторы?- заячье ушко)
- « Скажи наоборот»
Цель- упражнение в подборе слов с противоположным значение
( антонимов)
Предложите ребенку закончить фразы в стихотворении:
Скажу я слово « высоко»
А ты ответишь…( низко),
Скажу я слово « далеко»
А ты ответишь…(близко)
Скажу тебе я слово « трус»,
Ответишь ты мне….( храбрый)
Теперь « начало» я скажу,
Ну, отвечай….( конец)
Д.Чиарди
Таким образом, данные игры и упражнения способствуют не только развитию речи, но и всех психических процессов, таких как зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, а так, же мышление.
Рекомендованная литература:
- Васильева Е.В. « Грамматические сказки» Развитие речи детей 5-7 лет.Беседы по картинкам. Демонстративный материал. Издательство: ТЦ Сфера,2013 год
- Настольная дидактическая игра-лото « Из чего мы сделаны?» Автор – составитель: Бурдина С.В. Год: 2006
- Игра – лото « Большие и маленькие»
Издательство: Весна-Дизайн,
Серия: Настольно – печатные дидактические игры в папке
для детей от 3-х лет
- « Слова и числа» Развивающая игра для детей
Производитель: Бурдина С.В.,2013год
Серия: Игра « Забавы в картинках»
- « Множественное число», пособие для занятий
Серия: Грамматика в картинках.
Издательство: Мозаика – Синтез
- « Словообразование», пособие для занятий
Серия: Грамматика в картинках.
Издательство: Мозаика – Синтез
- « Антонимы. Глаголы», пособие для занятий
Серия: Грамматика в картинках.
Издательство: Мозаика – Синтез
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме "Использование игр по развитию речи в домашних условиях".
Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст - это период наиболее активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех с...
Использование игр по развитию речи в домашних условиях
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассив...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Использование игр по развитию речи в домашних условиях
Использование игр по развитию речи в домашних условиях Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общен...
Консультация для родителей: «Использование игр по развитию речи в домашних условиях"
Использование игр по развитию речи в домашних условиях Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общен...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...
- Мне нравится (1)