Рабочая программа (cредняя группа от 4 до 5 лет)
рабочая программа (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.odt | 57.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей структурное подразделение
детский сад № 2 г. Маркса Саратовской области
Рабочая программа
По реализации основной образовательной
программы МОУ-Лицей структурного подразделения д/с № 2 г.Маркса
На основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(cредняя группа от 4 до 5 лет)
Составители :
Полосьмак Е.М.
Шуляк Г.С.
г.Маркс 2016 г.
Содержание рабочей программы
1.Пояснительная записка 1-3
2.Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5
3.Организация режима пребывания детей 6-7
4.Циклограмма НОД 8
5.Выписка из учебного плана 9-10
6.Содержание работы по освоению детьми
образовательных областей 11-31
7. Комплексно – тематическое планирование
8.Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы. 37-38
9.Педагогическая диагностика ( мониторинг) 38
10.Работа с родителями. 38-42
11.Методическое обеспечение. 43-44
12.Приложения 48-66
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе
- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для реализации основных направлений проекта рабочей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
Рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет.
Содержание пяти образовательных областей распределено по основным направлениям: «Физическое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие» ; «Познавательное развитие»;«Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Цели и задачи реализации программы
Всесторонняя и планомерная подготовка детей к социализации, с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Реализация программы будет способствовать решению следующих задач:
1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
3. Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная, двигательная, самообслуживание.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. № 28908).
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. № 30038).
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координации движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку-величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и производительность.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Развивается грамматическая сторона речи. Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важно его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются изобретательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: формирование основы культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- воспитывать культурно-гигиенических навыки;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
- развивать физические качества (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладения основными движениями);
- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Целевые ориентиры развития ребенка: владеет соответствующими возрасту основными движениями, самостоятельно и при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту движения, принимает участие в подвижных, сюжетных играх;
Программные задачи: учить ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед; брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч, ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу; формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх, при использовании спортивного инвентаря; создавать условия для развития нравственных качеств, активизировать мышление детей, поощрять речевую активность в процессе двигательной активности, привлекать внимание к эстетической стороне элементарных физкультурных предметов (флажки, кубики, палочки и т. д.); развивать ритмику движений под музыкальное сопровождение.
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Занятие № 1, с. 20 | |||
Занятие № 2, с. 21 | ||||
Занятие № 3, с. 22 | ||||
Занятие № 4, с. 22-23 | ||||
Занятие № 5, с. 24 | ||||
Занятие № 6, с. 24-25 | ||||
Занятие № 7, с. 25 | ||||
Занятие № 8, с. 27 | ||||
Занятие № 9, с. 27 | ||||
Занятие № 10, с. 28-29 | ||||
Занятие № 11, с. 29-30 | ||||
Занятие № 12, с. 30 | ||||
Материал для повторения, с. 30-31 | ||||
О К Т Я Б Р Ь | Занятие № 13, с.31 | |||
Занятие № 14, с. 33 | ||||
Занятие № 15, с.33-34 | ||||
Занятие № 16, с. 34 | ||||
Занятие № 17, с. 35 | ||||
Занятие № 18, с. 35 | ||||
Занятие № 19, с. 36 | ||||
Занятие № 20, с.36-37 | ||||
Занятие № 21, с. 37 | ||||
Занятие № 22, с. 37-38 | ||||
Занятие № 23, с. 38-39 | ||||
Занятие № 24, с. 39 | ||||
Н О Я Б Р Ь | Занятие № 25, с. 40 | |||
Занятие № 26, с.41 | ||||
Занятие № 27, с.41-42 | ||||
Занятие № 28, с. 42-43 | ||||
Занятие № 29, с. 43 | ||||
Занятие № 30, с. 44 | ||||
Занятие № 31, с.44-45 | ||||
Занятие № 32, с. 45 | ||||
Занятие № 33, с.46 |
Занятие № 34, с. 46 | ||||
Занятие № 35, с. 47 | ||||
Занятие № 36, с. 48 | ||||
Д Е К А Б Р Ь | Занятие № 1, с. 49 | |||
Занятие № 2, с. 50 | ||||
Занятие № 3, с. 50 | ||||
Занятие № 4, с.51-52 | ||||
Занятие № 5, с. 52 | ||||
Занятие № 6, с.52 | ||||
Занятие № 7, с. 53 | ||||
Занятие № 8, с. 55 | ||||
Занятие № 9, с. 55 | ||||
Занятие № 10, с. 55-56-57 | ||||
Занятие № 11, с.57 | ||||
Занятие № 12, с. 57-58 | ||||
Я Н В А Р Ь | Занятие № 13, с. 58-59 | |||
Занятие № 14, с. 59-60 | ||||
Занятие № 15, с. 60 | ||||
Занятие № 16, с. 60-61 | ||||
Занятие № 17, с.61 | ||||
Занятие № 18, с.61-62 | ||||
Занятие № 19, с. 62-63 | ||||
Занятие № 20, с.63 | ||||
Занятие № 21, с. 63-64 | ||||
Занятие № 22, с.64-65 | ||||
Занятие № 23, с. 65 | ||||
Занятие № 24, с. 65 | ||||
Ф Е В Р А Л Ь | Занятие № 25, с. 66 | |||
Занятие № 26 с. 67 | ||||
Занятие № 27, с. 68 | ||||
Занятие № 28, с. 68-69 | ||||
Занятие № 29, с. 69 | ||||
Занятие № 30, с. 69-70 | ||||
Занятие № 31, с. 70 | ||||
Занятие № 32, с. 71 | ||||
Занятие № 33, с.71 | ||||
Занятие № 34, с.72-72 | ||||
Занятие № 35, с.72-73 | ||||
Занятие № 36, с.73 | ||||
М А Р Т | Занятие № 1, с. 73-74 | |||
Занятие № 2, с. 74 | ||||
Занятие № 3, с. 74-75 | ||||
Занятие № 4, с. 75-76 | ||||
Занятие № 5, с. 76-77 | ||||
Занятие № 6, с. 77 | ||||
Занятие № 7, с. 77-78 | ||||
Занятие № 8, с. 78 | ||||
Занятие № 9, с. 78-79 | ||||
Занятие № 10, с. 79 | ||||
Занятие № 11, с. 80 | ||||
Занятие № 12, с. 80 | ||||
А П Р Е Л Ь | Занятие № 13, с. 81 | |||
Занятие № 14, с. 82 | ||||
Занятие № 15, с. 83 | ||||
Занятие № 16, с. 83-84 | ||||
Занятие № 17, с. 84 | ||||
Занятие № 18, с. 85 | ||||
Занятие № 19, с. 85-86 | ||||
Занятие № 20, с. 86 | ||||
Занятие № 21, с. 86 | ||||
Занятие № 22, с. 87 | ||||
Занятие № 23, с. 88 | ||||
Занятие № 24, с. 88 | ||||
М А Й | Занятие № 25, с. 89 | |||
Занятие № 26, с. 90 | ||||
Занятие № 27, с. 90 | ||||
Занятие № 28, с. 90-91 | ||||
Занятие № 29, с. 91 | ||||
Занятие № 30, с. 91-92 | ||||
Занятие № 31, с. 92-93 | ||||
Занятие № 32, с. 93 | ||||
Занятие № 33, с. 93 | ||||
Занятие № 34, с. 93-94 | ||||
Занятие № 35, с. 94 | ||||
Занятие № 36, с. 94-95 | ||||
Итого: |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: формирование положительного отношения к труду, развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие.
Задачи:
- развивать игровую деятельность детей;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формировать тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- развивать трудовую деятельность;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Целевые ориентиры развития ребенка: проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные, музыкальные произведения; самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания, принимает участие в играх разного вида, в продуктивной деятельности, пользуется индивидуальными предметами, соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; с интересом слушает рассказы воспитателя, рассматривает картинки, иллюстрации; имеет первичное представление об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и соблюдает их, выполняет простейшие поручения взрослого.
Программные задачи: побуждать играть рядом со сверстниками, не мешая им, принимать игровую задачу, самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действия с объекта на объект, использовать в игре замещение недостающего предмета; формировать навыки общения в диалоге с воспитателем, в игре; побуждать следить за действиями героев кукольного театра, выполнять простейшие трудовые действия (с помощью педагогов), наблюдать за трудовыми процессами взрослого в уголке природы; формировать элементарные правила поведения в детском саду, правила взаимодействия с растениями и животными, правила дорожного движения, способствовать их соблюдению.
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
Сентябрь | ||||
1 | Сюжетно-ролевая игра «Семья» Беседа "Что я видел по дороге в детский сад?" | |||
2 | Сюжетно-ролевая игра «Больница» Беседа " Знакомство с помещениями группы" | |||
3 | Сюжетно-ролевая игра «Шофёры» Беседа "О поступках друзей" | |||
4 | Сюжетно-ролевая игра «Строительство» Беседа " Вежливые слова" | |||
Октябрь | ||||
5 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Беседа "Какое время года? Осенние приметы" | |||
6 | Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Беседа " Грибы в лесу" | |||
7 | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Беседа " Какие фрукты мама покупает в магазине" | |||
8 | Сюжетно-ролевая игра «Почта» Беседа " Об овощах, что можно из них приготовить" | |||
Ноябрь | ||||
9 | Сюжетно-ролевая игра «Гости» Беседа " Домашние питомцы" | |||
10 | Сюжетно-ролевая игра «День рождения» Беседа " Кто прилетел к нам на кормушку" | |||
11 | Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» Беседа " Дикие животные" | |||
12 | Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» Беседа " Птицы" | |||
Декабрь | ||||
13 | Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Беседа " Какое время года? Зимние приметы" | |||
14 | Сюжетно-ролевая игра «Поезд» Беседа " Деревья зимой" | |||
15 | Сюжетно-ролевая игра «Семья» Беседа " Зимние забавы" | |||
16 | Сюжетно-ролевая игра «Больница» Беседа " О наступающем празднике «Новый год» | |||
Январь | ||||
17 | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Беседа " Об игрушках в группе" | |||
18 | Сюжетно-ролевая игра «Аптека» Беседа " Транспорт и дети" | |||
19 | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Беседа " Какая мебель дома, в группе" | |||
20 | Сюжетно-ролевая игра «Волшебники» Беседа " Одежда детей | |||
Февраль | ||||
21 | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Беседа " Сотрудники детского сада" | |||
22 | Сюжетно-ролевая игра «Шофёр» Беседа " Кто дома готовит детям еду" | |||
23 | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» Беседа " О врачах" (где работают, что делают) | |||
24 | Сюжетно-ролевая игра «Лётчики» Беседа " Любимый папа" | |||
Март | ||||
25 | Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья» Беседа " Мамы всякие важны, Кто заботится о нас?" | |||
26 | Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Беседа "Моя семья" | |||
27 | Сюжетно-ролевая игра «Строительство» Беседа " Нужно закаляться, чтоб расти здоровыми" | |||
28 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Беседа " О комнатных растениях дома и в группе" | |||
Апрель | ||||
29 | Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» Беседа " Какое время года? Весенние приметы" | |||
30 | Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» Беседа " О воде" (какая бывает, кому нужна, где течёт?) | |||
31 | Сюжетно-ролевая игра «Моряки» Беседа " Аквариумные рыбки" | |||
32 | Сюжетно-ролевая игра «Строим дом» Беседа " О песке и камне" | |||
Май | ||||
33 | Сюжетно-ролевая игра «Игрушки у врача» Беседа " О дорожных знаках" | |||
34 | Сюжетно-ролевая игра «Лётчики» Беседа " Пожарные, кто они?" | |||
35 | Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Беседа "Насекомые" | |||
36 | Сюжетно-ролевая игра «Семья» Беседа " Моё село, моя улица" | |||
Итого: |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Задачи:
-сенсорное развитие;
-развивать познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
-формировать элементарные математические представления;
-формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
Целевые ориентиры развития ребенка: принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетных, дидактических и т. д.), проявляет интерес к игровым действиям сверстников, к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения, активность при выполнении простейших танцевальных движений, участвует в сезонных наблюдениях, принимает активное участие в продуктивной деятельности, может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке; сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно; ориентируется в помещении группы и на участке детского сада
Программные задачи: формировать умения различать основные формы деталей строительного материала, с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм, организовывать игру вокруг собственной постройки, образовывать группу из однородных предметов, различать один и много предметов, большие и маленькие предметы, называть их размер, узнавать шар и куб; формировать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, некоторые овощи, фрукты (1-2 вида), некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида), называть имена членов своей семьи и воспитателей, узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей; дать элементарные представления о природных сезонных явлениях; побуждать делиться информацией, говорить о неудобствах, сопровождать речью игровые и бытовые действия, развивать интерес к слушанию небольших рассказов без наглядного сопровождения, доступных по содержанию стихов, сказок, рассказов; побуждать при повторном чтении проговаривать слова, небольшие фразы, рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.
ФЭМП
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
сентябрь | "Путешествие в осенний лес " №1.с. 12 | |||
"В гостях у кролика " №2.с. 13 | ||||
"К нам приехал цирк " №3.с.14 | ||||
октябрь | "Необыкновенный зоопарк " №1.с.15 | |||
"Гости из леса " №2.с.17 | ||||
"Три поросенка " №3.с18 | ||||
"Угостим зайчиков морковкой " №4.с.19-20 | ||||
ноябрь | "В гостях у Буратино " №1.с.21 | |||
"Мальвина учит читать Буратино " №2.с.23 | ||||
"Давайте поиграем " №3.с.24 | ||||
"Когда просыпатся детки? " №4.с.25 | ||||
декабрь | "Куклы собираются в гости к гномикам " №1.с.28 | |||
"Игровая встреча Умников и Умниц " №2.с.29 | ||||
Игра "Чудесный мешочек " №3.с.30 | ||||
Игровое упражнение "Разложи картинки " №4.с.32-33 | ||||
Январь | "Сон Мишки " №1.с. 33 | |||
"Играем с матрешками " №2.с.34-35 | ||||
"Строим дорожки" №3.с.35-36 | ||||
" Когда это бывает" №4.с.36-37 | ||||
Февраль | "Счёт предметов в пределах 5,сравнение прдметов" №1.с.37-38 | |||
" Делаем зарядку "№2.с.39-40 | ||||
" Письмо из Простоквашино" №3.с.40-41 | ||||
"Степашка убирает игрушки" №4.с.41-42 | ||||
Март | "Правильно пойдёшь,секрет найдёшь" №1.с.42-44 | |||
" Накроем стол для чаепития" №2.с.44-45 | ||||
" Посадим цветочки вдоль дорожки" №3.с.45-46 | ||||
"Разложи предметы по форме" №4.с.46-47 | ||||
Апрель | "Строим игровую площадку" №1.с.47-48 | |||
"Паездка на праздник сказок" №2.с.48-50 | ||||
"Письмо от волшебника" №3.с.50-51 | ||||
" Весна пришла" №4.с.51-52 | ||||
Май | Повторение | |||
Повторение | ||||
Повторение | ||||
Повторение | ||||
Итого: |
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
1 | Детский сад | |||
2 | Что нам осень принесла? | |||
3 | Как дикие и домашние животные готовятся к зиме? | |||
4 | Фрукты, овощи | |||
5 | Семья | |||
6 | Труд взрослых | |||
7 | Дом, в котором ты живешь | |||
8 | Мой родной город Маркс | |||
9 | Неделя игры и игрушки | |||
10 | Выдающиеся люди России | |||
11 | Транспорт | |||
12 | Правила дорожного движения. Светофор. | |||
13 | Зима | |||
14 | Зимние забавы | |||
15 | Новый год | |||
16 | Новый год | |||
17 | Зима в лесу | |||
18 | Дикие и домашние животные зимой | |||
19 | Зимующие птицы | |||
20 | Одежда, обувь, головные уборы. | |||
21 | Моя страна-Россия | |||
22 | Москва | |||
23 | Военная техника | |||
24 | День защитника Отечества | |||
25 | Весна. Признаки весны. | |||
26 | Мамин день 8 Марта | |||
27 | Звери и птицы весной | |||
28 | Насекомые весной. | |||
29 | Что за чудо эти сказки! | |||
30 | Космос | |||
31 | Дымковская игрушка. | |||
32 | Филимоновская игрушка | |||
33 | День Победы | |||
34 | Герои ВОВ | |||
35 | Одежда, головные уборы, обувь. | |||
36 | Лето | |||
Итого: |
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: овладение конструктивными способами, средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
- развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развивать литературную речь;
- приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Целевые ориентиры развития ребенка: принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетных, дидактических и т. д.), проявляет интерес к игровым действиям сверстников, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения, активность при повторении стихов, потешек, принимает активное участие в продуктивной деятельности, может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке.
Программные задачи: формировать умения называть имена членов своей семьи и воспитателей, узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей; дать элементарные представления о природных сезонных явлениях; побуждать делиться информацией, говорить о неудобствах, сопровождать речью игровые и бытовые действия, развивать интерес к слушанию небольших рассказов без наглядного сопровождения, доступных по содержанию стихов, сказок, рассказов;побуждать при повторном чтении проговаривать слова, небольшие фразы, рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
1 | Составление рассказа по картине «Осень» | |||
2 | Составление рассказа по картине «Дары осени» | |||
3 | Звуковая культура речи: звук «с».Составление рассказа по теме «Семья». | |||
4 | Чтение стих.:«Город-наш родной».М.Ф.Фадина. Составление рассказа о г.Марксе | |||
5 | Составление рассказа об игрушке | |||
6 | Описание транспорта | |||
7 | Звуковая культура речи: звук «з».Заучивание стих. о зиме | |||
8 | Составление рассказа по картине :«Новый год»..Звуковая культура речи: звук «ш» | |||
9 | Звуковая культура речи: звук «ж» | |||
10 | Обучение рассказыванию по картине"Зима" | |||
11 | Описание Москвы. Звуковая культура речи: звук «ч» | |||
12 | Заучивание стихов на военную тему.Звук:«щ». | |||
13 | Составление рассказа по картине «Весна» | |||
14 | Звуковая культура речи: звуки «л», «л». | |||
15 | Составление сказок по картинкам | |||
16 | Заучивание стих.Т.Белозоровой «День Победы» | |||
17 | Пересказ Н.Носов «Живая шляпа» | |||
18 | Звуковая культура речи: звуки «р», «р». | |||
Итого: |
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг.
Задачи:
- формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
1 | Чтение стихотворения А. Барто из цикла « Игрушки » | |||
2 | Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» | |||
3 | Чтение рассказа В. Вересаева «Братишка» | |||
4 | Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» | |||
5 | Чтение сказок А. С. Пушкина | |||
6 | Чтение рассказа Л. Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике». | |||
7 | Чтение рус. нар. сказки «Мороз и заяц» | |||
8 | Чтение рассказа Л. Воронковой «Как елку наряжали» | |||
9 | Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» | |||
10 | Чтение рус. нар. сказки «Зимовье» | |||
11 | Чтение стихов о России | |||
12 | Чтение рассказа Л. Кассиля«Твои защитники» | |||
13 | Чтение: С.Прокофьева «Сказка про маму» | |||
14 | Чтение сказки Д.Мамина -Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича -Длинный Нос и про Мохнатого Мишутку Короткий Хвост» | |||
15 | Чтение: В.Бороздина «Звездолетчики» | |||
16 | Чтение рус. нар. сказки «Петушок и бобовое зернышко» | |||
17 | Чтение : Л. Кассиль «Памятник Советскому солдату» | |||
18 | Чтение рассказа Н. Павловой «Земляничка» | |||
Итого: |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
-развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликации, художественный труд);
-развивать детское творчество;
-приобщать к изобразительному искусству.
Целевые ориентиры развития ребенка: владеет соответствующими возрасту основными движениями, принимает участие в играх, в продуктивной деятельности, может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на рисунке.
Программные задачи: дать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; учить различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета, раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями, соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу, лепить несложные предметы, аккуратно пользоваться глиной
Рисование
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
1 | Рисование игрушек | |||
2 | На яблоне поспели яблоки | |||
3 | Зайчик | |||
4 | Овощи | |||
5 | Моя семья | |||
6 | Красивые машины | |||
7 | Мой дом | |||
8 | Мой родной город | |||
9 | Рисование по замыслу | |||
10 | Сказочный герой | |||
11 | Машина | |||
12 | Светофор | |||
13 | Зимние узоры | |||
14 | Снеговик | |||
15 | Снегурочка | |||
16 | Наша нарядная елка | |||
17 | Деревья в снегу | |||
18 | Заяц | |||
19 | Красивая птичка | |||
20 | Перчатка с узором | |||
21 | Флаг России | |||
22 | Звезды Кремля | |||
23 | Танк | |||
24 | Моряк | |||
25 | Ваза с цветами | |||
26 | Расцвели красивые цветы | |||
27 | Прилет птиц | |||
28 | Бабочка | |||
29 | Сказочный домик-теремок | |||
30 | Ракета в Космосе | |||
31 | Украшение платочка | |||
32 | Козленочек | |||
33 | День Победы | |||
34 | Самолеты летят сквозь облака | |||
35 | Рисование по замыслу | |||
36 | Картинка про лето | |||
Итого: |
Лепка
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
1 | Большие и маленькие морковки | |||
2 | Фрукты | |||
3 | Карусели | |||
4 | Лепка посуды | |||
5 | Башня | |||
6 | Грузовик | |||
7 | Лепка снеговика | |||
8 | Лепка по замыслу (новогодние подарки) | |||
9 | Лисичка | |||
10 | Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки | |||
11 | Пластилинография « Российский флаг» | |||
12 | Самолет | |||
13 | Пластилинография «Расцвели красивые цветы » | |||
14 | Божья коровка | |||
15 | Пластилинография «Ракета в космосе» | |||
16 | Козленочек | |||
17 | Лепка по замыслу (военная техника) | |||
18 | Черника | |||
Итого: |
Аппликация
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
1 | Красивые флажки | |||
2 | Большие и маленькие яблочки на тарелке | |||
3 | Украшение платочка | |||
4 | Береза | |||
5 | Белка | |||
6 | Светофор | |||
7 | Снеговик | |||
8 | Новогодняя открытка | |||
9 | Зайчик в зимнем лесу | |||
10 | Башня. | |||
11 | Летящие самолеты (коллект. композиция) | |||
12 | Красивый цветок в подарок маме и бабушке | |||
13 | Вырежи и наклей кого захочешь | |||
14 | Ракета | |||
15 | Украшение петушка | |||
16 | Аппликация по замыслу | |||
17 | Танк | |||
18 | Украшение платья | |||
Итого: |
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый период проведе ния | Факти- ческий |
1 | Лесной детский сад(плоск.констр.) | |||
2 | Грибы (природ.матер.) | |||
3 | Будка для собаки (строит. матер.) | |||
4 | Корзинка | |||
5 | Домики, сарайчики. | |||
6 | Гараж (строит. матер.) | |||
7 | Загородки и заборы | |||
8 | Мой город (плоскост. конструир. ) | |||
9 | Игрушки | |||
10 | Золотая рыбка (природ. матер. ) | |||
11 | Грузовые автомобили (плоскост. констр.) | |||
12 | Светофор ( констр. из бумаги ) | |||
13 | Снежинка ( из бумаги ) | |||
14 | Сани Деда Мороза (констр.) | |||
15 | Нарядная елка (плоскост. констр.) | |||
16 | «Бусы на елку»( Природный материал) | |||
17 | Снег на деревьях (прир. Матер) | |||
18 | Домики для зверей | |||
19 | Птичка (оригами) | |||
20 | Конструирование одежды | |||
21 | Мосты | |||
22 | Кремлевская стена | |||
23 | Танк (из спич. Коробков) | |||
24 | Корабль ( плоскостн.) | |||
25 | Ваза для цветов(природн. Матер). | |||
26 | Весенние цветы. (бумага) | |||
27 | ||||
28 | Домики для птиц (строит) | |||
29 | Бабочка ( плоскост.) | |||
30 | Книжка-малышка | |||
31 | Ракета | |||
32 | Петушок | |||
33 | Барышня | |||
34 | Самолет (из бумаги) | |||
35 | Военная машина( строит.) | |||
36 | Конструирование по замыслу | |||
Итого: |
Комплексно-тематическое планирование средней группы
МДОУ д/с № 2
Тема | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
День знаний Детский сад | Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, к книге. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшее изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширение представлений о профессиях сотрудниках детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.). | Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети праздник не готовят, но активно участвуют в конкурсах, викторинах; демонстрируют свои способности. |
Осень | Расширение представлений детей об осени. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (прохладно- исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.), вести сезонные наблюдения. Расширение представление о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширение знаний об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. |
Мониторинг ( 4-я неделя сентября) | Заполнение карт | Разработка индивидуального маршрута развития ребенка |
Я в мире человек (1-я-3-я неделя октября) | Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Расширение представлений детей о своей семье. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье(сын, дочь, мама папа и т.д.). Закрепление знания детьми своих имен, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомство детей с профессиями родителей. Воспитание уважения к труду близких взрослых. Формирование положительной самооценки, образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развитие представления детей о своем внешнем облике. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам. | Открытый день здоровья. Спортивный праздник |
Мой город, (4-я неделя октября ) Неделя игры и игрушки (1-я неделя ноября) Выдающиеся люди России (2-я неделя ноября) Транспорт ПДД (3я,4я,неделя ноября)
| Знакомство с родным городом (поселком). Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. Воспитание любви к родному краю. Привлечь детей к разнообразию видов игровой деятельности, продолжать развивать и воспитывать интерес к играм, углублять знания о некоторых играх и игрушках ,воспитывать бережное отношение к ним. Знакомство с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. Расширение представлений о видах транспорта и его назначении. Расширение представлений о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширение представлений о профессиях. | Праздник игрушки Макет «Улица нашего города» Изготовление знаков ПДД |
Тема | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
Зима (1-я – 2-я недели декабря) | Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Формирование исследовательского познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширения представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики | Праздник «Новый год». Выставка детского творчества. |
Новогодний праздник (3-я-4я неделя декабря) Зимний лес (1я, 2-я неделя января) Дикие и домашние животные зимой (3-я неделя января) Птицы зимой (4-я неделя Января) | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Формирование исследовательского познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширения представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики Формировать у дошкольников представления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанавливать как влияет смена времен года на жизнь зверей. Формировать у детей заботливое отношение к животным, желание помочь им пережить суровые условия зимы. | Праздник «Новый год». Выставка детского творчества. Праздник «Зима». Выставка детского творчества. Зимние развлечения «Гонки на санках.» |
Моя страна (1я-2я неделя февраля) День защитника Отечества (3-я,4-я недели февраля) | Дать представление о Москве-столице России, умение описывать Москву. Знакомство детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитание любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания(формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | Итоговое занятие «Моя страна» Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка детского творчества. |
8 марта ( 1-я неделя марта) | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширение гендерных представлений. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. | Праздник 8 Марта Выставка детского творчества. |
Весна (2-я ,3-я ,4-я недели марта) | Расширение представлений детей о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | Праздник «Весна» Выставка детского творчества. |
Сказки (1-я неделя апреля) Космос (2-я неделя апреля) Знакомство с народной культурой и традициям (3-я–4-я недели апреля) День Победы (1я,2-я, неделя мая) Одежда, обувь, головные уборы (3я неделя мая) Мониторинг ( 3-я- неделя мая) Лето (4-я недели мая) | Побуждать детей понимать смысл сказок, выделять героев сказки, определять их поступки и соотносить со своими действиями и поведением. Познакомить детей с глобусом, планетой Земля, косми- ческими кораблями. Ввести понятие космос- прост- ранство между планетами. Закрепить знание профессии- космонавт. Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомство с народными промыслами. Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине. Формирование представ-лений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитание уважения к ветеранам войны. Познакомить с названиями предметов верхней одежды, обуви, головных уборов; с составными частями предметов. Заполнение карт Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня – 3-я неделя августа. | Театрализованное представление Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. Праздник, посвященный Дню Победы. Выставка детского рисунка Игра- развлечение «Выставка модной одежды» Разработка индивидуального маршрута развития ребенка Праздник «Лето». Спортивный праздник. Выставка детского творчества. |
Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:
- использовать основные культурные способы деятельности;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;
- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;
- проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
- выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;
- контролировать свои движения и управлять ими;
- соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; у него складываются предпосылки грамотности;
- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Педагогическая диагностика
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику
и перспективы развития каждого ребенка.
Работа с родителями
Воспитание детей в семье осуществляется при поддержке и сопровождении специалистов -психологов, педагогов
Задачами построения взаимодействия с семьей являются:
1.Изучение фактического социального, физического и психического развития ребенка в семье, установление доверительных отношений в ДОУ и семье каждого ребенка.
2.Обеспечение родителей минимумом педагогической и психологической информацией.
3.Реализация единого подхода к ребенку с целью его личностного развития.
Определены условия успешной работы с родителями:
-изучение социального состава родителей, уровень образования, состав и социальное благополучие, выявление семей риска, спрос и предложения на услуги;
-дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер работы с родителями;
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-доброжелательность и открытость.
Сотрудничество с родителями строится на основе принципов:
-осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку;
-помнить о том, что ребенок уникальная личность;
-воспитывать в детях безграничное уважение к родителям;
-учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
-рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с ---конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с ---учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей;
- уважением относится к тому, что создается самим ребенком;
-регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
-проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей
В группе используется уголки наглядной информации оформлены в едином сюжете с использованием разнообразных материалов и цветовых решений.
В практике работы используются межсемейные конкурсы, создание совместных образовательных проектов; обсуждение нескольких точек зрения на проблему; практическое взаимодействие родителя с ребенком в различных детских деятельностях (игровой, учебной, спортивной и др.), игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения; поддержка образовательных инициатив семьи.
Педагогическое просвещение родителей в начинается задолго доприхода ребенкав ясли. На первом родительском собрании заведующий детским садом, старшая медсестра, старший воспитатель, педагог
-психолог подробно освещают вопросы подготовки ребенка к поступлению в ясли. Первая заочная встреча с будущим воспитанником происходит через анкету -знакомство, которую родители
заполняют на первой встрече.
Специалисты детского сада квалифицированно отвечают на вопросы касающиеся здоровья и воспитания малыша, особенностях адаптационного периода. Прием детей проводится по графику, согласованному с родителями, устанавливается индивидуальный режим для каждого поступающего малыша, с постепенным привыканием к общему режиму.
В группе находится банк информационных ресурсов, содержащий материалы для работы с родителями (законными представителями):
подборка консультаций и бесед
презентации анкеты, опросники.
Формы взаимодействия с родителями:
-деятельность родительского комитета;
-общие родительские собрания;
-групповые родительские собрания;
-анкетирование родителей;
-консультации специалистов по вопросам образования детей;
-индивидуальные беседы;
-образовательные события с детьми по разным видам детской деятельности;
-участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений, образовательных событиях;
-совместное создание развивающей предметно -пространственной среды для детей.
-совместное проведение субботников по благоустройству территории;
-проведение недели открытых дверей;
-выставки, на которых отражается совместное творчество взрослых и детей.
Ежегодно составляется план сотрудничества с семьей. Педагоги группы составляют свой план с учетом плана детского сада и особенностей коллектива родителей.
Традиционно проводятся в праздники и развлечения, спортивные соревнования.
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1. Организационное родительское собрание «Азы воспитания 4-5 лет». 2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 3. Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 4-5 лет». 4. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей среднего возраста». 5. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». 6. Памятка для родителей «Правила дорожного движения» |
Октябрь | 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 3.Консультация для родителей «Особенности развития речи ребёнка» 4.Ярмарка «Разноцветная осень» 5. Беседа с родителями «Как лечить кашель без лекарств» |
Ноябрь | 1. Консультация «Подвижная игра как средство физического, нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой личности» 2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь, форма для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения. 3. Беседа «Одежда детей в группе». 4. Выставка детских рисунков ко Дню Матери. «Мамочка – наше солнышко!» Вокальный конкурс «Веселые нотки» 5. Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой». 6. Устные советы «Как быть послушным» |
Декабрь | 1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!» 2 Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов) 3. Подготовка подарков на Новый год 4. Папка – передвижка (Новогодние советы, приметы, гадания, развлечения, конкурсы, рецепты и т.д.) «Скоро, скоро Новый год!» 5. Родительское собрание « Правовое воспитание» |
Январь | 1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Трудовые поручения» 2 Родительское собрание «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка в семье» 3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». 4.Конкурс « Расскажи мне сказку» 5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». |
Февраль | 1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». 2. Соревнование –состязание посвященное празднику 23 февраля. 3. Консультация для родителей «Праздники, традиции и быт нашего края» 6. Подготовка к празднованию Масленицы 7. Фотовыставка «Прекрасные места Поволжья. Там, где мы бывали». |
Март | 1- Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна – Красна снова в гости к нам пришла». 2. Тематическая выставка детских работ. «Цветы для мамы», «Мамин портрет». 3. Подготовка к празднику 8 Марта. - Папка передвижка с заметками, стихами и поздравлениями. «Нашим любимым мамочкам скажем добрые слова». 4. Памятка для родителей «Безопасность дошкольника» 5 Родительское собрание «Книга- лучший друг» |
Апрель | 1 Педагогическая гостиная. «Взаимоотношения детей между собой в семье». 2. Тематическая выставка детских рисунков. «День космонавтики». 3.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!» 4. Информация для родителей « Как правильно заботиться о глазах» 5 Итоговое род. Собрание «Как повзрослели и чему научились за год» |
Май | 1. Тематическая консультация «Наш капризуля» 2. Папка- передвижка для родителей ко Дню Победы и посещение памятных мест. 4. Благодарности родителям. 5.«Летний отдых» рекомендации для родителей. 6. Род. Собрание « Организация летного отдыха детей» |
Методическое обеспечение программы
Образовательная область «Физическое развитие»
Методические пособия
Пензулаева Л.И Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Методические пособия
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников М.:Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Формирование элементарных математических представлений
Методические пособия
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. М.:Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Формирование целостной картины мира
Методические пособия
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе группе детского сада. Конспекты занятий .М.:Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.. М.:Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» (предметный мир)
Авиация М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Автомобильный транспорт .М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Бытовая техника. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Водный транспорт. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Инструменты домашнего мастера. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Музыкальные инструменты. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Офисная техника и оборудование. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Посуда. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Спортивный инвентарь. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Серия «Мир в картинках» (мир природы)
Деревья и листья .М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Домашние животные М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Домашние птицы. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Животные –домашние питомцы. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Космос. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Насекомые. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Овощи. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Фрукты. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Цветы. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Ягоды лесные .М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Ягодысадовые. М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010
Серия «Рассказы по картинкам»
Времена года
Зима.
Осень.
Весна.
Лето.
Великая отечественная война в произведениях художников
Защитники отечества
Профессии
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Методические пособия
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду М.:Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова В.В. Развитие речи в средней группе детского сада. М.:Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.- М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Сведения о программно-методическом обеспечении группы
- Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм
- Дидактические игры
- Дидактические материалы по сопровождению коммуникативной деятельности
- Дидактические материалы по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности
- Дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности
- Дидактические материалы по сопровождению двигательной деятельности
- Дидактические материалы по сопровождению чтения художественной литературы
- Дидактические материалы по сопровождению музыкально-художественной деятельности
- Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности.
2. Полезные советы «Игры – развлечения вместе с папами».
3. Фотовыставка «Лучше папы не найти».
4. Рекомендации для пап по воспитанию детей младшего возраста.
5.Практикум «В царстве упрямства и капризов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа cредней логопедической группы №6 «Мальвина» (4-5 лет) на 2016 - 2017 учебный год
Программа направлена создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физическ...