Проект "Потешки - наши помощники"
проект (младшая группа) по теме
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Важную роль фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteshki_nashi_pomoshchniki.doc | 660.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта:
Тип проекта: познавательно - игровой
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта:
дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель , психолог, инструктор по физкультуре.
Актуальность темы:
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения
позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Проблема: Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора. Помочь детям понять содержание потешек, загадок, колыбельных песен, считалок, поддержать желание повторять и использовать их самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей за счет слов и выражений из произведений народного фольклора.
Развивающие: Развивать воображение детей, фантазию через чтение и обыгрывание произведений.
Воспитательные: Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.
Предполагаемый результат:
Для детей
- Положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать.
- Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
- Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
- Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
- Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Для родителей
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
- Сформируется понимание и желание изучить роль фольклора в развитии детей.
Для воспитателей
- обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве
Риски:
- Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
- Преподносить фольклорный материал на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей,
- Педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта.
- Создать папку для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
- Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Механизм реализации:
Для достижения поставленной цели мы планируем на подготовительном этапе:
- подобрать фольклорный материал с учетом возраста детей;
- подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями;
- разработать конспекты занятий;
- составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
- ознакомить родителей с целями и задачами проекта;
- подобрать консультации для родителей.
На основном этапе в группе организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты. Далее в течение года использовать потешки не только в режимных моментах, но и в организованно образовательной и совместно-партнерской деятельности
Методы и приёмы, используемые для реализации проекта:
- Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
- Беседы по содержанию потешек.
- Обыгрывание сюжета потешки.
- Наглядные средства (инсценирование произведения)
- Словесные игры.
- Подвижные и хороводные игры
- Пальчиковая гимнастика.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»);
- Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка).
Итог проекта:
- Составление книги «Потешки – помощники».
- Картотеку потешек для проведения режимных моментов
- Конспекты НОД
- Консультации и наглядная информацию для родителей.
План реализации проекта
Образовательные области | Виды деятельности | |
Работа с детьми | Работа с родителями | |
Коммуникация | 1. Анкета для родителей «Место фольклора в жизни ребенка» 3.Стендовая информация «Роль потешки в развитии речи детей», | |
Художественное творчество | 1.Подборка потешек для проведения режимных моментов | |
Итог | Презентация самодельной книги «Потешки наши друзья» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...
Занятие «Наши помощники - органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...
Конспект комплексного занятия "Наши помощники" и "Где спряталось электричество?"
Конспект комплексного занятия...
Конспектзанятия «Наши помощники» (знакомство с миксером), трудовой деятельности «Приготовление коктейля и фруктового пюре»
Знакомство детей с бытовыми кухонными приборами.Трудовое обучение....
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание») Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект занятия на тему "Наши помощники электроприборы" к презентации "Наши помощники электроприборы"
Занятие по ОБЖ с детьми старшей группы...