Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для воспитателей
«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
Автор-составитель: Чернышова Л.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda.doc | 415 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
Автор-составитель: Чернышова Л.Н.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов
для оборудования игровой комнаты детей четвертого года жизни
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических материалов | Количество |
Оборудование групповой комнаты | ||
Стеллаж для материалов, игр, пособий (по разным содержательным направлениям: изодеятельности, музыкальной деятельности, игровой деятельности детей, освоению природы и т.п.). Варианты: Стенка для игрушек, пособий; Шкаф многосекционный | 3-4 шт. 1 шт. | |
Стол-полка для размещения игрушек | 2-3 шт. | |
Полка декоративная навесная, полка декоративная книжная | 2 шт. | |
Столы для самостоятельной деятельности детей (варианты:ленточный стол для изодеятельности, детский стол и 2 стула для рассматривания книг и иллюстраций (как часть книжного уголка), стол «подкова» или «круг», «угловой стол».) | 3 шт. | |
Столы для организованной детской деятельности 4 местные | На число детей | |
Стулья детские, подобранные с учетом антропометрических показателей | На кажд. | |
Ширмы для моделирования пространства | 1 -2 шт. | |
Табурет детский | 4-5 шт. | |
Коврик для организации детей (рассматривания предметов, игрушек, обсуждения). | 1-2 шт. | |
Ковролин настенный (или фланелеграф) | 1 шт. | |
Коробки для хранения мелкого материала, конструкторов, материалов | 6 шт. | |
Магнитная доска настенная | 1 шт. | |
Панно для выставки детских работ, материалов | 2 шт. | |
Подставка (стол-мольберт) для демонстрации иллюстративного материала | 1 шт. | |
Объемные модули (обклеенные короба, набивные или надувные: кубы, валики, воротики, параллепипеды) | 1-2 комп. | |
Стеллаж для методической литературы (для воспитателя) и шкаф (полка) для хранения дидактических пособий | 1 шт. | |
Тумба для хранения картин и наглядных пособий большого размера. Может быть «встроенной» в специальных помещениях или располагаться в методическом кабинете и т.п. | 1 шт. |
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для физического развития дошкольников 3- 4 лет
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Оборудование и учебно-методические материалы | ||
Лесенка – стремянка Варианты: вертикальная лесенка и дополнительная к ней, которая устанавливается наклонно (высота до 150 см., шириной по 45-65 см., расстояние между перекладинами12-15 см.) | 1 шт. | |
Дорожка (200х35 см.) | 2 шт. | |
Корзина для метания предметов | 1 шт. | |
Мячи разных размеров (Ø 20-25 см.; Ø 10-12 см; Ø 6-8см.) | По 20 шт. | |
Обручи (Ø 55-65 см.) для пролезания в них, ходьбы, бега, прыжков, бросания мяча (горизонтальная цель), игр (лошадки, автомобили) | 20 шт. | |
Обручи (Ø 100см.) | 2 шт. | |
Ленты разноцветные (длина 50-60 см.) | 40 шт. | |
Шнур (длин 15-20 м.) | 1 шт. | |
Санки | 2 шт. | |
Кубики для перешагивания, перепрыгивания, ходьбы и бега «змейкой», выполнения ОРУ (грань 5-10 см.) | На подгр. | |
Корзина для метания предметов (Ø 50-60 см.) | 1 шт. | |
Скамейка гимнастическая для упражнений в равновесии (стойки, ходьба), для спрыгивания (длина 200см и более, ширина 20 -30 см. высота 20см.) | 1 шт. | |
Мат гимнастический (длина 100см или длина 150 см. или длина 200см. (высота 7-10 см.). | По 2 шт. | |
Дуга (воротики) для прокатывания мячей, проползания, подлезания (ширина и высота 50 см.) | 2 шт. |
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для обогащения опыта безопасного поведения у дошкольников 3-4 лет
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество | |
Учебно-методические материалы | |||
Учебно-методические материалы и пособия для детей: Альбомы, детские книги по теме Варианты: Боровская И.К. Я в безопасности. Пособие для детей дошкольного возраста – Минск, 2004 (серия «Учение с увлечением») Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М.: Прометей, 2002 и др. | 2-3 шт. разных | ||
Учебно-методические материалы и пособия для педагогов, родителей: Безопасность вашего малыша: Популярное пособие для детей и родителей / сост. С.Е. Гаврина. – Ярославль, 1996 (серия) Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М: Просвещение, 1998 Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Книга для дошкольных учреждений / Сост. В.И. Теленчи. – М: Просвещение, 1987 Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005 И др. | 2-4 шт. разных | ||
Плакаты по теме «Безопасность на улице, дома, с бытовыми приборами» и т.п. | 1- 3 шт. | ||
Игровые материалы | |||
Необходимые игровые материалы представлены в разделе «Игровая деятельность», «Развитие речи» |
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для организации игровой деятельности дошкольников 4-5 лет
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Оборудование | ||
Ширма – домик (теремок) | 1 шт. | |
Ширма – сцена с занавесом | 1 шт. | |
Ящик с предметами-заместителями среднего размера, ящик с мелкими предметами-заместителями | По 1 шт. | |
Ящик с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | 1 шт. | |
Настольные ширмочки-задники и макеты (объемные и плоскостные) для режиссерских игр | 2-4 шт. | |
Настольные ширмочки-задники и макет сцены с занавесом для режиссерских театрализованных игр | 2- 3 шт. | |
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) для моделирования пространства | 3-4 шт. | |
Учебно-методические и игровые материалы | ||
Куклы-младенцы (голыши в конверте) среднего размера (раздел «Развитие речи») | 2-3 шт. | |
Куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность среднего размера (25-35 см) условные и реалистичные (раздел «Социальное развитие») | 6-7 разные | |
Антропоморфные животные, крупные (35-50 см.) и средние (25-35 см.) (раздел «Развитие речи») | По 4-6 шт. разных | |
Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см.) | 6-8 шт. разных | |
Фигурки людей (детей, взрослых), животных из разных материалов; мелкого и среднего размера, сомасштабные строительным наборам (раздел «Природа», «Развитие речи») | 5-6 шт. разных | |
Набор солдатиков (среднего и мелкого размера) | По 2-3 набора | |
Наборы крупногабаритной мебели, соразмерные росту ребенка «гостиная комната», «спальня», «кухня», «ванная комната» (раздел «Развитие речи») | По 1 компл. | |
Набор чайной посуды (крупной); кухонной посуды (крупной) (раздел «Развитие речи») | По 2-3 шт. | |
Миски (тазики) | 3 шт. | |
Наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить доступные операции труда и социального быта: «Парикмахерская», «Магазин», «Доктор», «Зоопарк», «Домашние животные», «Гараж», «Пароход» | По 1 -2 набора | |
Игровые атрибуты Приборы и инструменты – профессиональные принадлежности к названным выше играм | По 1-2 компл. | |
Предметы одежды, обозначающие роль в названных выше играх (для разных игр), плащи-накидки | По 3-4 шт. | |
Элементы костюмов и украшений: косынки, фартуки, жилеты, бусы, браслеты и т.д. | по 1-2 шт. | |
Наборы объемных и плоских мелких игрушек, муляжей, изображающих овощи, фрукты (раздел «Развитие речи», «Природа») | по 1 набору | |
Комплекты одежды для кукол (по сезонам) (раздел «Развитие речи») | по 2-3 комп. | |
Коляска крупногабаритная | 2 шт. | |
Качели и санки для кукол среднего размера | По 2 шт. | |
Игрушки-орудия (лопатки, совочки, молоточки, грабли, отвертки), соразмерные руке ребенка) | по 5-6 шт. | |
Игрушечная бытовая техника: утюг, телефон, телевизор, холодильник, стиральная машина, гладильная доска, часы, пылесос, фен, миксер, будильник и пр. (раздел «Физическое развитие и здоровье: безопасность жизнедеятельности развитие», «Развитие речи» | по 1 -2 шт. разных | |
Игрушки, имитирующие транспорт, из разных материалов Грузовые, легковые автомобили из различного материала; разного размера (раздел «Развитие речи») | 8- 10 шт. | |
Крупногабаритные автомобили с сиденьем для ребенка | 2 шт. | |
Складной остов автобуса (вагончика) с рулем | 1 шт. | |
Специальные машины (пожарная машина, скорая помощь и т.д.) среднего размера; автобус, троллейбус, трамвай, самолет, вертолет, катер, лодка; разного размера) (раздел «Развитие речи») | По 1 шт. | |
Полосатый жезл, руль, бинокль (подзорная труба) и т.п. для ролевой игры | По 1-2 шт. | |
Игрушки для следующих видов театров Ручные куклы (бибабо, различные виды пальчиковых, перчаточных и др. кукол): «семья» и к 3-4 сказкам (по 1 набору по разным сказкам) (раздел «Развитие речи») | По 1 набору разных | |
Разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов, элементы декораций по различным сказкам | По 4-5 набора | |
Медальоны с персонажами сказок и образами животных | 2- 3 набора | |
Релаксационные игрушки: Потолочные («Рыбки», «Снежинки» и др.); настольные («Фонтанчик», «Аквариум», «Волшебный шар и др.) | 1-2 шт. |
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов
для организации социального развития дошкольников 3-4 лет
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Учебно-методические материалы | ||
Набор кукол «Семья» (мама, папа, дети, дедушка, бабушка) | 1 шт. | |
Фотографии (предметные картинки) детей и взрослых разного пола и возраста | 1 набор | |
Наборы сюжетных картинок для бесед о чувствах и взаимоотношениях детей и взрослых («В семье», «Мы играем» и др.) | 1 набор | |
Набор фотографий лиц людей разного возраста с яркими проявлениями основных эмоций и чувств | 1 шт. | |
Детские книжки с картинками о семье, играх детей, правилах поведения в соответствии с возрастом и программой (для самостоятельного рассматривания и чтения детям) | 2 шт. | |
Набор сюжетных картинок «Правильно ли поступают дети?» (с изображением правильного и неправильного выполнения элементарных правил культуры поведения) | 1 набор | |
Набор пиктограмм (выражение лиц) с основными эмоциями | 1 набор | |
Альбом фотографий «Наши праздники в детском саду» | 1 шт. | |
Наглядно-дидактическое пособие «Моя семья» | ||
Игровые материалы | ||
Конструктор «Дом» | 1 шт. | |
Дидактические и развивающие игры: Игра «Кто радуется? грустит, сердится…» (с набором фотографий и пиктограммами основных чувств); «Отгадай, чьи вещи»; «Что нужно мальчикам, что нужно девочкам» (картинки с изображением разных игрушек, предметов одежды и др.) | 2-3 шт. | |
Необходимые материалы представлены в разделе «Игровая деятельность» |
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по речевому развитию детей второй младшей группы
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Учебно-методические материалы | ||
Наборы иллюстративного материала. Серии картин крупного формата для совместного подгруппового рассматривания | 1 шт. | |
Предметные картинки (раздаточный материал) в наборах: игрушки; посуда; одежда; мебель; транспорт; овощи; фрукты | По 1 набор. | |
Дидактическая кукла с комплектом одежды на все сезоны, обуви, белья, головных уборов, мебели, посуды, постельных принадлежностей | 1 шт. | |
Дидактические пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши, крупная мозаика, матрешки) | 5-6 шт. | |
Рамка с 2-3 видами застежек (шнуровка, крючки, пуговицы, кнопки) | 3 шт. | |
Чудесный мешочек с меняющимися наборами объемных предметов (овощи, фрукты, посуда, животные, геометрические формы) | 1 шт. | |
Иллюстрации по произведениям художественной литературы и сюжетам мультипликационных фильмов | 1 набор | |
Наборы парных картинок для группировки по цвету, назначению, величине | 3 шт. | |
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) | 3 шт. | |
Детская художественная литература в соответствии с программой и возрастом детей | 2 шт. | |
Лото, домино на активизацию словаря по темам: «Игрушки», «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Транспорт» | 4-5 шт. | |
Игровые материалы | ||
Набор овощей и фруктов (пластмассовые муляжи) | 1-2 набор. | |
Телефон | 1 шт. | |
Сумки, корзинки, рюкзачки | 3 шт. | |
Движущиеся игрушки-забавы (механические, заводные) | 5 шт. | |
Мелкие легкие игрушки и бумажные игрушки-самоделки для постановки правильного дыхания, развития артикуляционного аппарата | 3-4 шт. разных | |
Необходимые игровые материалы представлены в разделе «Игровая деятельность» |
Основной перечень оборудования, учебно-методических материалов для освоения природы детьми четвертого года жизни
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Оборудование | ||
Оборудование живого уголка (уголок природы) | ||
Живые объекты: растения с типичным строением и четко выраженными частями (например: фикус, пеларгония, колеус, китайский розан) | 3-4 шт. | |
Животные: рыбка крупного размера с типичным строением (золотая рыбка или прудовый карась) | 1шт. | |
Аквариум с оборудованием к нему: рефлектор освещения, термометр, скребок для чистки аквариума, сифон для смены воды, кормушка, сачок | 1шт. | |
Лейки | 4-5шт. | |
Набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, черпачки, сачки, камешки | 1шт. | |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной формы и размера, емкости, совочки, лопатки, камешки | 1шт. | |
Учебно-дидактические материалы | ||
Наборы дидактических картинок для группировки до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты. Варианты: серия “Грамматика в картинках”.- Изд-во “Паритет”. ООО “Мозаика-синтез” и др. | По 1 набору кажд. тематики | |
Серии сюжетных картин из 4 штук: времена года (природа и сезонная деятельность людей) | По 1 набор на кажд. | |
Игровые материалы | ||
Домино: животные, растения, фрукты, овощи | 1 шт. | |
Игра «Разрезные картинки» по различной тематике из 4-6 частей | 1 шт. | |
Кубики с предметными картинками (4-6 частей) с изображением объектов природы | 2 набор. | |
Дидактические игры: “Чей домик?”, “Времена года”, “Во саду ли в огороде”, “Парочки” | 1-2 шт. разных | |
Конструктор “Погода и мода” | 1 шт. |
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения пособиями математического содержания второй младшей группы
№ п.п. | Наименование игр, игрушек, оборудования | Количество |
Учебно-методические материалы | ||
Познавательные книги, рабочие тетради: Рабочие тетради: Используются согласно выбранной образовательной программе. Варианты: И. В. Иванова «Учимся считать (для детей 3-4 лет)» - СПб.: «Нева», 2005; «Математика – это интересно»/ сост. И.Н. Чеплашкина, и др. СПб: Детство – пресс, 2003 и др. | На кажд. | |
Наглядные пособия печатные: Набор картинок с изображением предметов (для сравнения, счета) | 1 шт. | |
Набор картинок с изображением различных частей суток (деятельность людей ближайшего окружения) | 1 шт. | |
Альбомы для игр с Логическими блоками и палочками Кюизенера: Варианты: «Блоки Дьенеша для самых маленьких» и др. | 1-2 шт. разных | |
Предметные: Блоки «Дьенеша» (Логические блоки) с карточками символами свойств блоков и 1 обручем для игр | 1 набор | |
Палочки Кюизенера | 3-4 набора | |
Наборы материалов для группировки, сортировки, обследования, сравнения: Наборы абстрактных материалов (геометрических тел (шар, куб) и фигур (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник) для обследования, раскладывания и т.п. Желательно варианты фигур разного цвета, размера | 1 набор на кажд. в подгр. | |
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик) | 1 шт. | |
Наборы «жизненного» материала: пуговиц, шишек, желудей и т.п., различающихся свойствами | 1-2 набора | |
Вещества для обследования, группировки, взвешивания, пересыпания, и т.п. (сыпучие: группа, мелкие камни и т.п., жидкие и т.п.) в коробках | 1 набор разных | |
Набор предметов для освоения умений упорядочивать и группировать по свойствам: матрешки, кубы, полоски, стержни и т.п. разных размеров. Варианты: Пирамидка из стаканов; Пирамидка «Геометрик»; пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета; стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами (из 5-7 элементов); объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы) | 5-6 шт. разных (на подгр.) | |
Геометрический конструктор (большой) | 1 шт. | |
Пособия и материалы для освоения количественных отношений: Пособие наглядное печатное «Числовая лесенка» (варианты – предметная – из нанизываемых на штыри шаров) и т.п. «Счеты на стержнях» | 1 шт. на подгр. | |
Пособия для установления отношений «один – много» (варианты: основы с множества матрешек, елочек и т.п.) | По 1 шт. на кажд. в подгр. | |
Дроби (1 степени сложности) | На подгр. | |
Наборное полотно | 1 шт. | |
Пособия на освоения количественных представлений: «Божьи коровки», «Математические корзинки» и т.п. | 2-4 шт. разных | |
Набор цифр больших мягких | 1 шт. | |
Средства измерения: Весы разных видов для сюжетно-дидактической игры | 1-2 шт. | |
Ростомер детский | 1 шт. | |
Набор предметов для сравнения по размеру (полосок, кругов, квадратов), разного цвета | На кажд. | |
Пособия для освоения пространственно-геометрических представлений: Геоконт – стенд (Геоконт-шаблон) или варианты 1 настенный большой, несколько индивидуальных | 5-6 шт. | |
Рамки-вкладыши (М. Монтессори) | 3-4 шт. | |
Пособия для освоения представлений о времени: Набор моделей с обозначением частей суток (линейная модель) | На подгр. | |
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) | 4- 6 шт. разных | |
Игровые материалы | ||
Дидактические игры, для развития пространственных ориентировок: «Три медведя», «Постройка дома» и т.п. и др.; временных представлений: «Когда это бывает?» и т.п. | 2-3 шт. разных | |
Развивающие игры на плоскостное моделирование: «Треугольники»; «Сложи квадрат-1» (Б.П. Никитина) | На подгр. | |
Развивающие игры на объемное моделирование: «Кубики для всех» (№ 1-3; «Уголки»), «Сложи узор» (с простыми образцами) и др. (Б.П. Никитина) | 1-2 шт. | |
Дидактические игры на развитие умений сравнения, различения и математических действий: Варианты: лото «Форма-цвет», «Подбери по цвету» (размеру)», «Радужное лукошко», «Геометрический паровозик» | По 1-2 шт. |
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для организации детской изобразительной деятельности второй младшей группы
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество | |
Учебно-методические материалы | |||
Материалы для развития эстетического восприятия: объекты репродукции картин (разных жанров искусства). Варианты: Т.Н. Доронова. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного (младшего) возраста. М.: Просвещение, 2000. и др. Материал подбирается согласно осваиваемой теме (может храниться в методическом кабинете), количество, расположение и тематика материалов определяется задачами, решаемыми воспитателем. | 1 набор | ||
Скульптура малых форм (животных) (4-6 шт. разных) | 1 набор | ||
Произведений ДПИ (богородская, семеновская, городецкая игрушки и предметы др. промыслов) | По 1 набор | ||
Произведения графики (иллюстрации детских книг)(3-4 книги разных иллюстраторов на группу) | 3-4 книги | ||
Фотографии (рисунки) архитектурных построек (домов, мостов, дороги и т.п.) – для рассматривания, конструирования | 1 набор | ||
Посуда (чашки, блюдца - хохломская посуда и т.п. для рассматривания и игры) | 1-2 набора, см. раздел | ||
Книги-игрушки, книги-раскраски. Книги-раскраски, образные книжки, книжки-игрушки, книжки-сюрпризы | 3-4 шт. на группу | ||
Материалы для детской изобразительной деятельности Бумага, картон им др. материалы: Фоны, разного цвета, размера и формы (17-30,45-30 см.) (прямоугольник, овал, круг, квадрат) | 5 наборов на каждого | ||
Бумага (30 листов формата А4) | 1 шт. на кажд. | ||
Картон разного качества (в разделителе для разных сортов и размеров бумаги – детали для апплицирования) | 2 набора на кажд. | ||
Краски и другой изобразительный материал: Гуашь (6-12* цветов). | На кажд. | ||
Фломастеры разной толщины (6 -12*) | На кажд. | ||
Цветные карандаши (6 цветов-12*) | На кажд. | ||
Набор цветного и белого мела | 1 набор | ||
Глина (влажная) | 0,3 кг на кажд. | ||
Пластилин | 2 кор. на кажд. | ||
Тесто, масса для лепки | 1 кор. на кажд. | ||
Инструменты: Кисти круглые № 10-14, беличьи, колонковые | На подгр. | ||
Флейцевые (плоские) кисти | На подгр. | ||
Щетинистые кисти для клея | На подгр. | ||
Скатка (для лепки)(1 шт.) | На подгр. | ||
Стеки (набор 4-6 шт.) | На кажд. по 2-3 шт. | ||
Доски для лепки (20-20см) | На кажд. | ||
Печатки, штампики (набор 4-6 шт.), формочки для декорирования лепных работ | 1-2 шт. на кажд. | ||
Резак для бумаги (для воспитателя) | 1 шт. | ||
Настольная точилка для карандашей (для воспитателя) | 1 шт. | ||
Материалы для декорирования и оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки, вырезки из журналов, обои, накрахмаленные лоскуты ткани, фантики, наклейки (для аппликации, дизайна)) | 1 набор | ||
Материалы для творческого конструирования, дизайна Наборы конструкторов. Варианты: крупногабаритный напольный конструктор (из дерева типа материалов Агаповой, Е.П. Поликарпова, «Петербургский»; из полимерных материалов) | 1-2 набора | ||
Конструкторы «Лидер», «Элтик-АВТО», «Кроха» и др. | 1-2 набора | ||
Конструктор Лего (Лего-дакта-примо и дупло) Варианты: Макси – блок (60 деталей) фирмы Кассон (г. Москва) | 3-4 наборов | ||
Набор мелкого строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, пластины)(62-83 деталей) | 4-5 шт. | ||
Наборы для конструирования и декорирования из природного материала крупного размера (листья, семена, цветы, шишки и т.п.) | 1 набор | ||
Материалы для оформления группы ДОУ к праздникам (гирлянды, плакаты, продукты детской деятельность детские и т.п.) | 1 набор | ||
Плоскостные мягкие конструкторы. Варианты: Конструктор - трансформер, «Малыш-гео-3) - производитель ЧП Саркисова В.Р.; Игра- конструктор «Космос» - ООО Антошка и т.п. | 1- 2 набора | ||
Наборы для детского творчества («Боцман», «Клоун» из серии «Я все могу») | 2-3 набора | ||
Готовые формы для выкладывания и наклеивания | На кажд. | ||
Материалы, способствующие организации деятельности. Подставки для кисточек | На кажд. | ||
Стаканчики для воды (0,25 л.) | На кажд. | ||
Подставки для карандашей | На кажд. | ||
Подносы для размещения мелкого материала | На кажд. | ||
Клеенчатые скатерти для столов | На кажд. | ||
Розетки для клея | На кажд. | ||
Вата, салфетки бумажные | |||
Губка | На кажд. | ||
Ковролин (фланелеграф) и набор силуэтных изображений | 1шт. | ||
Инвентарь для уборки рабочего места. Ведро для мусора | 1шт. | ||
Тазик, тряпочки | На кажд. | ||
Сметки, совок, веник (детский) | На подгр. | ||
Фартук и нарукавники для детей | На кажд. | ||
Салфетки для промывания кисти (15-15 см.) | На кажд. | ||
Игровые материалы | |||
Дидактические игры: Варианты: «Подбери по цвету», «Какой формы» и т.п. (автор Л.А. Венгер и др.); «Народные промыслы», «Контуры» (серия «Учись играя!» ООО Детское королевство,2003. «Забавные превращения» (развивающая игра для детей 3-5 лет), «Занимательная палитра» ОАО «Радуга». «Цвета и краски» Развивающая игра. - ЧП. С.В. Понамаревой. | 1-2 шт. | ||
Игрушки, предметы для рассматривания представлены в разделе «Развитие речи» |
Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для организации детской музыкальной деятельности детей 3-4 лет
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Оборудование и учебно-методические материалы | ||
Магнитофон или музыкальный центр(может храниться в методическом кабинете или музыкальном зале) | 1 шт. | |
Комплект аудиокассет для групп раннего возраста (или CD) – не менее 10 кассет или дисков | 1 шт. | |
Ширма трехстворчатая для организации музыкальных игр-драматизаций | 1 шт. | |
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки; бубен; румба; треугольник; деревянные палочки; кубики; ложки; барабан) издающие звук только одной высоты (дудочка); детское пианино или рояль, металлофон, ксилофон. | По 1- 2 шт. | |
Декоративный ящик или короб для мелких детских музыкальных инструментов | 1 шт. | |
Игровые материалы | ||
Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией: музыкальный телефон; музыкальные шкатулки и шарманки; музыкальные органчики; музыкальные волчки; музыкальные каталки-конструкторы; звучащие шары (набор, не менее 8) | По 2-3 шт. | |
Неозвученные игрушки: труба, рояль, скрипка | По 1шт. | |
Полотнища ткани (полотняной, шифоновой, разного цвета 1*1 м.) | По 3шт. | |
Учебно-методические материалы | ||
Музыкально-дидактические игры на обогащение слухового сенсорного опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма | По 1шт. разных |
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по организации социального развития дошкольников 3-4 лет
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Учебно-методические материалы | ||
Набор пиктограмм (выражение лиц) с основными эмоциями | 1 шт. | |
Книги с крупными яркими иллюстрациями о поведении и общении детей | 3-4 шт. разных | |
Крупные фотографии детей группы | 1 набор | |
Тематические альбомы фотографий семей воспитанников группы («Моя семья», «Мы отдыхаем», «Всей семьей на празднике» и др.) | 2 шт. | |
Наборы картинок (макеты) разных домов (дома города и деревни, большие и маленькие, старинные и современные) | 1-2 шт. | |
Игрушки и игровые материалы | ||
Игра «Эмоции» ООО «Восток» | 2-3 шт. |
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по развитию речевой деятельности в логопедических группах
детей четвертого года жизни
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Оборудование | ||
Зеркало с лампой дополнительного освещения | 1 шт. | |
Детские стулья или скамеечка для занятий перед зеркалом | 2-4 шт. | |
Учебно-методические материалы | ||
Материалы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики: Альбом для воспитателя с описанием и иллюстрациями упражнений артикуляционной гимнастики | 1 набор | |
Набор игрушек для стимулирования активности ребенка | 1 набор | |
Материалы для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях: Набор игрушек-животных; набор предметных картинок | 1 набор | |
Материалы для обогащения и активизации словаря по изучаемым лексическим темам (одновременно в уголке должно быть представлено не более двух тем): Комплекты предметных картинок; наборы муляжей; книжки-раскладушки. | 2-3 набора | |
Материалы для развития дыхания: Игрушки (свистки, свистульки, дудочки, бумажные кораблики); пособия (перышки, ватные шарики, мыльные пузыри) | На подгр. | |
Материалы для моторного развития: Пальчиковые бассейны с различными наполнителями (камушками, фасолью, желудями, каштанами, грецкими орехами); массажные мячики разных цветов; кольца и крупные бусинки разных цветов для нанизывания на разноцветные шнуры. | По 4-5 шт. разных (на подгр.) | |
Игровые материалы | ||
Материалы для формирования грамматически правильной речи. Дидактические игры: «Большой - маленький», «Весёлый котенок» (на использование предлогов), «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Один и много». | 3-4 шт. разных |
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических материалов для освоения природы детьми четвертого года жизни
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Оборудование живого уголка (уголок природы) | ||
Живые объекты: растения с типичным строением и четко выраженными частями (например: фикус, пеларгония, колеус, китайский розан) | 6-8 шт. | |
Стол «песок-вода» | 1 шт. | |
Учебно-дидактические и игровые материалы | ||
Книги о природе. Варианты: Е.Чарушин. «Что за зверь?»; «Томкины сны», «Волчишко». Е.И.Соколова «Четыре времени года», К.И.Чуковский «Цыпленок» и др. | 7 шт. разных | |
Серия демонстрационных картин. Вариант: Учебно-наглядное пособие «Мир природы: Животные» | 1 шт. | |
Домино: животные, растения, фрукты, овощи | 2-3 шт. | |
Кубики с предметными картинками (4-6 частей) с изображением объектов природы | 2 набора | |
Дидактические игры: “Чей домик?”, “Времена года”, “Во саду ли в огороде”, “Парочки” и др. | 3-4 шт. |
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения математического содержания 2 младшей группы
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество | |
Учебно-методические материалы | |||
Альбомы для игр с Логическими блоками и палочками Кюизенера. Варианты: «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (состав. Б.Б.Финкельштейн. ООО Корвет); «Волшебные дорожки для самых маленьких (2-3 лет). Альбом-игра» (сост. Состав. Б.Б.Финкельштейн. ООО Корвет) | 2-4 шт. разных | ||
Предметные: Блоки «Дьенеша» (Логические блоки) с карточками-символами свойств и 1 обручем для игр | 1-2 набора | ||
Палочки Кюизенера | 2-4 набора | ||
Наборы «жизненного» материала: пуговиц, шишек, желудей и т.п., различающихся свойствами | 2 -3 набора. | ||
Набор цифр больших мягких | 2 шт. | ||
Игровые материалы | |||
Развивающие игры на объемное моделирование: «Кубики для всех» (№ 1-3; «Уголки»), «Сложи узор» (с простыми образцами) и др. (Б.П. Никитина) | 3-4 шт. | ||
Дидактические игр на развитие определенных умений (сравнения, различения и математических действий). Варианты: лото «Форма-цвет», «Подбери по цвету» (размеру)», «Радужное лукошко», «Геометрический паровозик» и т.п. | По 2-3 шт. разных видов |
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения второй младшей группы ДОУ пособиями математического содержания
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Учебно-методические материалы | ||
1. | Набор предметов для освоения умений упорядочивать и группировать по свойствам: матрешки, кубы, полоски, стержни и т.п. разных размеров, цвета, формы. Материалы должны предполагать возможность вкладывания, высыпания, прочного присоединения и т.п. Подразумевать возможность усложнения различения данных свойств (3-5 проявлений свойств). Варианты: Пирамидка из стаканов; пирамидка «Геометрик» и т.п. | На подгр. детей |
Игровые материалы | ||
2. | Дидактические игры на развитие умений сравнения, различения и математических действий. Варианты: лото «Форма-цвет», «Подбери по цвету» (размеру)», «Радужное лукошко», «Геометрический паровозик» | По 2-3 шт. разных видов |
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических
и игровых материалов для оснащения второй младшей группы
(изобразительная деятельность)
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | ДОУ 2 категории | |
Учебно-методические материалы | |||
Доска для рисования мелом | 1 шт. | ||
Краски и другой изобразительный материал: гуашь (12 цветов) | На кажд. | ||
Фломастеры разной толщины (12 цветов) | На кажд. | ||
Цветные карандаши (12цветов) | На кажд. | ||
Глина (влажная) (0,3 - 05кг) | На кажд. | ||
Стеки (набор 3 шт.) | На кажд. | ||
Печатки, штампики (набор 4-6 шт.), формочки для декорирования лепных работ | На кажд. | ||
Холст на столы для лепки | На кажд. | ||
Валик для окраски | 3-4 шт. |
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических
и игровых материалов для оснащения второй младшей группы
( изобразительная деятельность)
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Учебно-методические материалы | ||
Материалы для развития эстетического восприятия: объекты репродукции картин (разных жанров искусства). Желательно использование крупного размера репродукций Варианты: Т.Н. Доронова. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного (младшего) возраста. М.: Просвещение, 2000. | 1-2 набора | |
Скульптура малых форм (животных) (4-6 шт. разных) Желательно использовать укрупненных статуэток, выполненных из прочных материалов и имеющих разную фактуру, силуэт и т.п. | 1 набор разных (по фактуре и материалу) | |
произведений ДПИ (богородская, семеновская, городецкая игрушки и предметы др. промыслов). Желательно использование нескольких вариантов игрушек по размеру, элементам. Игрушки должны быть выполнены из прочных материалов. | По 1 набор (разного размера и фактуры) | |
Произведения графики (иллюстрации детских книг) (в том числе иллюстраторов, рассматривание произведений которых предусматривается в предыдущей группе) | 3-4 книги разных иллюстраторов на группу | |
Книги-игрушки, книги-раскраски. Книги-раскраски, образные книжки, книжки-игрушки, книжки-сюрпризы. Желательно использовать книги – сюрпризы, книги-подарки (рассчитанные на предыдущий возраст) с крупными яркими красочными иллюстрациями. Книги должны быть выполнены из прочного картона (по возможности) с закругленными краями листов. Для слабовидящих детей – книги с рельефным изображением. | 3-4 шт. на группу крупного размера | |
Краски и другой изобразительный материал: гуашь (6 цветов) | На кажд. | |
Фломастеры разной толщины (6цветов) | На кажд. | |
Цветные карандаши (6 цветов) | На кажд. | |
Глина (влажная) | 0,4 кг на кажд. | |
Холст на столы для лепки | На кажд. | |
Скатка (для лепки) | На подгр. | |
Валик для окраски | На подгр. | |
Материалы для декорирования и оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки, вырезки из журналов, обои, накрахмаленные лоскуты ткани, фантики, наклейки (для аппликации, дизайна)) | 1-2 набора | |
Игровые материалы | ||
Дидактические игры: Варианты: «Подбери по цвету», «Какой формы» и т.п. (автор Л.А. Венгер и др.); «Контуры» (серия «Учись играя!» ООО Детское королевство,2003. «Забавные превращения» (развивающая игра для детей 3-5 лет) ОАО «Радуга» и др. | 2 – 4 шт. разных |
Дополнительный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для организации детской музыкальной деятельности
детей четвертого года жизни
№ п.п. | Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Количество |
Оборудование | ||
1. | Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки; бубен; румба; треугольник; деревянные палочки; кубики; ложки; барабан); издающие звук только одной высоты (дудочка); пианино или рояль металлофон, ксилофон. | По 2-3 шт. |
Учебно-методические материалы | ||
| Музыкально-дидактические игры на обогащение слухового сенсорного опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкально-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма | По 2-3 шт. |
| Набор иллюстраций (фотографий, репродукций, открыток и т.п.) к музыкальным произведениям. | 1-2 набора |
Игровые материалы | ||
| Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией: музыкальный телефон; музыкальные шкатулки и шарманки; музыкальные органчики; музыкальные волчки; музыкальные каталки-конструкторы; звучащие шары (набор 8 шт.) | По 3-4 шт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Развивающая предметно-пространственная среда"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»...
Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном развитии дошкольника"
Правильно организованная предметно-пространственная среда в центре музыки в группах детского сада способствует развитию творческой личности ребенка....
Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольных группах"
консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольных группах"...
Консультация для воспитателей "Развивающая предметно - пространственная среда группы по физическому развитию дошкольников"
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильная организация предметно-пространственной среды....
Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО"
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной...
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»
Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...