Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с родной историей и культурой
консультация (подготовительная группа) на тему
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_teatru_rodnoy_kultur.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Десятова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования город Саяногорск
Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с
родной историей и культурой
Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшим к опыту и знаниям людей, живущих в далёкую, седую старину, научится чтить память своих предков.
За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народного творчества многих поколений.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и добра, в мире творчества и фантазии, вопросов и ответов. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни детей. Мы стараемся приобщить детей по всем видам национального искусства: музыкальный и устный фольклор – это всегда учение добру и о добре, народное декоративно – прикладное искусство зовёт к миру, согласию, несёт в себе народные традиции, произведения живописи к мудрости.
Сила воздействия фольклора заключается в единстве идеи и эмоций, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времён и народов. Совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности – важные особенности фольклора. Это естественно: произведения народного искусства отшлифовывались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое, более совершенное.
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности, то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.
К. Д Ушинский подчёркивал, что «литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» .Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни, прежде всего, являются произведения русского устного народного творчества во всём его жанровом многообразии. Произведения русского народного творчества своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно- нравственного воспитания и развития ребёнка.
Для детей дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у детей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии .Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение. Мы видим как у них обостряется острота реакции, глубина и эмоциональность переживаний к героям сказки или спектакля, оживляется речь, загораются глаза неподдельной радостью.
В настроении ребят появляется чувства удовлетворения и радости от участия в обыгрывании сказки, спектакля и т.д. Дети делятся своими впечатлениями не только со сверстниками, но и дома с увлечением рассказывают о своим успехах.
Много лет занимаясь с дошкольниками театрализованной деятельностью, обратила внимание на то, что если в спектакле звучит живая музыка или присутствует аккомпанемент музыкальных инструментов, то яркость впечатлений возрастает. Например: скачет лошадка- герой сказки, а кто – то из детей простукивает ритм на деревянных ложках; важно ходит Петушок по двору – звучит трещотка; побежали Цыплятки к маме Квочке – слегка звенит бубен. Так же звенящим бубном можно имитировать «журчание» ручейка. Дети это делают с удовольствием. Даже малоактивные дети охотнее включаются в театральные действия, если в руки им попадают шумовые музыкальные инструменты: бубен, погремушка, колокольчики, гармошка, трещотка, барабан, дудочка, свистулька и т.д.
В процессе игры, драматизации или в самостоятельной художественной деятельности, дети быстрее знакомятся с русскими народными инструментами и могут в дальнейшем творчески и интересно применять их звучание либо как шумовое
оформление спектакля, либо музыкально обогатить характер того или иного персонажа.
Так ненавязчиво музыкальные инструменты, находясь в руках детей, во время обрядовых или театрализованных представлений помогают понять душу наших предков, их представление о добре и зле, их веселый, озорной нрав, узнать лучше русскую культуру, её самобытность и неповторимость.
Ознакомления детей с русским фольклором через театральную деятельность дает детям возможность изучать и познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.
Литература:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.
3. Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры: фонопедический метод развития
голоса. – М., 1998.
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003.
5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
6. Чурилова Э.Г. Театрализованная деятельность дошкольников и младших
школьников – М., 2001.
7. Чурилова Э.Г. Арт-фантазия. – М.,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»
«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»...
Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края
Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотн...
Консультация для родителей. «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края».
Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотн...
Доклад из опыта работы «Использование ИКТ- технологий в решении задач в приобщении дошкольников к духовно- нравственным ценностям посредством ознакомления с родным краем»
Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому педагогу, очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и и...
Консультации для родителей. «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас на протяжении веков, не должна быть утеряна или забыта. Ее необходимо передать детям, и чем раньше ребенок почувствует корни, тем о...