Игровые технологии в практике работы педагога в ДОУ
статья на тему
Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра – общение равных.
Дополнительное образование как часть общего должно обеспечивать личностно-ориентированное образование. И добиться этого можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что позволяет не только расширять или корректировать ограничения стандартного школьного образования, но менять контуры сферы образования в целом.
Педагогу дополнительного образования детей присущ приоритет социально-интегрирующих, практико-деятельностных технологий, предполагающих освоение ребенком способа деятельности, мышления, поведения, определенного образа жизни, через дифференцированные и интегрированные образовательные программы.
В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии.
Технология - это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность дошкольников, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_praktike_raboty.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Чухрай Мария Константиновна,
ГБДОУ ЦРР – д/с № 45 Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Игровые технологии в практике работы педагога в ДОУ
Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра – общение равных.
Дополнительное образование как часть общего должно обеспечивать личностно-ориентированное образование. И добиться этого можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что позволяет не только расширять или корректировать ограничения стандартного школьного образования, но менять контуры сферы образования в целом.
Педагогу дополнительного образования детей присущ приоритет социально-интегрирующих, практико-деятельностных технологий, предполагающих освоение ребенком способа деятельности, мышления, поведения, определенного образа жизни, через дифференцированные и интегрированные образовательные программы.
В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии.
Технология - это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность дошкольников, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.
Игровая технология как социально-психологический феномен в теории имитации является оригинальной ненасильственной технологией, а также техникой освоения культуры человечества.
Чаще всего классификация педагогических игр встречается по применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические и др.; по игровой методике: сюжетные, ролевые, организационно-деятельностные игры (ОДИ), деловые, имитационные, психодраматические и др.
Говоря о важности значения игры для педагогов дополнительного образования, следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.
Классификация игр
Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых:
– игры творческие и их разновидности: игры-драматизации, строительные игры, ролевые, режиссерские;
– подвижные игры;
– дидактические игры;
– естественные и искусственные игры и т.д.
Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:
– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
– по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
– по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;
– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.
Таким образом, рассматривая разные подходы к классификации игр, необходимо уяснить, что игра – это не только детская деятельность или деловая игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей.
Методика проведения игры
Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры – все это требует от педагога высокого профессионализма. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.
Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я», в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей, используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны, каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.
В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой занятия или игровой ситуацией. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации ее участников.
Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать не только тех детей, которые участвуют, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют в зависимости от игры или сам педагог или дети. Например, педагог объясняет задание, а капитан каждой команды показывает всем остальным детям, что нужно делать,
В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог. Если игра носит словесный характер, то педагог должен повторить ответ ребенка независимо от того, правильный он или нет. В таком случае дети внимательно следят за происходящим.
Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.
Педагог должен поощрять участников или группу участников словами «спасибо», «молодцы», «умницы» и т.д. Предложить поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания, раздать призы. При подведении итогов возможны следующие варианты: если проводятся тематические игры, в которые участвуют команды, то для оценки конкурсов необходимо жюри; другой формой оценки игры может быть жетонная система. Не менее значим ритуал награждения победителей. Сначала желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а затем наградить победителей. Награды не должны быть равноценными. Могут быть продуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде вымпела, рисунка, игрушки, значка и т.д. Необходимо отметить ряд требований к педагогу-организатору. В первую очередь – это эстетика внешнего вида, особые требования предъявляются к культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм.
Малоподвижные игры в помещении
Что же такое малоподвижные игры? Это игры, в которых может участвовать различное количество детей, участники играют сидя, стоя либо же игровое пространство ограничено небольшим помещением. Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является:
- снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
- снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений руки ног;
- развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
- укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
- ориентировка в пространстве;
- формирование и закрепление двигательных умений;
- получение удовольствия и создание хорошего настроения;
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна.
Спецификой данного вида игр являются: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры), темп, в котором она ведется (медленный), количество повторений движений (3–6 раз).
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.
Настольные игры
Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Например, две юбочки, одинаковые по фасону и цвету или две куклы, не отличающиеся ничем. Далее задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Составление разрезных кубиков и картинок. Цель этих игр –развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание. В младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, а в средней и старшей группах на 8-10 частей. Основным требованием к таким играм является то, что предметы на картинках должны быть знакомы детям. Поэтому, желательно, детям младших групп давать целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание сложить целую картинку из частей.
Рассказ, описание по картинке с показом действий. В таких играх воспитатель не только развивает у детей речь, но и воображение, творчество. Для того, чтобы дети отгадали что нарисовано на картинке, можно прибегнуть к имитации движения животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребёнок, взявший у водящего картинку, внимательно её рассматривает, затем изображает движение и звук (собаки, кошки, коровы и др.) Такое задание даётся в игре детям младших групп.
Запоминание количества, состава и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какая картинка спрятана?» дети должны запомнить содержание картинок, затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти.
Настольно – печатные игры «Лото», «Ягоды и фрукты», «Кому, что надо для работы?» и другие предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.
Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парных картинок знакомятдетей с отдельными предметами (посуда, мебель, растения, животные, птицы и т. д.). Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. Такие игры хороши в том случаи, когда они требует самостоятельной умственной работы.
Тренинговые игры
Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:
– способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе;
– создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях;
– развивают важные качества личности детей – умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию. Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения педагога.
Приведем несколько примеров.
Игра-знакомство «Снежный ком». Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если дети уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася – веселый, Дима – добрый) или предмет (Вова – велосипед, Наташа – ножницы)
«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.
«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»
Интеллектуально-познавательные игры
Основными задачами интеллектуально-познавательного развития в нашем саду являются:
-сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-формирование элементарных математических представлений;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- развитие речи.
Интеллектуально-познавательного развитие дошкольников в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности, используются разные формы работы. Интеллектуально-познавательное развитие ребенка прежде всего зависит от педагогических условий, в которых ребенок находится. В детском саду развивающая среда в группах должна быть оборудована таким образом, чтобы у детей была возможность заниматься любимым делом, выбрать игры по душе, заняться экспериментированием или исследованием. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный, наиболее адекватный путь включения детей в образовательную работу. В работе педагоги используют развивающие игры Никитина, Монтессори, А.А. Смоленцевой и других авторов.
В группе должны быть созданы интеллектуальные уголки, где дети используют числовые и буквенные фризы, разрезные картинки, шаблоны, трафареты, живые слоги.
Игры должны быть эстетически оформлены, имеют занимательный характер и хорошо воспринимаются дошкольниками. Дети с увлечением решают головоломки, кроссворды, шарады, ребусы. Данная работа позволяет нашим выпускникам успешно обучаться в школах города, где используется система развивающего обучения.
Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно - экспериментальной деятельности ребенка. В группах созданы уголки для детского эксперементирования. С самого раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, во всём их многообразии, их свойствами, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи
процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Использование в работе с детьми метода проектной деятельности дает положительные результаты в развитии познавательных способностей . Совместно с родителями реализуются такие проекты как «Волшебная пуговица», «Времена года», «Дерево», «Обитатели океана» и др.
Сюжетные и ролевые игры
Сюжетные, ролевые игры несут большую социальную нагрузку. Главное правило организации таких игр – «побольше участников, поменьше болельщиков». Эти игры имеют какой-либо сюжет, то есть завязку, кульминацию, развязку. Каждый играющий выступает в какой-либо роли, как бы «примеряет» стиль поведения своего персонажа. Для организации сюжетно – ролевой игры необходима рганизация игрового пространства (организация предметно-игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; атрибуты к сюжетно- ролевой игры; создание безопасных условий игры, наличие игрушек.
Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики).Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказка, жизненная ситуация). Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемые в труде, средство связи и информации. Игрушка - забава. Это - смешные человечки, фигурки зверей. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Маскарадно - елочная игрушка. Она лишь напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки. Спортивно-моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания. Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам. Театральная игрушка. Служит для эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение. Дидактическая игрушка. Предназначена для сенсорного и умственного развития детей (пирамиды, матрешки, парные картинки). Строительный материал. Для развития конструктивных способностей. Игрушка - самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек:
«Предметы оперирования»- это игрушки, имитирующие реальные предметы – орудия, инструменты, средства человеческой деятельности.
Например, чашки, утюг, руль, молоток.
«Игрушки персонажи» – это куклы, фигурки людей и животных; сюда же относятся ролевые атрибуты.
Например, белая шапочка врача, каска пожарника.
«Маркеры (знаки) игрового пространства»–это игрушки (игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит.
Например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, переносная стенка автобуса.
Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным требования: это свобода движения ребенком темы, сюжета игры, игрушек, места и времени игры. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Создавая в ДОУ условия для осуществления права на игру, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно- игровой средой, пригодной для различных видов игр.
Принцип универсальности предметно - игровой среды позволяет трансформировать ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. Именно поэтому, предметно - игровая среда должна быть развивающей, т. е. она должна моделировать развитие игры и ребенка через игру.
Предметно – игровая среда обязательно должна изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.
Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать игровое пространство.
Педагог, принимая участие в организации сюжетно – ролевой игры, должен передавать постепенно опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно – игровой обстановки в группе, которая является стимулом развития сюжетно – ролевой игры.
Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ
Макет - это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистичного или фантастического).
Педагоги должны ориентироваться на организацию сюжетно – ролевых игр, в которых каждый ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы;
-реализовать свои возможности;
-создавать игровой сюжет и реализовать его;
-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия помогают макеты, они являются более высокой степенью сюжетно – ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.
В детских садах нужен «универсальный» макет.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
1. Макеты – модели: представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней сооружениями (дома, светофор, мелкий транспорт, деревья, цветы).
2. Макеты – карты: представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения объектов и несколькими ключевыми объектами - маркерами пространства. Так, на макете – карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.
«Универсальные» макеты
Ландшафтный макет – карта - это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля- коричневый цвет, дополняется несколькими на ней маркерами- деревьями, цветами.
«Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов.
В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.
Ландшафтный макет - карта
Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами:
-художественная литература;
-художественные тексты;
-мультфильмы.
Например, макет – карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей.
Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым пополняя свой словарный запас.
Макетирование тесно связано с математикой: в процессе закрепляются математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет.
Способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами, развивает мелкую моторику рук.
Таким образом, следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он способствует развитию воображения и детского творчества, где педагог, выступает как создатель проблемной ситуации и помощник в реализации игровых замыслов, т. е. направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?».
Драматизация
Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. Игры- драматизации разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основу которого входят содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказки – особо любимый детьми репертуар. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Нам легче представить себя зайкой или собачкой. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций их можно проводить в помещении и на участке. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему.
Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет. Необходимо и наличие диалогов.
Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие, хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.
Дальнейший шаг – каждый участник изображает сценку по-своему. И ещё более сложное задание – ребёнок выбирает тему и сам её разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Они могут разыгрываться в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: это игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; также игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
Игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
Она даёт возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Такая игра даёт возможность по своему желанию в свободное время переиграть произведение так, как хочется детям.
Задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Однотомная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем, по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация по текстам: коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей». «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Однотомная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать с взрослым в импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», это умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений, это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи». «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «В лесу», «Веселые обезьянки», «Котята играют» и т. п.).
Задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.
Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года — и с ширмой, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Задачи и содержание работы задачи с детьми старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.
Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.
Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми.
Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому, в ней будет участвовать несколько человек.
Игры – драматизации в педагогическом плане интересны тем, что к их подготовке и проведению могут привлекаться все дети группы: одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов. Масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгрывалась сказка.
Игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью, включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей. Дети с удовольствием включаются в игру.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, организаторских, оформительских, двигательных).
Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.
В заключении хочется еще раз напомнить об основных требованиях к любой игре: игра должна способствовать сплочению коллектива; игра должна иметь познавательное значение; активизировать мыслительную деятельность участников; создавать условия для детского творчества. Игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
Модернизируйте известные игры, изобретайте новые. Отбирайте, составляйте свою «рецептуру». Помните о том, что это полезно, значимо, интересно детям. Это должно быть жизнью, а не игрою в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»
в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру....
Игровые технологии в практике работы инструктора ЛФК
Соединим, кажется, несовместимое - это игру и ЛФК. Лечебная физкультура для детей - это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражн...
Игровые технологии в практике работы воспитателя: традиции и инновации.
Игровые технологии в практике работы воспитателя: традиции и инновации.Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Из огромного количества техн...
Семинар – практикум «Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ»
Семинар – практикум«Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ» Цель: сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление не...
Буклет «Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ»
laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...
Игровые технологии в практике работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...
Игровые технологии в практике работы педагога-психолога
Игровые технологии в практике работы педагога-психолога...