Воспитательная ценность русских народных сказок
методическая разработка на тему
Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_tsennost_russkih_narodnyh_skazok.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная ценность русских народных сказок
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на духовно - нравственное воспитание. Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.
Воспитательная ценность народных сказок заключается еще и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели.
Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает ее воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают ее герои.
Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют ее как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства - светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ, проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например, сказки - «перевертыши».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа.
Список литературы
1.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. - М., 2012
2.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 2012
3.Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина - М., 2011.
4.Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 2011
5.Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010
6.Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М., 2011
7.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М., 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное значение русских народных сказок.
Консультация для родителей....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Воспитательная ценность русских народных сказок
Воспитательная ценность русских народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение це...
План самообразования по теме «Воспитательные возможности русских народных сказок в нравственном развитии детей»
В работе с детьми ясельной группы, лучшего примера для воспитания, чем сказка, просто не найти....
Консультация для родителей "Воспитательное значение русских народных сказок"
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....