Сборник дидактических игр для развития мышления у дошкольников.
учебно-методическое пособие на тему
Развивать зрительное внимание, зрительно восприятие, умение концентрировать и распределять внимание, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 731.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 сала Успенского
Сборник дидактических игр для развития мышления у дошкольников.
Составила : воспитатель Гречкина Ю.Л.
Мышление
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать). Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление.
Последовательные ступени интеллектуального развития:
1.Наглядно-действенное мышление
2.Наглядно-образное мышление
3.Словесно-логическое мышление.
1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.
При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать — группировать предметы по признакам.
* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать — выделять частное из общего.
* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.
Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации. Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения. Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойства Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями,) задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев.
Дидактическая игра «Догадайся, чего не хватает?»
Цель: Развивать зрительное внимание, зрительно восприятие, умение концентрировать и распределять внимание, мышление.
Ход игры: Игровое поле выполнено в форме прямоугольника, который состоит из 3 на 4 клетоки. В зависимости от уровня сложности, на игровом поле нарисованы изображения-«подсказки». Необходимо заполнить все оставшиеся пустые ячейки недостающими изображениями.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель игры.
Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Задачи.
• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
• Развивать зрительное восприятие.
• Развивать монологическую и диалогическую речь.
• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.
Лото для детей "Веселые повара"
Цель игры: развитие зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, развитие связной речи.
Ход игры: детям случайным образом раздаём карточки с поворятами. Теперь ведущий поднимает одну з перевернутых карточек и называет продукт. У кого есть этот рисунок, тот берёт картинку себе и закрывает аналогичное поле .Выигрывает тот ,кто быстрее всех закроет все поля с продуктами и едой на своих карточках.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "СОБИРАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ"
Цель: Учить соотносить погодные условия и двигательную активность с необходимыми для прогулки набором одежды. Развивать память, внимание, логическое мышление.
Ход игры: Необходимо подобрать к каждому сезону соответствующую одежду и обувь. Обсудите с ребенком какие предметы одежды можно носить в разное время года, когда на улице холодно (например весной и осенью).
Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра
Цель игры: способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.
Ход игры: Раскладываем на столе картинки со шкафчиками и в беспорядке - квадратики с предметами. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по нужным полкам в соответствии с их группой по назначению и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-608588-1426618246.jpg)
Коллекция дидактических игр для развития мышления у дошкольников.
Дидактические игры для развития мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-832971-1476781084.jpg)
Сборник дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников.
Дидактическиеигры и эталоны цвета....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/09/picture-748089-1568040431.jpg)
Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/18/picture-1289234-1631942002.jpg)
Методическая разработка "Сборник дидактических игр для развития родной речи дошкольников"
В данном сборнике представлены дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи ребёнка-дошкольника. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам дошкольных образовательных орг...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/09/picture-1540645-1731165014.jpg)
Дидактические игры для развития мышления у дошкольников с умственной отсталостью
Развитие мышления у дошкольников с умственной отсталостью требует особого подхода и использования адаптированных дидактических игр. Такие игры должны быть простыми, понятными и интересными для детей, ...