Презентация "Методы обучения"
презентация на тему
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_obucheniya.ppt | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы обучения Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Подготовила Никитенкова О.С.
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский). Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
По источнику знаний
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы наглядности: а) наглядно-зрительные приемы: показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориенти ров при преодолении пространства; использование наглядных по собий — кинофильмов, телепередач, картин и т. п.;
б) тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путем включения различных пособий в двигательную деятельность. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их пере шагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании с костно-мышечным ощущением при со вершении ошибки. И если воротца задеваются, то ребенок (взрос лый) сам определяет неправильность своего движения. Тактильно- мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога уточняющего положение отдельных частей тела занимающихся выпрямлением осанки путем прикосновения руки;
в) с помощью наглядно-слуховых приемов осуществляется зву ковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью явля ется инструментальная музыка и песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме дву- четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.
Словесные методы обращены к сознанию занимающихся, они помогают осмысливанию поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений.
Приемы, относящиеся к словесным методам, следующие: а) краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося; б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
в) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражне ний занимающимися; г) беседа, предваряющая введение новых упражнений и под вижных игр, при обучении, когда требуется разъяснение двигатель ных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. д.;
д) вопросы занимающимся до выполнения задания для осознания последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.; е) команды, распоряжения и сигналы, которые требуют от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;
ж) образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у зани мающихся воссоздающее воображение, как бы зрительное восприя тие всей ситуации, стимулирующее к эмоциональному воспроиз ведению;
з) словесная инструкция; ее использование обусловлено тем, что с помощью системы словесных воздействий происходит оживле ние следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбина циях, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями практического метода являются игровой и соревновательный.
Игровой метод Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Он может использоваться на логоритмических занятиях и с детьми школьного возраста. Игровой метод учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу.
Соревновательный метод Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог демонстрирует выполнение упражнений; исполняет отдельные роли в подвижных играх, роль водящего; показывает, кто лучше, кто правильнее выполняет задание; регламентирует весь процесс обучения на логоритмических занятиях в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Занятие проводится фронтально, но в целях совершенствования знакомых движений педагог распределяет занимающихся на небольшие группы, предлагая действовать самостоятельно; стимулирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые.
По характеру познавательной деятельности
Активные и интенсивные методы
Методы науки в качестве учебных методов
Методы контроля Фронтальный опрос Лабораторная работа Экзамен
По источнику знаний
Словесные методы Источник знаний - слово Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция – систематическое изложение материала. Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Дискуссия – обсуждение проблемы.
Наглядные методы Источник знаний – образ, наглядное представление объекта Иллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.
Практические методы Источник знаний – практическая деятельность учащихся Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.
По характеру познавательной деятельности
Уровни деятельности творческая активная исследовательская
методы репродуктивный исследовательский
Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный учитель ученик
Исследовательский Проблемное изложение Исследовательский Частично-поисковый
Средства обучения Слово Образ Действие
Метод дидактических игр . Сущность – моделирование и имитация. Обучение по алгоритму. Активные и интенсивные методы
Методы науки в качестве учебных методов
Мозговая атака Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения
Внеконтекстные операции с понятиями Оперирование с понятиями Узнавание термина Определение понятия Раскрытие объема и содержания понятия Установление связей данного понятия с другим Практическая интерпретация понятия
Методы формирования познавательного интереса Положительные эмоции по отношению к деятельности. Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций Учебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности
Выбор оптимального сочетания методов обучения
Критерии выбора методов обучения Соответствие методов принципам обучения. Соответствие целям и задачам обучения. Соответствие содержанию данной темы. Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. Соответствие возможностям самих преподавателей
Уровни принятия решения о выборе методов обучения Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.
Классификация методов обучения 1. По источнику знаний Словесные Наглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский 3. Активные и интенсивные методы Метод дидактических игр Обучение по алгоритму 4. Методы науки в качестве учебных методов Мозговая атака Внеконтекстные операции с понятиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)
Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Рабочие программы по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте, развитию слухового восприятия и обучению произношению 5 год обучения
Рабочие программы 5 год обучения...
Дистанционное обучение "Крепыш" 1 год обучения и 2 год обучения
конспекты занятий...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...