Консультация "Игры дома и на даче"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация «Игры дома и на даче».
Уважаемые родители!!!
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Методические рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Первые проявления подобного дефекта можно заметить в раннем возрасте (после3-х лет). По мере роста ребенка развитие его речи, нарушение слоговой структуры может стать менее заметным, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок столкнется с новым и достаточно сложным словом. Дети сначала стараются сознательно избегать в спонтанной речи употребления труднопроизносимых для них слов. А если в дошкольном возрасте не было проведено коррекции данного вида речевого нарушения, то в школе, на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов появляется нарушение письма ( т.е. дисграфия).
Виды нарушений могут быть следующими:
1.Нарушение количества слогов.
- сокращение (пропуски) слога – «моток-молоток»
- опускание слогообразующих гласных «пинино-пианино»
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в сочетания согласных «команата-комната»
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов «деворе-дерево»
- перестановка звуков соседних слогов «гебемот-бегемот»
3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение степени согласных «тул-стул»
- вставки согласных в слог «лимонт-лимон»
4 .Употребление слогов (косокосы-абрикосы)
5. Циклическое повторение, настойчивое воспроизведение слов (били, били, билитекарь, библиотекарь).
6. Замена предшествующих звуков последующими, (нананасы- ананасы)
7. Смешение элементов слов « в холодилтнице» (в холодильнике и хлебнице).
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений. Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
Помочь в этом могут следующие игры:
- Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?» «Узнай музыкальный инструмент по звучанию» и другие варианты.
- Слухового внимания: « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
- Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных ударных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задается ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет». Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
- Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики (можно использовать книги: Т.Ю. Бардышева «Разговорчивые пальчики», «Забодаю, забодаю» и др.)
«Делай как я». (Воспроизведение серий движений руками - ногами).
«Движения животных». Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками.)
- Графические упражнения:
«Продолжи строчку», «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».
- Артикуляционная гимнастика:
«Весёлый язычок» (например «Сказка о веселом язычке»)
- Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звука из слова:
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать следующее слово-вагончик, начинающееся на этот звук.)
«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)
- Игры, направленные на формирование чувства рифмы:
«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка - кошка, танки - санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры дома, во дворе и на даче.
Рекомендации родителям по организации детских игр....
Памятка для родителей: «Развиваем речь ребенка: дома, на прогулке, на даче…»
буклет для родителей...
Консультация для родителей Опасные вещества для ребенка дома и на даче
Ученые составили список самых опасных и токсичных веществ, для детей. Их можно найти в каждом доме и на даче. Все очень банально и поэтому еще опаснее, так как зачастую, мы не придаем долж...
Картотека: Игры для дома «Путешествие на дачу»
Игры для дома«Путешествие на дачу»Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - ...
Развиваем графомоторные навыки дома, на даче...
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе - недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашива...
СИДИМ ДОМА. Тема недели: Путешествие на дачу. Деревья кустарники, цветы. 12.05-15.05.2020
Родителям рекомендуется: Пойти с ребёнком на прогулку в парк или дачу, и понаблюдать за изменениями в природе, рассмотреть деревья и кустарники, траву, цветы. Обсудить, как изменились деревья, кустарн...
Консультация для родителей младшей группы: «Игры дома и на даче».
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в теч...