Конспект открытого занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?
опыты и эксперименты

Соколова Ирина Александровна

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом.

 

«Игра на общение»

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Теперь присаживайтесь на стулья, послушайте стихотворение.

 

Воспитатель:

Учат нехотя уроки

 Болтуны и лежебоки

 Любознательные дети

 Всё желают знать на свете!

 Почему на небе тучи?

 Почему ежи колючи?

 Почему снежинка тает,

 До ладошки долетая?

 Почему ползут барханы?

 Почему висят туманы?

 Почему земля и море

 Целый век друг с другом в споре?

 Почему звезда упала?

 Почему я знаю мало?

 Видно надо не лениться,

 А учиться и учиться!

 

 Воспитатель: Очень много вопросов «почему?», «как?», «бывает - не бывает?» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?

 

Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.

Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. А,  о каком, вы узнаете отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

 Он невидимый, но все же

 Без него мы жить не можем.

 

Дети: О воздухе?!

 

Воспитатель: Да, ребята – это воздух! Для чего нужен воздух?

Дети: Дышать, шарик надувать, жить…

Воспитатель: А мы видим воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, если мы не видим воздух, какой он?

Дети: Он невидимый, прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Повторите. Кому нужен воздух?

Дети: Человеку, животным, насекомым, растениям.

Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?

Дети: Воздух есть везде - на улице, в комнате…

Воспитатель:  Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?

Дети: …

Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.

Давайте поиграем в игру «Да – нет».

Воспитатель: Этот предмет мягкий?

Ребенок: Нет.

Воспитатель:  Он твердый?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Этот предмет гладкий?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Предмет тяжелый?

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Значит легкий?

Ребенок: Да.

Давайте мы с вами посмотрим что же там за предмет, в нашем чудесном

Мешочке, только никому не говорите, пусть наши гости  догадаются.

Воспитатель: Он деревянный (металлический, стеклянный)?

Ребенок: Нет

Воспитатель: Предмет пластмассовый?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Он может ездить (летать).

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Он может прыгать (катиться)?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Как вы думаете что это? Это шарик.

Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?

Ребенок: Настольный теннис. (Показ картинки с изображением игры на экране.)

Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?

Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.

Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.

 Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем!

Игра «Настольный футбол».

Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.

Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?

Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, подув на шарик, сдвинуть его с места?

Дети: Потому, что он легкий.

Воспитатель: А почему он такой легкий?

Дети: Потому, что внутри у него воздух.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает».                                                                                  Правила следующие:

 1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

 2. «да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает"

 • Воздух бывает теплый? (Бывает).

 • Воздух бывает чистый? (Бывает).

 • Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

 • Воздух бывает легкий? (Бывает).

 • Воздух бывает грязный? (Бывает).

 • Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

 • Воздух бывает холодный? (Бывает).

 • Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

 • Воздуху бывает жарко?(…).

Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.

Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.

Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.

Дети: Вмятина!

Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».

Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.

Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?

Дети: Нет!!!

Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:

Ой, вы, бедные сиротки мои,

 Утюги и сковородки мои!

 Вы подите-ка, немытые, домой,

 Я водою вас умою ключевой.

 Я почищу вас песочком,

 Окачу вас кипяточком,

 И вы будете опять,

 Словно солнышко, сиять.

 

 Воспитатель: Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.

 Только давайте вспомним правила безопасности:

  • кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи.
  • если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть.
  • проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.

 Воспитатель: Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду.  Готовы! Считайте до пяти.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Осторожно достаю шарик…  Посмотрите…

 Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!

Дети: Вмятины не стало?!

Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток? (Выслушиваются предположения детей.)

Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».

 Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.

 Воспитатель: Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.

 Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.

Дети вывод: Мы сегодня  сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.

 Воспитатель: Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба : запомните, пожалуйста ,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.

Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь и берегите их.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byvaet_li_vozduhu_zharko.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия – экспериментирования для детей среднего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Цель: развивать познавательную активность детей.    

Задачи:                                                                                                                             - познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.

 - активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием этих прилагательных.

 - уточнить знание детьми игры «настольный теннис», расширить представление о способах игры с теннисным шариком, упражнять в умении образовывать однокоренные глаголы с различными приставками.

 - напомнить правила безопасности при работе с горячей водой.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материалы и оборудование: «чудесный»  мешочек, теннисные шарики, картинка «Настольный теннис», ракетки, «воротики», аптечка, шарик с вмятиной, чайник с кипятком, стакан, ложка, лист бумаги и карандаш (на каждого ребенка).

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом.

«Игра на общение»

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Теперь присаживайтесь на стулья, послушайте стихотворение.

Воспитатель:

Учат нехотя уроки

 Болтуны и лежебоки

 Любознательные дети

 Всё желают знать на свете!

 Почему на небе тучи?

 Почему ежи колючи?

 Почему снежинка тает,

 До ладошки долетая?

 Почему ползут барханы?

 Почему висят туманы?

 Почему земля и море

 Целый век друг с другом в споре?

 Почему звезда упала?

 Почему я знаю мало?

 Видно надо не лениться,

 А учиться и учиться!

 Воспитатель: Очень много вопросов «почему?», «как?», «бывает - не бывает?» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?

Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.

Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. А,  о каком, вы узнаете отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

 Он невидимый, но все же

 Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!

Воспитатель: Да, ребята – это воздух! Для чего нужен воздух?

Дети: Дышать, шарик надувать, жить…

Воспитатель: А мы видим воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, если мы не видим воздух, какой он?

Дети: Он невидимый, прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Повторите. Кому нужен воздух?

Дети: Человеку, животным, насекомым, растениям.

Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?

Дети: Воздух есть везде - на улице, в комнате…

Воспитатель:  Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?

Дети: …

Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.

Давайте поиграем в игру «Да – нет». 

Воспитатель: Этот предмет мягкий?

Ребенок: Нет.

Воспитатель:  Он твердый?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Этот предмет гладкий?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Предмет тяжелый?

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Значит легкий?

Ребенок: Да.

Давайте мы с вами посмотрим что же там за предмет, в нашем чудесном

Мешочке, только никому не говорите, пусть наши гости  догадаются.

Воспитатель: Он деревянный (металлический, стеклянный)?

Ребенок: Нет 

Воспитатель: Предмет пластмассовый?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Он может ездить (летать).

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Он может прыгать (катиться)?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Как вы думаете что это? Это шарик.

Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?

Ребенок: Настольный теннис. (Показ картинки с изображением игры на экране.)

Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?

Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.

Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.

 Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем!

Игра «Настольный футбол».

Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.

Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?

Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, подув на шарик, сдвинуть его с места?

Дети: Потому, что он легкий.

Воспитатель: А почему он такой легкий?

Дети: Потому, что внутри у него воздух.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает».                                                                                  Правила следующие:

 1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

 2. «да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает"

 • Воздух бывает теплый? (Бывает).

 • Воздух бывает чистый? (Бывает).

 • Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

 • Воздух бывает легкий? (Бывает).

 • Воздух бывает грязный? (Бывает).

 • Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

 • Воздух бывает холодный? (Бывает).

 • Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

 • Воздуху бывает жарко?(…).

Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.

Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.

Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.

Дети: Вмятина!

Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».

Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.

Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?

Дети: Нет!!!

Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:

Ой, вы, бедные сиротки мои,

 Утюги и сковородки мои!

 Вы подите-ка, немытые, домой,

 Я водою вас умою ключевой.

 Я почищу вас песочком,

 Окачу вас кипяточком,

 И вы будете опять,

 Словно солнышко, сиять.

 Воспитатель: Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.

 Только давайте вспомним правила безопасности:

  • кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи.
  • если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть.
  • проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.

 Воспитатель: Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду.  Готовы! Считайте до пяти.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Осторожно достаю шарик…  Посмотрите…

 Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!

Дети: Вмятины не стало?!

Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток? (Выслушиваются предположения детей.)

Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».

 Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.

 Воспитатель: Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.

 Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.

Дети вывод: Мы сегодня  сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.

 Воспитатель: Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба : запомните, пожалуйста ,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.

Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь и берегите их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»

В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любоз...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста«Бывает ли воздуху жарко»?...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста: «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста....

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?"

Конспект игрового занятия-экпериментирования для детей старшего возраста "Бывает ли воздуху жарко?"...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?»

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?» Цель: развитие познавательной активности детей.Задачи: Познакомить детей с...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.• Активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием э...