Конспект открытого занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?
опыты и эксперименты
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом.
«Игра на общение»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Теперь присаживайтесь на стулья, послушайте стихотворение.
Воспитатель:
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
Воспитатель: Очень много вопросов «почему?», «как?», «бывает - не бывает?» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?
Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. А, о каком, вы узнаете отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Дети: О воздухе?!
Воспитатель: Да, ребята – это воздух! Для чего нужен воздух?
Дети: Дышать, шарик надувать, жить…
Воспитатель: А мы видим воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, если мы не видим воздух, какой он?
Дети: Он невидимый, прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Повторите. Кому нужен воздух?
Дети: Человеку, животным, насекомым, растениям.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?
Дети: Воздух есть везде - на улице, в комнате…
Воспитатель: Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?
Дети: …
Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.
Давайте поиграем в игру «Да – нет».
Воспитатель: Этот предмет мягкий?
Ребенок: Нет.
Воспитатель: Он твердый?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Этот предмет гладкий?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Предмет тяжелый?
Ребенок: Нет.
Воспитатель: Значит легкий?
Ребенок: Да.
Давайте мы с вами посмотрим что же там за предмет, в нашем чудесном
Мешочке, только никому не говорите, пусть наши гости догадаются.
Воспитатель: Он деревянный (металлический, стеклянный)?
Ребенок: Нет
Воспитатель: Предмет пластмассовый?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Он может ездить (летать).
Ребенок: Нет.
Воспитатель: Он может прыгать (катиться)?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Как вы думаете что это? Это шарик.
Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?
Ребенок: Настольный теннис. (Показ картинки с изображением игры на экране.)
Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.
Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?
Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.
Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.
Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем!
Игра «Настольный футбол».
Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.
Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?
Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…
Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, подув на шарик, сдвинуть его с места?
Дети: Потому, что он легкий.
Воспитатель: А почему он такой легкий?
Дети: Потому, что внутри у него воздух.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:
1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;
2. «да», «нет» говорить нельзя.
Проводится игра "Бывает - не бывает"
• Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
• Воздуху бывает жарко?(…).
Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.
Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.
Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.
Дети: Вмятина!
Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».
Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.
Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:
Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
Воспитатель: Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.
Только давайте вспомним правила безопасности:
- кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи.
- если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть.
- проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.
Воспитатель: Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду. Готовы! Считайте до пяти.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Осторожно достаю шарик… Посмотрите…
Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!
Дети: Вмятины не стало?!
Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток? (Выслушиваются предположения детей.)
Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.
Воспитатель: Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.
Зарисовка эксперимента.
Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.
Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.
Дети вывод: Мы сегодня сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.
Воспитатель: Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба : запомните, пожалуйста ,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.
Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь и берегите их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byvaet_li_vozduhu_zharko.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия – экспериментирования для детей среднего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?
Цель: развивать познавательную активность детей.
Задачи: - познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.
- активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием этих прилагательных.
- уточнить знание детьми игры «настольный теннис», расширить представление о способах игры с теннисным шариком, упражнять в умении образовывать однокоренные глаголы с различными приставками.
- напомнить правила безопасности при работе с горячей водой.
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материалы и оборудование: «чудесный» мешочек, теннисные шарики, картинка «Настольный теннис», ракетки, «воротики», аптечка, шарик с вмятиной, чайник с кипятком, стакан, ложка, лист бумаги и карандаш (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом.
«Игра на общение»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Теперь присаживайтесь на стулья, послушайте стихотворение.
Воспитатель:
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
Воспитатель: Очень много вопросов «почему?», «как?», «бывает - не бывает?» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?
Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. А, о каком, вы узнаете отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Дети: О воздухе?!
Воспитатель: Да, ребята – это воздух! Для чего нужен воздух?
Дети: Дышать, шарик надувать, жить…
Воспитатель: А мы видим воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, если мы не видим воздух, какой он?
Дети: Он невидимый, прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Повторите. Кому нужен воздух?
Дети: Человеку, животным, насекомым, растениям.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?
Дети: Воздух есть везде - на улице, в комнате…
Воспитатель: Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?
Дети: …
Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.
Давайте поиграем в игру «Да – нет».
Воспитатель: Этот предмет мягкий?
Ребенок: Нет.
Воспитатель: Он твердый?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Этот предмет гладкий?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Предмет тяжелый?
Ребенок: Нет.
Воспитатель: Значит легкий?
Ребенок: Да.
Давайте мы с вами посмотрим что же там за предмет, в нашем чудесном
Мешочке, только никому не говорите, пусть наши гости догадаются.
Воспитатель: Он деревянный (металлический, стеклянный)?
Ребенок: Нет
Воспитатель: Предмет пластмассовый?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Он может ездить (летать).
Ребенок: Нет.
Воспитатель: Он может прыгать (катиться)?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Как вы думаете что это? Это шарик.
Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?
Ребенок: Настольный теннис. (Показ картинки с изображением игры на экране.)
Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.
Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?
Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.
Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.
Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем!
Игра «Настольный футбол».
Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.
Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?
Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…
Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, подув на шарик, сдвинуть его с места?
Дети: Потому, что он легкий.
Воспитатель: А почему он такой легкий?
Дети: Потому, что внутри у него воздух.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:
1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;
2. «да», «нет» говорить нельзя.
Проводится игра "Бывает - не бывает"
• Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
• Воздуху бывает жарко?(…).
Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.
Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.
Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.
Дети: Вмятина!
Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».
Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.
Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:
Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
Воспитатель: Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.
Только давайте вспомним правила безопасности:
- кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи.
- если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть.
- проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.
Воспитатель: Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду. Готовы! Считайте до пяти.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Осторожно достаю шарик… Посмотрите…
Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!
Дети: Вмятины не стало?!
Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток? (Выслушиваются предположения детей.)
Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.
Воспитатель: Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.
Зарисовка эксперимента.
Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.
Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.
Дети вывод: Мы сегодня сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.
Воспитатель: Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба : запомните, пожалуйста ,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.
Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь и берегите их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»
В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы, мы продолжаем изучать свойства воздуха,развивать любоз...
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?
Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста«Бывает ли воздуху жарко»?...
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста: «Бывает ли воздуху жарко»?
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста....
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?"
Конспект игрового занятия-экпериментирования для детей старшего возраста "Бывает ли воздуху жарко?"...
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?»
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?» Цель: развитие познавательной активности детей.Задачи: Познакомить детей с...
Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?
Познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.• Активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием э...