Окружной семинар "Реализация регионального проекта «Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации» на территории Барабинского района"
статья по теме

Афонина Рамила Мингалиевна

18 апреля  2018 года на базе  МКДОУ №7 «Радуга» Барабинского района   проведен  окружной семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием,   муниципальных дошкольных образовательных учреждений Барабинского, Здвинского, Куйбышевского, Северного и Убинского районов по теме  «Реализация регионального проекта «Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации» на территории Барабинского района».

Семинар был открыт докладом начальника управления образования Барабинского района Бурлуцкой О.Ю., которая сделала акцент на том, что о подведении итогов говорить рано, поэтому опыт работы дошкольных учреждений будет показан через модель сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций Барабинского района.  С.В. Цейнар, заместитель Главы администрации Барабинского района, в своем выступлении обозначил ключевые точки стратегии развития дошкольного образования в районе.

С приветственным словом выступила Юсупова Н.П., начальник управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования Новосибирской области, подчеркнув актуальность предложенной темы.

В ходе семинара заведующие детских садов Барабинского района представили опыт работы учреждений,  победивших в проекте "Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях ДОО", обозначив приоритетные направления деятельности. 

Я представляю опыт работы МКДОУ №1 "Ручеек" Барабинского района Новосибирской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ №1 «Ручеек» является победителем  конкурсного отбора муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих часть образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений, в нескольких образовательных областях. На конкурс была представлена работа по реализации четырёх образовательных  областей, одна из которых - художественно-эстетическое развитие.

Для реализации этой области творческой группой ДОУ была разработана рабочая программа по театрализованной деятельности «Театральная азбука».

Целью этой программы являются: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.  Становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.  

             задачи:  

  • Создать условия для развития творческой активности;
  • Приобщать детей к театральному искусству (знакомство с историей театра, его жанрами, и  видами, устройством и профессиями);
  • Формировать основы театральной культуры;
  • Формировать навыки кукловождения;
  • Совершенствовать артистические навыки детей через средства образной выразительности (мимика, жест, пантомимика).
  • Развивать речь, самостоятельные творческие способности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  • Развивать художественные творческие способности (изготовление костюмов, декораций, кукол).

Занятия по театрализации организуются во вторую половину дня 1 раз в неделю в форме кружковой деятельности.

ожидаемые результаты: 

  • Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Проявляют интерес к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети  уверенно чувствуют себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
  • Установлен тесный контакт с родителями и социальными партнёрами

      Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по формированию творческой активности дошкольников через театрализованную деятельность, которая предусматривает  сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, педагога - психолога, учителя - логопеда, руководителей кружковой работы и др.), Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области развития театрализованной деятельности детей.

    Такая система работы  состоит из взаимосвязанных между собой компонентов

  • создание условий для театрализованной деятельности детей (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • координация работы с другими образовательными учреждениями и организациями.
  • организация взаимодействия с детьми и родителями)

        Одним из важных условий реализации системы  развития творческих способностей  детей, посредством театрализованной деятельности, в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. В группах детского сада  оформлены «Театральные студии». В центрах находится всё необходимое для развития театрализованной деятельности: музыкальные инструменты, аудиозаписи, костюмы, грим, аксессуары, иллюстрации, альбомы, различные виды театров в соответствии с возрастом детей.

    Работа студии ведется  поэтапно, в соответствии  с планом и возрастом  детей.

Занятия в студии доступны и для детей, имеющим особенности в развитии и с ограниченными возможностями здоровья.  

 Первым этапом  является знакомство с театром, с историей театра, театральными  профессиями, жанрами, с различными видами кукольных  театров.

Дети узнают о том, что делают в театре зрители, кто участвует в спектакле, кто распределяет роли между артистами, кто отвечает за театральные костюмы и т.д. Знакомятся с видами   театров, с приемами кукловождения.

Вторым этапом работы кружка является развитие средств  образной выразительности.

 Дети знакомятся с такими средствами образной выразительности, как:

- интонация (предлагаю произнести слова и предложения с разной интонацией)

- позы (предлагаю изобразить кого-нибудь или что-нибудь и объяснить, почему они выбрали именно эту позу)

- жесты (предлагаю показать состояния или ощущения человека «очень горячо», «я замерз» и т.д.)

- мимикой (по выражению лица, глазам, бровям, губам определяют настроение человека, с помощью мимики выражают свое эмоциональное состояние, пластические позы)

- пантомимикой (сочетание жестов и мимики).

 Далее идёт работа над этюдами. Этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях.  Они дают возможность ребенку  осознать  себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля и повышают уверенность в себе.  

Третьим этапом  работы является чтение произведений и обыгрывание фрагментов из сказок. Литературное произведение выбирается,  учитывая знания и интересы детей. После прочтения сказки  проводятся беседы с детьми, где обсуждаются  особенности поведения персонажей, используя монологическую и диалогическую речь. Совместно с детьми подбирается музыка, под которую действует каждый персонаж,  разучиваются тексты, уделяется особое внимание на выразительность речи, её интаннационность, чёткость. Дети  проявляют самостоятельность и свободу в  своих действиях и фантазии.  После чего переходят к разыгрыванию диалогов, сценок, спектаклей.

Заключительным этапом является самостоятельная деятельность детей в театрализованной деятельности. Это театрализованные представления самих детей и с театральными куклами. Здесь дети при создании образов персонажей используют все средства актерской выразительности. В конце года показывают подготовленный «отчетный» спектакль воспитанникам детского сада, родителям, ученикам начальных классов окружных школ.

        Знания, полученные на занятиях кружка, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Дети с удовольствием музицируют, показывают мини-инсценировки, танцуют, занимаются собственным сочинительством, озвучивают сказки, мультфильмы и др. «Озвучивание» одно из самых любимых занятий детей. Детям приходится неоднократно начитывать свои реплики, делая паузы, обращая внимание на интонацию, выражая голосом эмоции: гнев, радость, горе — в соответствии с мимикой мультипликационных героев. Этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с ОВЗ.

Данный метод нацелен на получение следующих результатов:

1.     У детей формируются социально-коммуникативные навыки;

2.     У дошкольников развиваются такие психические процессы,   как память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

3.     Активно развивается монологическая и диалогическая речь.

             Эффективность работы по  эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей доказывает, ставшее  уже традиционным,  взаимодействие  ДОУ с социальными партнёрами

         Коллектив детского сада заключает договора о сотрудничестве  с детской библиотекой № 2, Центром дополнительного образования детей, МКОУ СОШ № 92.  Воспитанники детского сада показывают  спектакли для учащихся начальных классов, бывших выпускников ДОУ.

Совместно с библиотекой организуются занятия с детьми старшей и подготовительной группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, конкурс чтецов.

Совместно с  Центр ДОД проводятся для наших воспитанников театрализованные представления на  День защиты детей, Неделю добра и милосердия  и организовывает театрализованные конкурсы по экологии, ПДД.

Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы с родителями, как проведение театральных недель. Родители принимают активное участие в организации таких недель. В течение  недели в детском саду царит атмосфера настоящего праздника! Дети показывают кукольные театры для малышей. Родители принимают активное  участие в подготовке таких просмотров, принимают участие в театральном капустнике, организовывают выставку кукольных театров, сделанных своими руками. Пополняются декорациями и куклами театральные центры в группах. Заканчиваются недели показом спектаклей для родителей.

5 декабря на базе нашего ДОУ был проведён семинар для руководителей «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». На семинаре был представлен опыт ДОУ в данном направлении. Маленькие актёры показали мюзикл «Летучий корабль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования в условиях дошкольной образовательной организации»

Статья для IX Международной научно - практической конференции - Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения"...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...