РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «Поговорим о красоте»
консультация (старшая группа) на тему
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiya_dlya_rod_pogovorim_o_krasote.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«Поговорим о красоте»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Древние греки полагали, что красота, мера, гармония — это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Еще Ф.М. Достоевский сказал, что «красота спасет мир». А ведь действительно, мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба: экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Причиной всего этого можно назвать прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели — природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония — три кита эстетики присущи ей изначально.
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.
Мы должны приобщать детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.
Особенности эстетического воспитания:
- рассказывая о прекрасном, акцентируйте внимание на чувствах, а не на содержании;
- эстетическое чувство связано с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков;
- ребенок подражателен, поэтому взрослый должен давать только положительные примеры для подражания.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д.
Третье условие — активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире — и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо-интересует ребенка. Можно сказать, что отношение ребенка к миру носит преимущественно эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе.
К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетические объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу — и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.
Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.
Большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются не только, когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.
Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.
Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа.
Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой — ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка — все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить — сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка — запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Развивать наблюдательность у детей — вот задача, которая встает перед воспитателями.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому родители должны направлять эстетическое воспитание своих детей, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми — значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство взрослого. При этом у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности, происходит активизация, облегчение восприятие, способность их эстетическому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развит...
Рекомендации родителям "Поговори со мною, мама".
Рекомендации родителям...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА»
Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»...
Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама"
Помните! Общение со взрослыми - самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка....
Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»
Рекомендации родителям«Поговори со мною, мама»...
Рекомендации родителям: " Поговори со мною мама"
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возрас...
Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.Вре...