Прогулка "Масленичные потехи"
материал на тему

Апонасько Елена Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение  «Детский сад общеразвивающего
вида №1 «Кораблик»  п. Шипицыно

 

Прогулка «Масленичные потехи»
Средняя группа  «Фантазёры»

 

 


Воспитатели:
Жукова Ирина Валентиновна
воспитатель 1 кв. кат.
Апонасько Елена Сергеевна,
СЗД


2018 год

 

Цель:Создать у детей хорошее настроение, чувство радости, через приобщение к русским  традициям.
Задачи:
-Расширять знания  о  народных играх и праздниках, поощрять желание детей узнавать больше о традициях своего народа,тренировать умение отгадывать загадки, расширять знания о народном этикете;
-Развивать ловкость, быстроту, координацию движений, создавать условия для самореализации детей.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
-Воспитывать положительные отношения к коллективной деятельности, к труду, к здоровому образу жизни;
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тип: интегрированный.
Возраст детей: 4-5 лет.
Формы образовательной деятельности: групповая.
Предварительная работа: чтение литературы, загадывание загадок, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций о зиме,разучивание закличек, народных игр. Заранее в  группе  дети разливают  подкрашенную воду в формочки для украшения горки.

Оборудование и материал: лопатки для уборки снега на участке, цветные льдинки, санки, ледянки, снежные постройки, маски, мешочки с песком, домик с солнышком, платок, карусель с лентами, упряжки, конструктор-лего.

1. Художественное слово 1 мин
2.Наблюдение и опыт со снежинками – 5 мин.
3.Сюрпризный момент со Снеговиком (загадки, логоритмическая игра,
п.и. « Сугробы и сосульки» 10 мин.
4.Трудовая деятельность – 5 мин
5.Хороводные и подвижные игры со сказочными героями«Дружок- Блинок»   и
« Ладушка -Оладушка»- 20мин.
6.Малоподвижная игра: «Ты медведя не буди» - 5 мин.
7.Индивидуальная работа – 10 мин.
8.Самостоятельная игровая деятельность детей – 30 мин.
9.Итог – 2 мин.

 


                               Дети выходят на крыльцо детского сада.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кругом, как красиво! Давайте закроем на минутку глаза и представим, что мы оказались в королевстве снежинок. Правит этой страной наш с вами знакомый – Снеговик.

Белая снежинка,
Легкая пушинка,
Ты откуда к нам пришла,
И подружек привела?М.Пиудунен
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что вы видите?( беру на рукавицу снежинку)
Дети: Снежинку.
Воспитатель: Рассмотрите ее внимательно! Подскажите, на  что она похожа?
Дети: звёздочку, на пух.
Воспитатель: А как вы считаете, если взять  снежинку в руки, что с ней произойдет?
Дети: Она растает.
Воспитатель: А почему снежинки на руке тают?
Дети: Руки теплые, а снежинки холодные.
Воспитатель: А давайте проверим, так ли это. Возьмите небольшое количество снега и положите на одну руку (без варежки) и такое же количество снега на другую руку в варежке. Что происходит?
Дети: На голой руке снег тает.
Воспитатель: Почему на голой руке снег начинает таять, а на варежке – нет
Дети: Руки теплые, а рукавички - холодные.
Воспитатель: А когда снег тает, во что превращается?
Дети: В воду
Воспитатель: Значит снег это что- вода,
Воспитатель:Ребята, что можно делать со снегом?
Дети: Из него можно лепить разные фигуры.
Воспитатель:А сегодня можно лепить из снега? Как вы считаете (ответы детей)
Воспитатель: А почему?(ответы детей)
Да, ребята, в теплую погоду, или оттепель, снег липкий и из него можно лепить. В холодную же погоду он сыпучий, поэтому из него лепить нельзя.
Воспитатель: Ребята, а когда  сразу падает очень много снега, как это называется
Дети:снегопад
Воспитатель:Смотрите, кто к нам идет? Это наш друг Снеговик!
Снеговик: Здравствуйте, дети!
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, руки – сучки.
Холодный, большой, вот я какой!
Я услышал, что вы сегодня говорили о снеге, и будете играть в игры. Я тоже хочу с вами поиграть, а то мне одному скучно.Можно?
Дети:Да!
Воспитатель: Послушай, Снеговик,какое мы  знаем о тебе  стих-е
Логоритмическая игра « Снеговик»(1 –рука, 2 –рука)
Снеговик: А у меня есть конверт. Хотите знать -что же внутри.
Дети:Да!
Снеговик:А вы умеете загадки отгадывать? Слушайте внимательно!


1Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (снегом)

2.Все его зимой боятся-
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щеки, нос,
Ведь на улице (мороз).


  3.Зима на крыши серые,
  Бросает семена —
  Растит морковки белые,
  Под крышами она (сосульки)

  4 .Вился, вился белый рой.
     Сел на землю – стал горой(сугроб)


Воспитатель: Молодцы, ребята, всё отгадали.  А теперь давайте поиграем.
Подвижная игра «Сугробы и сосульки»
Снеговик произносит слова:
Мы мороза не боимся,
Мы внимательны во всём.
Скажу "сугробы" - мы садимся,
Скажу "сосульки" - все встаём.
(дети действуют по сигналу, игра проводится несколько минут)
Снеговик: Снежинки!!! (обманывает)   Молодцы!.. Не замёрзли?
Ведущий, Дети:Ну, что ты, Снеговик, наоборот, согрелись.

Снеговик:А если мороз будет сильнее, мёрзнуть начнёте, что будете делать?
Ответы детей.
Ведущий:Мы с ребятами замёрзнуть не боимся. Знаем, что двигаться нужно. А стоять на месте нельзя.
Снеговик: Ну что ж, тогда пойдём на ваш участок (рассматривает,  замечает ледяную горку; крашает с детьми  горку цветными льдинками)
Снеговик: Позвольте спросить, какой скоро народный  праздник?
Дети: Масленица!
Вед: У русского народа много обычаев и праздников. Самый веселый, семейный  праздник в начале весны - Масленица. Масленица зиму кончает, весну начинает.Ребята ,а что делают на Масленице?
Ответы детей.
Снеговик: А у Масленицы герой один —
Круглый, вкусный, а зовут его?..
Дети: Блин! (Снеговик прощается и уходит)
(Н.О. «Дружок блинок»  надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).
Блинок: Позвольте представиться: я – блин,
На весь свет один,
Всех моих братьев съели,
А меня не успели.
( Филимонова Ю.И. Звучит музыка, появляется  «Ладушка Оладушка» одета в русский сарафан, на голове шапочка в форме оладьи).
Блин: Ты кто такая, мне ответь?
Оладушка: Да я сестрица твоя, Оладушка!
Меня, как и тебя испекла бабушка
Блин: А почему ты такая маленькая?
Ол: А на меня муки не хватило
Блин: А почему на тебя муки не хватило?
Ол.: Вся мука на тебя ушла.
.. Я от бабушки ушла,
Я от душки ушла.
По снежочку я пошла…
Ой, ребятишек я нашла!

Блин: А ну собирайся народ!
В гости Масленица ждет
Ол: Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем!
Вед: А какая же Масленица без катания на карусели?
«Карусель»с ленточками
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели(медленно движется)
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом!
Побежали! Побежали!(темп движения ускоряется)
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите(замедляется)
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра.
Блин:  Что- то стал я остывать,
Ребята, надо  дровишек в печку накидать!
Игра у печки  (с мешочками  бросание в цель или метание метелок в печь)
Ол: Посмотри сюда дружок,
        У меня- то есть  платок
Блин: Ребята не зевайте,
В хоровод  скорей вставайте.
Хор.игра « Масленица»
А я — масленица
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду(между детьми)
На плече платок лежит-
Кто быстрее побежит?
1,2.3- беги!

Ол: ( всматривается в Ваньку)
Вот вопрос меня тревожит
На кого наш блин похожий?
Очень знакомое личико!
Блин: Мое личико похоже на блинчик!
Ол: А еще на кого?
Блин: Я на дедушку похожий?
Дети: Нет!
Блин: Я на бабушку похожий?
Дети: Нет!
Блин: Я – красивый и пригожий?
Дети: Да!
Ол: Да, красив ты и пригож
Ты на солнышко похож!
Блин: Я на солнышко похожий,
Пойду в гости к солнцу я
Вас с собой возьму, друзья!
Ол: Надо к солнышку сходить
Надо солнце разбудить
Чтоб скорей пришла весна
Пробудилась ото сна (змейкой между постройками )
( Оладушка показывает детям  на дом, там спит солнышко)
В: Ребята, посмотрите, солнышко спит
Надо нам его разбудить
( Дети читают 1закличку Катя и Ирина вместе)
1. Ну – ка, Солнце, просыпайся!
В чисто небо выбирайся,
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить.
Блин:Солнышко повернись,
Красное разожгись,
Тут и я твой любимчик –
         Симпатичный блинчик.
Вед.Нет, не слышит солнышко.
Оладья: А давайте  со мной  попробуем
Громко скажем-
1, 2, 3 -солнышко взойди
(дети отворачиваются и смотрят на Оладушку, а в это время ведущий меняет картинку на домике)

Вед: Вот и стало светлее,
Вот и стало теплее.
Скоро птицы прилетят,
И комары запищат (детям раздают солнышки)
Вед: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют « прощённым воскресеньем». Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит онем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.

Блин и Оладушка могут уйти или играют по подгруппам

Малоподвижная игра: «Ты медведя не буди!».
Для начала отгадайте загадку:
Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять,
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. Кто же это?
Дети: Медведь.
Правила игры: Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педагогом, который произносит текст. Как на горке снег, снег  и под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.) И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.) А под елкой спит медведь. Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки.)

«Царь горы»
Правила:
Задача проста – как можно быстрее покорить вершину снежного холма и устоять на ней, не подпуская соперников.

Веселые тройки.
Заранее изготовляется упряжь — дуга с колокольчиком, вожжи с бубенчиками. Трое ребят впрягаются в упряжь и везут санки, на которых сидят двое детей. Правит тройкой сидящий впереди. Через некоторое время седоки говорят: «Тпру! Меняемся местами!
Катание на лошадях!

Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики.   Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся руками за концы тесьмы или ленты и говорят:
«Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота!
Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!»
Зима пришла!
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.
По снежному мостику (индив. работа)
Дети друг за другом поднимаются на снежный вал и проходят по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивают с него и возвращаются в колонну, чтобы пройти по валу еще раз.
Игра «Снег и лёд».
Правила игры: Выбирается водящий. Он отворачивается и говорит «снег», в это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Дальше водящий произносит слово «лёд»,в это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, и смотрит игрок, который не шевелиться выбирается водящим.
Блин и Оладушка  прощаются с детьми
Прогулка заканчивается свободными играми детей с выносным спортивным инвентарем (свободная игровая деятельность детей).
Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу.
Беседа с детьми.
Воспитатель: В какие игры мы сегодня играли?
Ответы детей. - Что вам понравилось сегодня на прогулке?
Ответы детей. - Зачем, мы сегодня наблюдали?
Ответы детей (Вместе с детьми сделать вывод о том, что наступила зима. Зимой стало холодно и выпал снег. Снег состоит  воды, много  снежинок)

Воспитатель:
Ребята, теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем игрушки, инструменты и идем в группу.


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультурное занятие в старшей группе "Богатырские потехи"

представлен конспект физкультурного занятия в старшей группе...

Развлечение в младшей группе "Делу время - потехе час"

Развлечение «Семейные посиделки»Цели: формирование эмоциональной сферы у младших дошкольников;            воспитание доброго отношени...

Развлечение.«Делу время – потехе час» (средняя группа). (02.04.12)

1 апреля День смеха!     Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлека...

Фотоотчет праздника: «Отмечаем праздник смеха - вот потеха, так потеха!»

Информационная газета о празднике: «Отмечаем праздник смеха - вот потеха, так потеха!»  для родителей....

Сценарий досуга с детьми и родителями "Отмечаем праздник смеха. Вот потеха, так потеха!".

Веселое шуточное представление, которое создаст радостное настроение всем.......

Отмечаем праздник смеха, вот потеха, так потеха!

1 апреля мы отмечаем самый веселый, радостный праздник - День Смеха. День Смеха в России популярный, любимый праздник, особенно детьми. Ох, как мы ждем этот день, чтобы пошутить, кого-то разыграть, ил...