«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»
статья на тему
(тема городского теоретико-практического семинара для участия в педагогическом образовательном марафоне «Поделимся опытом»)
Тема:
«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»
Цель семинара:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей, через использование инновационных технологий в процессе развития математических способностей дошкольников.
План:
1. Теоретическая часть
Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии, используемые в нашем дошкольном учреждении, при развитии математических способностей дошкольников»
2. Практическая часть
Открытые просмотры фрагментов интегрированных занятий и мастер-классов с применением развивающих технологий.
фрагмент занятия с использованием логических блоков Дьенеша Смаранди М.Д.
фрагмент занятия с использованием палочек Кюизенера Зейналова С.Н.
фрагмент занятия по физической культуре с математическим содержанием Бутова О.В.
фрагмент занятия с использованием интерактивной доски Дерменжи Л.Г..
мастер-класс с использованием планшетов «ЛОГИКО малыш» и песочных столиков) Кочкина М.В.
мастер-класс (интерактивный пол) Смолич А.И.
3.Деловая игра с педагогами Дерменжи Л.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/seminar_innovatsii_v_matematike.docx | 42.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
«Сказка»
«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»
(тема городского теоретико-практического семинара для участия в педагогическом образовательном марафоне «Поделимся опытом»)
г. Покачи 2015 год
Тема:
«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»
Цель семинара:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей, через использование инновационных технологий в процессе развития математических способностей дошкольников.
План:
1. Теоретическая часть
Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии, используемые в нашем дошкольном учреждении, при развитии математических способностей дошкольников»
2. Практическая часть
Открытые просмотры фрагментов интегрированных занятий и мастер-классов с применением развивающих технологий.
- фрагмент занятия с использованием логических блоков Дьенеша Смаранди М.Д.
- фрагмент занятия с использованием палочек Кюизенера Зейналова С.Н.
- фрагмент занятия по физической культуре с математическим содержанием Бутова О.В.
- фрагмент занятия с использованием интерактивной доски Бырдина О.В.
- мастер-класс с использованием планшетов «ЛОГИКО малыш» и песочных столиков) Кочкина М.В.
- мастер-класс (интерактивный пол) Смолич А.И.
3.Деловая игра
4. Выставка развивающих игр сделанных своими руками, родителями и педагогами.
Ребенок воспитывается
разными случайностями,
его окружающими.
Педагогика
должна дать направление
этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее.
Современное образование выдвигает достаточно серьёзные требования к использованию новых инновационных технологий в системе образования, в том числе и естественно-математического направления развития дошкольников.
Следовательно, задача педагогических коллективов ДОУ, в том числе и нашего ДУ, выбрать и использовать те инновационные технологии, которые направлены на:
- реализацию федеральных государственных образовательных стандартов
- развитие всесторонне развитой личности, где позиция ребенка важная сторона, в воспитательно- образовательном процессе. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!»
Сегодня мы поговорим, о инновационных педагогических технологиях при развитии математических способностей дошкольников и их эффективном использовании в нашем дошкольном учреждении. Вначале
давайте вспомним, что же означает сам термин « технология».
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии:
это – цель - средства - правила их использования – результат.
Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания:
- охватывает цели,
- содержание
- формы,
- методы,
- средства,
- результаты и условия их организации.
Структура педагогической технологии:
-концептуальная основа (научная база)- -содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)
- -процессуальная часть ( совокупность форм, методов, средств, условий организации учебно-воспитательного процесса, результаты).
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Наш педагогический коллектив в силу своих возможностей внедряет в работу инновационные технологии, в том числе и при развитии математических способностей воспитанников. Преследуя главную цель.
Цель:
использование инновационных педагогических технологий, оптимально соответствующих развитию личности.
Внедрение инноваций предполагает реализацию следующих задач
Задачи:
- образовательные: повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения дошкольников;
- развивающие: развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
- воспитывающие: воспитание социально–личностных качеств дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
Внедрение инновационных технологий в процессе развития математических способностей воспитанников обусловлена рядом причин:
ранним началом школьного обучения,
обилием информации, получаемой ребенком,
широким использованием компьютеризации,
желанием сделать процесс обучения более интересным,
стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
К основным видам инновационных технологий, реализуемых в нашем ДОУ, при развитии математических способностей дошкольников, можно отнести:
развиваюшие технологии, информационно – коммуникативные, коррекционные, технология проектной деятельности, технология интеграции.
- Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Если говорить о технологиях развивающего обучения, то наши педагоги посвятили свой опыт изучению и обучению детей счету с использованием палочек Кюезенера, логических блоков Дьенеша, стали успешно использовать в своей практике планшеты «Логико малыш»
- Блоки Дьенеша.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
- Палочки Кюизенера.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше- меньше на. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.
- Планшеты Логико малыш
В Логико-Малыш играют дети по всему миру. Пособие придумали немецкие авторы Дорис Фишер и Манфред Крик, и признано в Германии одним из лучших в мире учебно-игровых пособий для дошкольников. Оно переведено на 24 языка и используется в 30 странах, в том числе в России. «Логико-Малыш» представляет очень широкий спектр заданий и занимательных упражнений по самым разным областям знаний для детей, начиная от 3-х лет, при этом даже ребёнок, который не умеет читать, может работать с пособием самостоятельно и проверять, правильно ли он выполнил задания.
Что представляет из себя «Логико-малыш» у нас? Это пластмассовый планшет размером с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями. Чтобы начать работать с пособием, ребёнку необходимо расположить разноцветные фишки внизу планшета, затем вставить одну из карточек в планшет, и, передвигая фишки, отвечать на поставленные вопросы. Ребёнок, решая задание, подбирает пары, между которыми есть какая-то логическая взаимосвязь: выбирает объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс, проекцию, часть от целого или наоборот и т.д. Затем можно перевернуть карточку и проверить, правильно ли сделаны задания: если цвет фишки соответствует цвету на карточке, то всё решено верно. Также на обратной стороне карточки помещены дополнительные вопросы и картинки для бесед с ребёнком. Заниматься с пособием ребёнку не так уж просто, стоит быть очень внимательным и решать сразу несколько задач: увидеть правильный ответ, найти фишку нужного цвета, переместить её в нужное место.
2.Информационно – коммуникативные технологии:
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Использование ИКТ имеет ряд преимуществ
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Постепенно и интерактивную доску и программу (СИРС) систему интенсивного развития способностей ребенка осваивает большая часть педагогического коллектива. СИРС стали использовать не только при изучении букв, но и для развития математических способностей…..
3. Целью коррекционных технологий является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Они постепенно становятся неотъемлимым средством при развитии математических способностей наших воспитаннико. На сегодняшний день это интерактивный пол и песочные столики. Интерактивный пол способствует развитию пространственной ориентировки. У песочных столиков соответственно несколько иная функция дети, с удовольствием на них рисуют. Закрепление математических заданий на столиках, это практически авторская методика наших педагогов. В практической части семинара, у нас будет возможность вам это продемонстрировать.
4.Технология проектной деятельности активно используется в нашем саду педагогами. По доминирующему методу: это исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные. Развитие математических способностей, является главной целью проекта «Веселые цифры»…….
5. Технологию интеграции- как средство формирования математических представлений дошкольников, можно тоже отнести к разряду инновационных .
Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников, Ведь «математика всегда… остается для детей, трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень.
Математика в детском саду является универсальным и мощным методом познания, совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний, развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить анализировать.
По мнению многочисленных исследователей именно математика очень гармонично вписывается в интегрированное обучение.
Интеграция математического развития может осуществляться через следующие образовательные направления
Художественно-эстетическое развитие |
Физическое развитие |
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Социально-коммуникативное развитие |
В начале этого учебного года, анализируя свою работу мы пришли к выводу, что интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам.
Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГОС понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности и по сути технология интеграции становится одной из ведущих инновационных технологий. При подготовке занятий по ФЭМП мы стали интегрировать различные виды деятельности детей в ДОУ.
- Интеграция через художественно-эстетическое развитие отражается в тесной связи математических упражнений с музыкально-ритмическими движениями, составлений задач во время музыкальных распевок, в проведении математических развлечений и викторин, совместно с музыкальными руководителями. Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - разукрашенные цифры человечки из соленого теста.
- Интеграция через физическое развитие : умственная и физическая нагрузка может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, мы предлагая детям различные упражнения, учитываем не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем внимание на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции.
- Развитие математических способностей неразрывно связано с таким образовательным направлением как речевое развитие. Чтение художественной литературы, также содействует формированию у детей основ математической культуры ,способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции. На своих занятиях мы стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
- Социально-коммуникативное развитие через игровую деятельность стоит на первом месте. В процессе игры уточняются и закрепляются знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
В перспективе мы планируем использование экскурсий математической направленности. Цель организации этого вида детской деятельности:
- -ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой, величиной реальных объектов) ;
- - количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией
- -с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года.
ВЫВОД:
Максимальный эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные эксперименты, а построенная система. Педагогический коллектив ДУ «Сказка» находится в процессе разработки системы интегрированных занятий, что требует от педагогов тщательной подготовки и профессионального мастерства.
В завершении моего выступления, уместно высказывание древнегреческого философа Сократа.
Воспитание детей — дело трудное,
и улучшение его условий —
одна из священных обязанностей каждого человека,
ибо нет ничего более важного, как образование
самого себя и своих ближних.
А сейчас, мы с вашего позволения, хотели бы перейти к практической части нашего семинара. Вашему вниманию будут предложены фрагменты интегрированных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие математических способностей дошкольников средствами игр В. В. Воскобовича ».
Из опыта работы по ФЭМП с использованием игр В.В.Воскобовича в средней группе....
« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича » Сказочные лабиринты игры »
Мастер-класс« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича» Сказочные лабиринты игры »( слайд № 1) Технология ...
Мастер-класс « Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
ИГРА, ИНТЕЛЕКТ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ...
Консультация "Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников"
Консультация "Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников"...
Презентация к семинару-практикуму "Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий"
Современное образование выдвигает достаточно серьёзные требования к использованию новых инновационных технологий в системе образования, в том числе и естественно-математического напр...
Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников
С помощью игровых и информационно-коммуникационных технологий дети лучше осваивают сложные абстрактные математические понятия....
Протокол педагогического совета №2 от 15.12.21 "Развитие речи, сенсорных способностей дошкольников средствами инновационных технологий"
Протокол педагогического совета №2 от 15.12.21 "Развитие речи, сенсорных способностей дошкольников средствами инновационных технологий"...