«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»
статья на тему

Дерменжи Лариса Георгиевна


(тема городского теоретико-практического семинара для участия в педагогическом образовательном марафоне «Поделимся опытом»)

Тема:

«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»

 

 

Цель семинара:

- повышение профессиональной компетентности воспитателей,  через использование инновационных технологий в процессе развития математических способностей дошкольников.

План:

1.  Теоретическая часть

Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии,  используемые в нашем дошкольном учреждении,  при развитии математических способностей дошкольников»

 

2.  Практическая часть

Открытые просмотры  фрагментов  интегрированных занятий и мастер-классов с применением развивающих технологий.

фрагмент занятия с использованием логических блоков Дьенеша  Смаранди М.Д.

 

фрагмент занятия с использованием палочек Кюизенера Зейналова С.Н.

фрагмент занятия  по физической культуре с математическим содержанием Бутова О.В.

фрагмент занятия с использованием интерактивной доски Дерменжи Л.Г..

мастер-класс с использованием планшетов «ЛОГИКО малыш» и песочных столиков)   Кочкина М.В.

мастер-класс (интерактивный пол) Смолич А.И.

 

3.Деловая игра  с педагогами Дерменжи Л.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Сказка»

«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»


(тема городского теоретико-практического семинара для участия в педагогическом образовательном марафоне «Поделимся опытом»)

                              г. Покачи 2015 год

Тема:

«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»

 

Цель семинара:

- повышение профессиональной компетентности воспитателей,  через использование инновационных технологий в процессе развития математических способностей дошкольников.

План:

1.  Теоретическая часть

Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии,  используемые в нашем дошкольном учреждении,  при развитии математических способностей дошкольников»

2.  Практическая часть

Открытые просмотры  фрагментов  интегрированных занятий и мастер-классов с применением развивающих технологий.

  • фрагмент занятия с использованием логических блоков Дьенеша  Смаранди М.Д.

  • фрагмент занятия с использованием палочек Кюизенера Зейналова С.Н.
  • фрагмент занятия  по физической культуре с математическим содержанием Бутова О.В.
  • фрагмент занятия с использованием интерактивной доски Бырдина О.В.
  • мастер-класс с использованием планшетов «ЛОГИКО малыш» и песочных столиков)   Кочкина М.В.
  • мастер-класс (интерактивный пол) Смолич А.И.

3.Деловая игра  

4. Выставка развивающих игр сделанных своими руками, родителями и педагогами.

Ребенок воспитывается

разными случайностями,

 его окружающими.

Педагогика

должна дать направление

 этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее.

 Современное образование выдвигает  достаточно серьёзные требования к использованию новых инновационных технологий в системе образования,  в том числе и  естественно-математического направления  развития дошкольников.

Следовательно, задача педагогических коллективов ДОУ,  в том числе и нашего ДУ, выбрать и использовать те инновационные технологии, которые направлены на:

  • реализацию федеральных государственных образовательных стандартов
  • развитие всесторонне развитой личности, где  позиция ребенка важная сторона, в воспитательно- образовательном процессе. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!»

Сегодня мы поговорим,  о инновационных педагогических технологиях при развитии математических  способностей  дошкольников и их эффективном использовании в нашем дошкольном учреждении.  Вначале

давайте вспомним, что же означает сам термин  « технология».


Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии:

это – цель - средства - правила их использования – результат.

 Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания:

  • охватывает цели,
  • содержание
  • формы,
  • методы,
  • средства,
  • результаты и условия их организации.


Структура педагогической технологии:


  • -концептуальная основа  (научная база)
  • -содержательная часть (цели и содержание  обучения и воспитания)
  • -процессуальная часть ( совокупность форм, методов, средств, условий организации учебно-воспитательного процесса,  результаты).

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.


Наш педагогический коллектив в силу своих возможностей внедряет в работу инновационные технологии, в том числе  и при развитии математических способностей  воспитанников. Преследуя главную цель.

 Цель:

 использование  инновационных педагогических  технологий, оптимально соответствующих  развитию  личности.

Внедрение  инноваций  предполагает реализацию следующих задач

Задачи:

  •  образовательные: повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения дошкольников;

  • развивающие: развитие  инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению, стимулирование  коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

  • воспитывающие: воспитание  социально–личностных качеств дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

Внедрение инновационных технологий в процессе развития  математических способностей воспитанников  обусловлена  рядом причин:


  •           ранним началом школьного обучения,

  • обилием информации, получаемой ребенком,

  • широким использованием компьютеризации,

  • желанием сделать процесс обучения более интересным,

  • стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

К основным  видам  инновационных технологий, реализуемых в  нашем ДОУ,   при развитии математических способностей дошкольников,   можно  отнести:

развиваюшие технологии, информационно – коммуникативные, коррекционные, технология проектной деятельности, технология интеграции.

  1. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Если говорить  о технологиях развивающего обучения,  то наши педагоги посвятили свой опыт изучению и обучению детей счету с использованием палочек Кюезенера, логических блоков Дьенеша, стали успешно использовать в своей практике планшеты «Логико малыш»

  • Блоки  Дьенеша.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном  Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.  

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

  • Палочки Кюизенера.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше- меньше на.  С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.

  • Планшеты   Логико малыш

В Логико-Малыш играют дети по всему миру. Пособие  придумали немецкие  авторы  Дорис  Фишер и Манфред Крик,  и признано в Германии одним из лучших в мире учебно-игровых пособий для дошкольников. Оно переведено на 24 языка и используется в 30 странах, в том числе в России. «Логико-Малыш» представляет очень широкий спектр заданий и занимательных упражнений по самым разным областям знаний для детей, начиная от 3-х лет, при этом даже ребёнок, который не умеет читать, может работать с пособием самостоятельно и проверять, правильно ли он выполнил задания.

Что представляет из себя «Логико-малыш» у нас? Это пластмассовый планшет размером  с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями. Чтобы начать работать с пособием, ребёнку необходимо расположить разноцветные фишки внизу планшета, затем вставить одну из карточек в планшет, и, передвигая фишки, отвечать на поставленные вопросы. Ребёнок, решая задание, подбирает пары, между которыми есть какая-то логическая взаимосвязь: выбирает объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс, проекцию, часть от целого или наоборот и т.д. Затем можно перевернуть карточку и проверить, правильно ли сделаны задания: если цвет фишки соответствует цвету на карточке, то всё решено верно. Также на обратной стороне карточки помещены дополнительные вопросы и картинки для бесед с ребёнком. Заниматься с пособием ребёнку не так уж просто, стоит быть очень внимательным и решать сразу несколько задач: увидеть правильный ответ, найти фишку нужного цвета, переместить её в нужное место.

2.Информационно – коммуникативные  технологии:

 Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет  новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

 Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
  • наставником в выборе  компьютерных программ,  
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

                

   Использование ИКТ  имеет ряд преимуществ

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Постепенно и  интерактивную доску и программу (СИРС) систему интенсивного развития способностей ребенка  осваивает большая часть педагогического коллектива. СИРС стали использовать не только при изучении букв, но и для развития математических способностей…..

3.  Целью коррекционных технологий является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников.  Они постепенно становятся неотъемлимым средством при развитии математических способностей наших воспитаннико. На сегодняшний день это интерактивный пол и песочные столики.  Интерактивный пол способствует развитию пространственной ориентировки.  У песочных столиков  соответственно   несколько иная функция дети,  с удовольствием на них  рисуют. Закрепление математических заданий на столиках, это практически авторская методика наших педагогов. В практической части семинара,  у нас  будет возможность  вам это продемонстрировать.

4.Технология проектной деятельности активно используется в нашем саду педагогами. По доминирующему методу:  это исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные. Развитие математических способностей,  является главной целью проекта «Веселые цифры»…….

5. Технологию интеграции-   как средство формирования математических представлений  дошкольников, можно тоже отнести к разряду инновационных .

  Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников,  Ведь «математика всегда… остается для детей,  трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень.

Математика в детском саду является универсальным и мощным методом познания, совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний, развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить анализировать.

По мнению многочисленных исследователей именно математика очень гармонично вписывается в   интегрированное обучение.

Интеграция математического развития может осуществляться через следующие образовательные направления

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

 В начале этого учебного года, анализируя свою работу мы пришли к выводу, что интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам.

Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГОС понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности и по сути  технология интеграции  становится одной из ведущих инновационных  технологий.  При подготовке занятий по ФЭМП мы стали интегрировать различные виды деятельности детей в ДОУ.

  • Интеграция через художественно-эстетическое  развитие  отражается в тесной  связи  математических   упражнений  с музыкально-ритмическими движениями, составлений  задач во время музыкальных распевок,   в проведении математических  развлечений   и викторин,  совместно с музыкальными руководителями. Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия  (пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры,  «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» -  разукрашенные  цифры человечки из соленого теста.  
  • Интеграция через физическое развитие : умственная и физическая нагрузка может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, мы предлагая детям различные упражнения, учитываем не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем внимание  на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции.

  • Развитие математических способностей  неразрывно связано с таким образовательным направлением как речевое развитие.  Чтение художественной литературы,  также содействует формированию у детей основ математической культуры ,способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции.  На своих занятиях мы стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

  • Социально-коммуникативное развитие через  игровую деятельность стоит на первом месте.  В процессе игры уточняются и закрепляются  знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

 В перспективе мы планируем использование экскурсий математической направленности. Цель организации этого вида детской деятельности:

  • -ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой, величиной реальных объектов) ;
  • - количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией
  • -с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года.

ВЫВОД:

 Максимальный  эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные эксперименты, а построенная система. Педагогический коллектив  ДУ «Сказка» находится в процессе разработки системы интегрированных занятий, что  требует от педагогов тщательной подготовки и профессионального мастерства.

В завершении моего выступления,  уместно высказывание  древнегреческого  философа  Сократа.

 Воспитание детей — дело трудное,

 и улучшение его условий —

одна из священных обязанностей каждого человека,

 ибо нет ничего более важного,  как образование

 самого себя и своих ближних.

А сейчас, мы с вашего позволения,  хотели бы перейти к практической части нашего семинара. Вашему вниманию будут предложены фрагменты интегрированных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие математических способностей дошкольников средствами игр В. В. Воскобовича ».

Из опыта работы по ФЭМП с использованием игр В.В.Воскобовича в средней группе....

« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича » Сказочные лабиринты игры »

Мастер-класс« Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игровой технологии В.В.Воскобовича» Сказочные лабиринты игры »( слайд № 1)  Технология ...

Консультация "Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников"

Консультация "Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников"...

Презентация к семинару-практикуму "Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий"

Современное образование выдвигает  достаточно серьёзные требования к использованию новых инновационных технологий в системе образования,  в том числе и  естественно-математического напр...

Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников

С помощью игровых и информационно-коммуникационных технологий дети лучше осваивают сложные абстрактные математические понятия....

Протокол педагогического совета №2 от 15.12.21 "Развитие речи, сенсорных способностей дошкольников средствами инновационных технологий"

Протокол педагогического совета №2 от 15.12.21 "Развитие речи, сенсорных способностей дошкольников средствами инновационных технологий"...