ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие детей — одна из первоочередных задач родителей. Вместе с тем природно-обоснованная, самая подходящая форма познания для дошкольников — игры. Именно с помощью дидактических развлекающих занятий родителям проще всего «достучаться» до ребёнка, найти с ним контакт, позволяющий стимулировать развитие и познание окружающего мира.
Содержание
1 Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий
1.1 Достигаемые цели
1.2 Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры
2 Классификация дидактических развлекающих занятий
2.1 Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп
3 Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп
3.1 Как сделать дидактические игры для детей своими руками
Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий
Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков — созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму.
В ходе таких занятий при помощи педагогических приёмов моделируются изучаемые системы, явления и процессы.
Достигаемые цели
Для детей различных возрастов применяются разные дидактические занятия. В то же время преследуемые ими цели не слишком зависят от возрастной группы. Такое развлекающее обучение нацелено на следующие блоки развития:
- умственного;
- нравственного;
- трудового;
- эстетического;
- физического.
Различия игр, предназначенных для детей разных возрастов, будут заключаться, прежде всего, в сложности. Учитывая, что большинство людей лучше всего воспринимают зрительную информацию, способ знакомства с окружающим миром, основанный на картинках, достаточно эффективен
Так, для умственного развития применяются игры, обучающие детей знаниям о мире, систематизирующие и расширяющие эти знания. В отношении дошкольников младших групп целесообразно применять обучающе-развлекающие занятия, направленные на развития сенсорного воспитания, поскольку тактильный опыт восприятия окружающего мира — обязательный базис, на основе которого дошкольникам постарше может быть предложена более сложная игра, систематизирующая и углубляющая первичные полученные с помощью тактильного опыта знания.
Во время игр, направленных на трудовое воспитания, в первую очередь должно развиваться понимание необходимости трудиться, уважение к чужой работе и понимание принципов причинно-следственных связей между подготовительной и конечной стадиями трудового процесса. Такие изображния вырезаются, перемешиваются, и детишки сами раскладывают их в правильном порядке
Что касается направленных на нравственное воспитание игр, то цели для детей разного возраста будут существенно отличаться: дошкольникам младших групп важно привить культурно-гигиенические навыки; детсадовцам постарше необходимо познакомить с нравственными чувствами и отношениями.
Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры
Различные дошкольные образовательные учреждения по-разному относятся к проведению обучающе-развлекающих занятий. В том или ином виде такое развлекающее обучение представлено практически в каждом таком учреждении, однако качество его подготовки и проведения может существенно отличаться. Насыщенные цвета с преобладанием позитивного жёлтого делают обучающую игру еще интереснее Наиболее передовые учреждения, занимающиеся дошкольным образованием, сегодня максимально плотно интегрируют такие занятия в обучающий процесс, подкрепляя ими базовые теоретические навыки дошкольников.
Оптимальным временем для игры специалисты считают утро и часы, следующие за послеобеденным сном, поскольку за счёт детской заинтересованности эти занятия значительно повышают умственную и физическую активность детей после пробуждения.
Классификация дидактических развлекающих занятий
Анализировать обучающе-развлекающие занятия можно по различным признакам. Например, если взять в качестве критерия цель такого занятия, то классификация будет представлена в следующем виде:
- игры для умственного воспитания – «назови одним словом», «назови три предмета» (направлены на умение строить взаимосвязи, искать синонимы и антонимы);
- развлекающие занятия для нравственного воспитания; игры для трудового развития – «кто построил этот дом» (дети знакомятся с необходимостью составлять чертежи для постройки здания);
- развлекающие занятия для эстетического воспитания;
- игры для физического развития.
- Физическая игра с элементами обучения, в рамках которой детишкам необходимо удерживаться на участке определенного цвета, развивает не только разум, но и тело дошкольника
Другая классификация будет базироваться непосредственно на процессе игры, а не на её цели:
игра с предметами — преимущество такого типа неформальных занятий заключается в том, что в качестве атрибутов используется природный материал, например, листья, камни, шишки, цветы. На основе использования этих атрибутов ребёнком строится сам процесс («опиши предмет», «что это?», «что вначале?»);
игра настольно-печатная — очень разнообразный вид обучающих занятий, включающий направленные на развитие речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать и принимать решения («лото», «домино», «парные картинки»);
словесное развлекающее занятие — направлено на развитие самостоятельности, мышления и речи детей, учит описывать предметы, выделять доминирующие признаки, отгадывать слова по их вербальному описанию.
Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп
Для самых маленьких лучше всего подойдут игры, связанные с тактильным восприятием окружающего мира. Например, «собери корзинку». За счёт такого развлекающего процесса происходит умение познавать жизнь вокруг и разделять присутствующие в нём предметы и явления. Это база для дальнейшего познания.
Для детей постарше подойдут более сложные игры. Например, «Кто что ест»: в её процессе дошкольники подбирают картинки животных к продуктам, которые те могут есть, и соединяют их прищепками.
Для самой старшей группы целесообразно использовать словесное неформальное обучение, использующие не конкретные предметы или животных, а более абстрактные понятия, например, квадрат или круг. Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп
Для разных возрастных групп походят разные дидактические игры, направленные на развитие различных способностей детей. Среди представленных в нижеприведенной таблице игры «Похож — не похож», «что лишнее» и «продуктовый магазин» рекомендуются для детей постарше, но так или иначе, всё подобное неформальное обучение может быть адаптировано под дошкольников разных возрастов. привычных, знакомых детям помещений: комнат в детском саду. «Похож — не похож»
«Где был Петя» | Развлекательно-обучающий процесс строится на описании привычных, знакомых детям помещений: комнат в детском саду. |
Похож — не похож» | Загадываются 2 предмета, 2 вида животных, малыши описывают их сходства и различия, что учит их сравнивать. |
«Чудесный мешочек» | Строится на сопоставлении формы и материалов различных предметов, что помогает определять эти признаки. |
Кто что слышит?» | Развивает слуховое восприятие, учит сопоставлять звуки с их описанием. |
«Продуктовый магазин» | Симуляция похода за покупками. «Парные картинки» Обучение умению группировать предметы по нескольким признакам. |
«Что лишнее» | Развивает способности к классификации и систематизации. |
Как сделать дидактические игры для детей своими руками
При подготовке для дошкольников обучающе-развлекающего занятия самостоятельно важно соблюсти ряд принципов. Так, в соответствии с ними такие занятия должны быть:
системными — для обучения детей строить причинно-следственные связи;
- усложняющимися — для поступательного интеллектуального развития ребёнка;
- обладать свойством повторности — поскольку не каждый дошкольник запомнит и усвоит правила игры с первого раза;
- добровольными — подбирать такое развлечение следует с учётом интереса и желаний детей;
- обладать элементом таинства — сама достигаемая дидактическая задача должна быть замаскирована игровым процессом;
- обновляемыми — каждой следующей игре следует дополняться новыми элементами, чтобы ребёнку не было скучно.
При этом учитывая обилие детских журналов и книг с яркими картинками, а также дополнительных ресурсов типа цветного картона или игрушек, изготовить материалы для таких занятий самостоятельно не представляет особого труда.
Наиболее популярными и подходящими для самостоятельной подготовки для детей следует назвать игры типа «Лото» и «Шнуровка». «Лото» легко адаптировать под конкретные нужды. Например, дошкольникам 3–5 лет очень важно привить культурно-гигиенические навыки. Согласно её правилам, детям раздают расчерченные игровые поля с изображением в центре и набор картинок, часть из которых имеют отношение к помещённой в центре поля, другая часть — нет. Дети должны заполнить поля вокруг этой главной картинки подходящими к ней по смыслу. Так, если ею сделать, например, рисунок «Мойдодыра», то ребёнку потребуется «окружить» его изображениями мыла, зубных щёток и т. д. При добавлении картинок на поля детям нужно объяснить, почему они решили, что именно это изображение подходит по смыслу центральному рисунку.
Другая игра, «Шнуровка», направлена на развитие мелкой моторики. Подходящими атрибутами могут быть любые детали подходящего размера, не слишком крупные, но и не чересчур мелкие, которые требуется пришивать к одежде: пуговицы, накладки и т. д. Такое развлекающее обучение можно дополнять и видоизменять: например, взять шнуровки разных цветов и установить в качестве правила, что разные детали должны пришиваться нитками подходящих цветов. Так у ребёнка разовьются знания о цветовой гамме.
Таким образом, в форме дидактической игры скрыт огромный потенциал для развития детей разных возрастов. Важно соблюсти системный подход к выбору этих развлекающе-обучающих занятий, уделяя внимания всем аспектам детского развития. В то же время важно соблюдать возрастной ценз, чтобы повысить эффективность этого полезного развлечения.
«Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — это то, чего он делать не обязан», — как говорил Марк Твен, и важно умело выдать одно за другое. Следует помнить, что детская вовлечённость и заинтересованность — ключевые факторы, обуславливающую пользу от игры и активное восприятие дошкольниками новых знаний и умений посредством этого неформального процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников"
В статье представлен опыт реализации проекта для педагогов ДОУ "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников". Проект был успешно реализован МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечен...
дидактические игры для дошкольников
Дидактические игры по экологическому воспитанию ...
Электронно-дидактическая игра для дошкольников "Отгадай профессию"
Электронно-дидактическое пособие для дошкольников...
Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.
Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....
Дидактические игры для дошкольников. Пальчиковые игры
МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 Дидактические игры для дошкольников...
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....
Дидактически игры для дошкольников при обучении игры в шахматы
Дидактические игры и задания...