Презентация опыта работы на городской опорной площадке "Что такое огонь?"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Черных Людмила Юрьевна

Знакомство детей с огнём как явлением неживой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_ogon.docx459.93 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с огнём.

       воспитатель: Черных Л.Ю

МБДОУ № 52 «Веселый дельфин»

Я работаю с детьми в подготовительной группе. Через некоторое время мои воспитанники пойдут в первый класс и встретятся с совершенно новыми жизненными ситуациями, возможно опасными, а конкретно с огнём, как явление неживой природы.

 Поэтому я посчитала своим долгом организовать образовательный процесс по ознакомлению детей с огнём. Вместе с детьми разработали проект «Что такое огонь?», который помог ответить нам на многие вопросы и решить следующие задачи:

- познакомить с огнём как явлением неживой природы;

- показать необходимость огня, как условия жизни на Земле;

- познакомить с историей использования огня человеком;

- показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть);

- воспитывать умение соблюдать правила пожарной безопасности.

Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то все последующие действия были связаны с клоуном Клёпой. Клёпа сказал ребятам: «Кто только этот огонь выдумал, зачем он нужен?» И тогда Стёпа рассказал такую легенду.

Расскажи и взрослым эту интересную легенду.

«Прометей»

В давние времена люди бродили по земле как звери, гонялись за добычей, ели сырое мясо, укрывались от холода звериными шкурами, прятались от непогоды в пещерах, потому что они не знали, что такое огонь.C:\Users\042\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Прометей.jpg

Один из богов - Прометей захотел помочь людям. Он похитил у богов искорку огня, спрятал её в пустой тростинке и принёс людям. От этой искры люди зажгли повсюду на земле костры. Они научились бороться с природой, добывать металлы, делать из них разные вещи, оружие и украшения. Они стали строить себе дома, приручили диких животных, научились делать лекарства, а также писать и считать. Всему этому научил их Прометей.

За это главный бог Зевс разозлился на него и решил сурово наказать. Его приковали к скале, обрекая на вечные муки. Каждый день прилетал огромный орёл и клевал печень Прометея. А ночью раны заживали вновь.

Но однажды Прометея освободил Геракл. Он убил стрелой из лука орла и разбил цепи, которые сковывали его.

Наиболее интересной формой работы явились этюды. Например этюд «Пламя костра» (показывают дети). Этюд «Пламя костра»

Огонь только родился, он ещё слабый и неуверенный (дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища).

А теперь огонь набирает силу, растёт (дети медленно поднимают руки, двигаются из стороны в сторону).

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец (с поднятыми над головой руками наклоняют корпус вправо-влево).

Языки пламени то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Этот этюд помогает детям войти в роль пламени и выразительно показать его огненный танец.

Людям очень тяжело приходилось сохранять огонь. Затем кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и, наконец, вспыхивает пламя.

Взяли и мы с ребятами деревянную палочку и попробовали покрутить – очень тяжёлый и долгий труд.

Потом взяли два камня и стали из камней извлекать огонь (стучали камнем о камень). Дима вспомнил, как с помощью увеличительного стекла тоже можно добыть огонь. И пошли у нас эксперименты. О том как возник огонь рассказал Саша.

Как возник огонь?

Добывать огонь люди научились случайно. Например, молния поджигала сухое дерево, и древесина начинала тлеть. От неё человек разжигал костёр и поддерживал его несколько лет.

Или однажды человек заметил искры, которые появляются, если ударить один камень о другой. И от этой искры получил огонь.

Есть ещё один способ. На Аляске индейцы некоторых племён натирают серой два камня и ударяют один о другой. Когда сера загорится, они бросают горящий камень в сухую траву и другой сухой материал.

А еще можно тереть две палочки вместе, чтобы получить огонь.

А вот в Древней Греции использовали специальные линзы, которые называли «сжигающее стекло». Ими собирали в одну точку лучи солнца, и их жар зажигал сухую древесину.

Основными формами организации ознакомления детей с огнём стали:

– чтение рассказов «Прометей», «Какой бывает огонь», «Как человек огонь приручил», из книжки «Огонь» С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстого, «Два раза не умирать»» и др;

– проводили беседы на тему «Огонь – это плохо или хорошо?», «От чего возникает пожар в лесу!, «Детям об огне»;

C:\Users\042\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Детям об огне.jfif

– загадывали загадки о пожароопасных предметах;

– рисовали рисунки на тему «Пожар».

Очень много дети узнали о пользе огня в жизни человека: «Как человек приручил огонь?», рассказала Анфиса.

Как приручили огонь?

Когда люди узнали про огонь, то сначала не умели им пользоваться. Они боялись его, потому что могли обжечься. Однажды человек подошёл к краснеющим углям. Они не давались в руки, но на них тлел маленький язычок пламени. Человек отнёс его в пещеру. Так человек и огонь подружились.

А потом люди изобрели спички! Первые спички были очень опасными. Но один немецкий химик придумал безопасные спички. Они воспламенялись от трения о специальную намазку.

Полученные знания об огне дети закрепляли в с/р играх «Мы пожарные», а так же и эстафетах: «Кто быстрее потушит костёр», «Пожарные не ученье».

Предвидя, что мои воспитанники, придя из школы, будут подогревать себе пищу и будут пользоваться спичками, я проводила различные беседы, показывая противоречивость огня, что он несёт не только пользу, но и опасность – пожар.

Вовлекала детей в проблемные игровые ситуации со спичками, что с ними надо обращаться осторожно, а лучше в присутствии взрослых.

Выучили правила пожарной безопасности.

По окончании проекта мы провели литературную викторину «Огонь – друг и враг». Детские ответы стали подтверждением их знаний. Дети говорили какую опасность представляет огонь для человека и как избежать опасные ситуации, которые могут возникнуть. Семья откликнулась на наш призыв и помогли нам с литературой, иллюстрациями, беседой дома.

Считаю, что проект помог сформировать у моих воспитанников систему взглядов на огонь как часть или предмет неживой природы и как с ним правильно обращаться.

В заключении Даша рассказала как себя вести, если в доме пожар.

Если в доме пожар.

Пожар - это страшное несчастье. В нем можно даже погибнуть.

Помните! Чтобы не возник пожар, нужно соблюдать правила пожарной безопасности:

1. Не баловаться со спичками самим, и не давать их своим друзьям.

2.        Без присутствия взрослых не зажигать спички и свечи.

3.        Нельзя оставлять без присмотра электроприборы, включенные в сеть (утюги, чайники, телевизоры). Часто они становятся причиной пожара.

Но если пожар все-таки начался, а взрослых нет, нужно убегать подальше от огня. Если квартира не закрыта, быстро уходить из квартиры на улицу.

Если дверь квартиры закрыта, надо кричать в окно, звать на помощь.

Даже если очень страшно находиться в горящей квартире, не надо прятаться под кровать, в шкаф, ведь пожарным будет очень трудно вас тогда найти и спасти.

Если загорелась ваша одежда, падайте на землю или пол, и катайтесь по нему, пока огонь полностью не погаснет.

Если пожар в вашем подъезде, не выходите из квартиры. Откройте балкон или окно и зовите на помощь.

Даже ребёнок может вызвать пожарных. Наберите по сотовому телефону «112», спокойно скажите свое имя и адрес, расскажите, что у вас пожар, и к вам на помощь придут обязательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы в рамках опорной площадки по теме: «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы в рамках опорной площадки по теме: «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...