Картотека фольклорных игр для детей
картотека (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Петренко Ирина Владимировна

Фольклорные игры для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_folklornyh_igr.docx55.18 КБ

Предварительный просмотр:

                      1.Заинька, выходи.

Млад.гр.

1. Заинька, выходи,

    Серенький, выходи.

   Вот так, этак выходи!

   Вот так, этак, выходи!

2.Заинька, бей в ладоши,

   Серенький, бей в ладоши.

   Вот так, этак, бей в ладоши!

   Вот так, этак, бей в ладоши!

3.Заинька, топни ножкой,

   Серенький, топни ножкой.

   Вот так, этак, топни ножкой!

   Вот так, этак, топни ножкой!

4.Заинька, поклонись,

   Серенький поклонись.

   Вот так, этак, поклонись!

   Вот так, этак, поклонись!

Дети стоят в кругу. Выбирается «Заинька», который становится в середину круга. Дети поют песню и делают движения согласно тексту песни, а «Заинька» на припев повторяет движения.

                    2.Ходит Ваня.

Млад.гр.

1.Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка,

Посреди кружочка.

2. Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка.

Для себя дружочка.

3. Нашёл Ваня, нашёл Ваня

Для себя дружочка.

Для себя дружочка.

Дети берутся за руки и образуют круг. Выбирается «Ваня», который становится в центр круга. Под пение 1 куплета дети двигаются вправо, а «Ваня» - влево.

На 2 куплет дети, стоящие в кругу, меняют направление, т.е. двигаются влево, а «Ваня» - вправо.

3 куплет поют стоя, «Ваня» выбирает себе дружочка из детей, стоящих в кругу, и до окончания пения они ходят в середине круга, взявшись за руки.

По окончании песни  «Ваня» с дружком пляшут под плясовую мелодию. Стоящие в кругу дети хлопают в ладоши. Затем выбирается новый ребёнок, и игра повторяется.

                        3. Воробей.

Млад.гр.

Играющие называются кустарниками или деревьями например, яблоня, вишня, берёза).

Водящий говорит:

-Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню.

«Яблоня» продолжает говорить. И так далее.

За медлительность и рассеянность с прозевавшего берётся фант.

Фанты разыгрываются обычным порядком.

                           4. Жмурки.

Млад., сред. гр.

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться насколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог:

-Кот, кот, на чём стоишь?

-На квашне.

-Что в квашне?

-Квас.
-Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники разбегаются, а «жмурка» их ловит.

Кого он поймал, тот и становится «жмуркой».

                         5.Заинька.

Млад.гр.

Выбирают водящего – «заиньку».

Играющие становятся в круг, и берутся за руки.  В стороне ходит «заинька». Один из играющих спрашивает его:

-Заинька, заинька. Где твой дом?

«Заинька» отвечает:

Мой дом под кустом,

Под берёзовым листом.

Затем все хором говорят:

Заинька, заинька,

приходи к нам на лужок

На головку вить венок.

«Заинька» входит в круг и изображает действия, о которых поётся в песне:

Заинька, сорви цветок.

Заинька, свей венок.

Положи венок на голову.

Топни ножкой.

Заинька, попляши (и так далее).

Играющие идут по кругу, поют:

Заинька, заинька –

Коротенькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

«Заинька» подходит к одному из играющих и меняется с ним местами.

Так выбирается новый «заинька», игра повторяется.

6.Птички.

Младш.гр.

Все поют:

Летели две птички

Ростом невелички.

Как они летели,

Люди все глядели.

Как они садились,

Люди все дивились.

Как они вставали,

Крепко целовали.

В такт пению играющие машут «крыльями» (руками). На слово «садились» все приседают.

На слово «вставали» - поднимаются, машут «крыльями».

                       7.Лошадки.

Младш.гр.

Играющие берутся за руки по двое или по трое. Изображая лошадей, берут в зубы верёвочки, концы которых держит «кучер», и бегут. Иногда «Тройка» впрягается в тележку, в которой помещается «кучер».

Играют и ещё проще: садятся верхом на палочку, привязывают к ней верёвку – «вожжи», хлещут палку плетью, скачут галопом, крича: «Пошёл, поди!»

                 8.Пчёлы и ласточки.

Млад.гр.

Играющие - «цветочки», они сидят на корточках.   Из числа играющих выбирается пять «пчёл» и «ласточка». «Пчёлки летают и напевают:

Пчёлки летают,

 Медок собирают!

Зум, зум, зум

Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в своём гнезде и слушает их песенку.

По окончании песни «ласточка» говорит:

Ласточка встанет,

Пчёлок поймает.

С последними словами она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный становится «ласточкой», игра повторяется.

                9.Салки – догонялки.

Младш.гр.

Играющие встают в круг, бегут, стараясь осалить бегущего впереди. Если это удаётся, осаленный выбывает из игры.

По новому сигналу играющие резко поворачиваются и бегут в другую сторону.

 И так далее.

           10.Солнышко – вёдрышко.

Млад.гр.

Выбирают водящего. Остальные дети – «спящие».

Они поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

Играющие идут хороводом.

А зима теплее.

А весна – милее.

Поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон.

Затем подходят ближе к «Солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце» догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).

                      11. Мосток.

Младш.гр.

Дети образуют круг, в середине стоит ребёнок с верёвкой в руке. Это – «паучок». Все поют:

Паучок паутинку

Зацепил за травинку,

«Паучок» один конец верёвки отдаёт кому-либо из стоящих в кругу, а другой конец  - стоящему напротив.

А потом за листок:

Получился мосток.

По окончании пения дети, у которых в руках верёвка, присаживаются на корточки, натягивают верёвку.

Остальные дети со словами «По мосточку пойдём, в гости к солнышку придём» переходят по «мостику». Отмечаются те ребята. Кто ни разу не оступился и не упал в «речку».

12. Утица.

Младш.гр.

Водящий стоит в стороне с палкой в руке, остальные – «утки» - становятся в ряд.

Водящий подходит к ряду и начинает по порядку перегонять каждую из стоящих в ряду «уток» с одного края на другой, приговаривая :

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей.

Восьмой – селезень,

Девятая утка,

Десятая – гуська.

Убегающая «утка» должна пробегать под руками стоящих в ряду, «заплетая плетень», то есть обегая последовательно каждого стоящего в ряду, одного спереди, а следующего сзади.

             1.Кто у нас хороший?

 Сред.гр.

Дети стоят в кругу. В центре круга лежит игрушечная лошадка. Дети с пением подходят к лошадке, сужая круг.

1. Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(Ванечка) хороший,

(Ванечка) пригожий.

Названный ребёнок остаётся в кругу около лошадки, дети отходят назад, расширяя круг.

2. На коня садится,

Конь завеселися.

Плёточкой помашет,

Конь под ним запляшет.

Выбранный ребёнок садится верхом на лошадку. Одновременно дети, стоя в кругу и согнув руки перед собой, как бы держа вожжи, слегка пружиня, сгибают и разгибают колени, имитируя езду на лошади.

3. Мимо сада едет,

Садик зеленеет,

Цветы расцветают

Птички распевают.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу (изображая «сад»), а ребёнок, сидящий на лошадке, продолжает «ехать».

4. К дому подъезжает,

Со коня слезает,

Со коня слезает,

(Олечка) встречает.

Дети останавливаются. Ребёнок «слезает» с лошади, подходит к кому-нибудь из детей и кланяется ему.

5. Повторяется мелодия  без слов на слог «ля».

Оба пляшут, остальные хлопают.

                  2. Про Семёна.

Сред гр.

Для игры выбирается «Семён». Дети стоят в кругу, держась за руки. «Семён» стоит в центре круга.

Дети идут по кругу, поют песню:

Как у нашего Семёна

Было семеро детей.

Они пили, они ели,

Друг на друга всё глядели,

Разом делали вот так.

«Семён» показывает какое-либо танцевальное движение. Все дети повторяют за ним.

При повторении игры выбирается новый ребёнок на роль «Семёна».

                        3.Баба Яга.

Сред.гр.

Водящий - Баба Яга - находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него.

Один из играющих произносит:

В тёмном лесу избушка

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух и страшная какая

Наша Бабушка Яга!

На последние слова играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать.

Пойманный становится Бабой Ягой.

                      4.Кто с нами?

Сред.гр.

Играющие встают в круг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:

-Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?

-Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.

-Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

-Мы с вами, мы с вами жито рассевати.

Кто с нами, кто с нами жито косити?

-Мы с вами, мы с вами жито косити.

-Кто с нами, кто с нами жито молотити?

-Мы с вами, мы с вами жито молотити.

-Кто с нами, кто с нами муку молоти?

Мы с вами, мы с вами муку молоти.

И так далее.

                          5. Пчёлы.

Сред.гр.

Играющие по считалке  делятся на две равные команды. Одна команда – «Пчёлы». Другая – «цветы».

«Пчёлы» их ловят. «Цветы» при этом говорят:

Пчёлки, пчёлки,

Жальца жалки,

Серые, малые,

Крылышки алые.

Поверху летают,

К цветам припадают.

Медок собирают.

В колоду таскают.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

«Пчела» поймавшая «цветок», говорит: «Замри!» - и «цветок» стоит на месте, не двигаясь.

Когда «пчёлы» переловят все «Цветы», то меняются ролями, и игра продолжается.

                              6.Пирог.

Сред.гр.

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга.

Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мякошенький,

Вот он какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой.

 На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды.

Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

                 7. Салка с мячом.

Сред.гр.

Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.

                       8.Пятнашки.

Сред.гр.

Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих: один – «пятнашка», другой – убегающий. Они встают за кругом с разных сторон.

По знаку «пятнашка» обегает круг и старается догнать убегающего. Последний, когда его начинают догонять, становится между какими-нибудь играющими. В этот момент сосед, оказавшийся  с правой стороны, становится новым убегающим, и «пятнашка» продолжает его преследовать.

Если «пятнашке» удалось догнать и запятнать убегающего, то они меняются ролями.

Можно усложнить игру: если убегающий встал в круг, то сосед, находящийся справа, делается «пятнашкой», а прежний «пятнашка» в тот же момент становится убегающим. Участникам игры не разрешается бегать через круг.

                 9. У медведя во бору.

Сред.гр.

Рисуют два круга: один – «деревня» другой «лес».

В этот круг кладут «ягоды». Один из участников изображает медведя и садится в «лес». Остальные идут из «деревни»  в «лес» по ягоды, у одного из играющих в руках корзинка. Все поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь постыл,

На печи застыл.

Затем окружают «лес». Перебрасывая и передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в «лес» и бросить в неё «ягоды». Кого «медведь» в «лесу» поймает, тот становится новым «медведем». Игра повторяется.

Млад.гр.1. Заинька, выходи.

                 2. Ходит Ваня.

                 3. Воробей.

                 4. Жмурки.

                 5. Заинька.

                 6. Птички.

                 7. Лошадки.

                 8. Пчёлы и ласточки.

                 9. Салки – догонялки.

                 10. Солнышко – вёдрышко.

                 11. Мосток.

                 12. Утица.

Сред.гр.                 1. Кто у нас хороший?

                                 2. Про Семёна.

                                 3. Баба Яга.

                                 4. Кто с нами?

                                  5. Пчёлы.

                                  6. Пирог.

                                  7. Салка с мячом.

                                  8. Пятнашки.

                                  9. У медведя во бору.

Старш.гр.1. Каравай.

                  2. Ворон.

                  3. Две тетери.

                  4. Как у солнышка, у мамы.

                  5. Репка.

                  6. Никонориха гусей пасла.

                  7. Ремешок.

                  8. Шатёр.

                  9. Скакалка.

                  10. Масло.

Подгот.гр.              1. Как у наших у ворот.

                                  2. Как на тоненький ледок.

                                  3. Тень-тень.

                                  4. На горе- то калина.

                                  5. Со вьюном я хожу.(1 вариант).

                                  6. Со вьюном я хожу.(2 вариант).

                                  7. Теремок.

                                  8. Сеяли ребята разные цветы.

                                  9. Земелюшка-чернозём.

                                  10. Разметюм лужок.

                                  11. Яблочко.

                                  12. Поцелуйная.

                         1.Каравай.

Старш.гр.

Дети берутся за руки, образуя круг. Один ребёнок в кругу. Все ходят вокруг него и поют.

Как на Вовино рожденье

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины.

Останавливаются и поднимают соединённые руки высоко над головой.

Вот такой нижины.

Все приседают, опуская руки.

Вот такой ужины,

Сужают круг.

Вот такой ширины.

Растягивают круг.

Каравай, каравай,

Кого любишь. Выбирай!

Останавливаются, стоящий по середине подходит к кому-либо из детей и выбирает его на своё место.

                          2.Ворон.

Старш.гр.

Дети стаят по кругу. Заранее выбирается «ворон» (он стоит в общем круге).

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

Все дробным шагом идут к центру, сужая круг.

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Тем же шагом идут назад, расширяя круг. «Ворон» остаётся в центре круга.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

«Ворон» кружится, раскрыв руки в стороны.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

«Ворон» изображает игру на трубе, остальные, стоя в кругу, поочерёдно выставляют ногу на носок и пятку.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

Все хлопают, «ворон» пляшет.

С окончанием музыки «ворон» выбегает из круга и. обегая его, незаметно дотрагивается до кого-нибудь. После чего встаёт в общий круг. Кто стал «вороном»- будет известно лишь в тот момент, когда все, сойдясь в круг, начнут из него снова расходиться: новый ворон остаётся в центре. Игра продолжается.

                     3. Две тетери.

Старш.гр.

Дети стоят в кругу. За кругом два ребёнка «две тетери». В центре круга стоит  «чашечка с творогом». Дети идут по кругу, держась за руки, поют:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, «тетери» влетают в круг, «клюют творог».

Поклевали-улетели.

На слово «улетели» «тетери» стараются вылететь из круга, а дети быстро опускают руки вниз.

Пойманный ребёнок выбирает новую «тетерю».

Игра повторяется.

          4. Как у солнышка, у мамы.

Старш.гр.

В игре выбирается «мама-солнышко».

Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют на мелодию русской народной песни «Ах вы, сени».

Как у солнышка, у мамы,

Много маленьких ребят.

Много маленьких ребят,

Много солнечных лучат.

Они прыгают, играют,

Всё за мамой повторяют.

Дети «лучики» легко прыгают.

И всё делают вот так,

И всё делают вот так.

Поёт «мама-солнышко». Она показывает смешные танцевальные движения, дети повторяют.

 

При повторении игры выбирается «папа-солнышко».

                          5.Репка.

Старш.гр.

Дети стоят в кругу. За кругом  под р.н.м. «Как у наших у ворот»  идёт заранее выбранный «огородник». С окончанием музыки «огородник» останавливается возле  ребёнка, стучится (выполняет ритмический рисунок хлопками или притопами).

Дети: -Кто там?

-Это я, огородник.

-Зачем пришёл?

-За репкой.

Дети поют, сопровождая движения в соответствии с текстом.

Сверху репка зелена,

Посерёдочке толста.

К низу репочка востра,

Прячет хвостик под себя.

К репке кто не подойдёт

За вихор её берёт.

Репка, репка, не зевай,

С огорода убегай.

«Репка» убегает, «огородник» догоняет.

           6. Никонориха гусей пасла.

Старш.гр.

Для игры выбирается «козлик». Он стоит в середине круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют на мелодию русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».

Никонориха гусей пасла

Да пустила в огород козла.

Никонориха ругается,

А козёл-то улыбается.

Под музыкальное сопровождение дети шаркающим шагом идут врассыпную по залу и «козлик» тоже.По окончании мелодии дети должны встать парами «живот к животу», обнявшись.

У кого нет пары – тот «козлик». Ему все громко говорят, грозя пальчиком: «Раз, два, три, козлик ты!»

                        7. Ремешок.

Старш.гр.

Все дети сидят по кругу на коленях, глаза закрыты. Поют песню. Водящий с ремешком ходит за кругом и кладёт ремешок кому-нибудь за спину.

Прячу, прячу ремешок

под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит,

Того бить, колотить.

А кто зореньку проспит,

Того бить, колотить.

У-у-у!

С концом песни все открывают глаза и смотрят. У кого за спиной ремешок.

Тот, у кого оказался за спиной ремешок, бежит за водящим, пытается его догнать и несколько раз слегка ударить ремешком. Водящий стремится убежать от ремня и занять место того, кто за ним бегает (по типу игры «Береги место»).

                             8. Шатёр.

Старш.гр.

Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам зала. В центре круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют и приговаривают: (на мелодию «Ах вы, сени»).

Мы весёлые ребята

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием песни дети перестраиваются в один большой круг. Взявшись за руки, поскоками двигаются по кругу.

С окончанием музыки дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).

Выигрывает группа, которая первой построит шатёр.

                      9.Скакалка.

Срарш.гр.

Один из играющих берёт верёвку и раскручивает её. Остальные прыгают через верёвку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лён высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

                      10. Масло.

Старш.гр.

Один из играющих – «масло» - садится на салазки, а другой – возит его.

Остальные стремятся «отведать масла» и с этой целью стараются дотронуться  до него. Возница защищает «масло», причём если он до кого-нибудь дотронется, то последний становится «маслом», а бывший «маслом» - возит.

                1.Как у наших у ворот.

Подг.гр.

Для игры выбираются «муха», «муравей», «комар» и «стрекоза».

Остольные дети стоят в кругу. Солисты стоят за кругом и входят в него по ходу игры.

1.Как у наших у ворот,

Муха песенки поёт.

Ай, люли, вот поёт.

Ай, люли, вот поёт.

Дети стоя поют, «муха» влетает в круг, кружится.

2.Комар музыку ведёт,

Стрекоза плясать идёт.

Ай, люли, вот идёт.

Ай, люли, вот идёт.

Вылетает «комар» и изображает игру на любом инструменте.

3.Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой звала.

Ай, люли, вот звала.

Ай, люли, вот звала.

Влетает «стрекоза» и  зовёт «муравья», махая ему рукой. «Муравей» не идёт, стоя за кругом.

4.Муравейка, милый мой,

Попляши-ка ты со мной,

Ай, люли, ты со мной,

Ай, люли, ты со мной.

«Стрекоза» поёт одна.

5. Уж я рад бы поплясал,

Да уж больно я устал.

Ай, люли, я устал.

Ай, люли, я устал.

«Муравей» поёт в медленном темпе, присаживаясь на корточки, будто садится от усталости.

6.Повторяется мелодия без слов.

Все дети пляшут, кто как хочет.

          2. Как на тоненький ледок.

Подг.гр.

Для игры выбирается «Ваня» и «две подружки».

Дети стоят в кругу. «Ваня» за кругом. «Две подружки» вместе с остальными детьми в кругу.

1.Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Ах, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Дети, стоя на месте, показывают как идёт снег, на припев идут по кругу, взявшись за руки.

2.Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка-дружок.       Припев:

Дети, стоя показывают как идёт снег, как едет  «Ваня», пружинят ногами, держа «вожжи». «Ваня» скачет за кругом. На припев идут по кругу.

3.Ехал Ваня, поспешал.

Со добра коня упал.         Припев:

Дети стоя поют, опустив руки. «Ваня» выезжает в круг и «падает».

4. Две подружки увидали,

Быстро к Ване подбежали.       Припев:

«Две подружки» подбегают к «Ване», поднимают его, стряхивают с него «снег».

5.За белые руки брали,

На добра коня сажали.        Припев:

«Подружки», ведут «Ваню» за руки к коню. Сажают на коня, показывают рукой в какую сторону «Ваня» должен ехать.

6.Путь дорогу показали

Да наказывали.        Припев:

«Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам.     Припев:

Поют одни «подружки».

7. «ля-ля-ля».

«Ваня» уезжает, а все машут ему рукой.

                       3.Тень-тень.

Подг.гр.

Для игры дети становятся в круг. Выбираются «звери», которые становятся со всеми детьми. Все поют, каждый «зверь» выходит на свои слова, в которых о нём говорится. В походке стараются передать образ. По окончании пения «звери» разбегаются, а «коза» ловит. Дети держатся за руки.

1.Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

2. Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши!»

Похвалялись блохи:

«и у нас не плохи!»

3.Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса».

Похвалялся зайка:

«Пойди, догоняй-ка!»

4. Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Похвалялася коза:

«Всем вам выколю глаза!»

                 4.На горе-то калина.

Подг.гр.

Дети стоят в кругу, руки не соединены.

1.На горе-то калина,

Дети поднимают руки над головой, хлопают 6 раз.

Под горою малина.

Опускают руки вниз, ударяют по коленям 6 раз.

Припев: Ну что ж, кому дело, калина,

Три притопа вправо, три притопа влево, три притопа прямо.

Ну кому какое дело, малина.

Поворот вокруг себя, три притопа прямо.

2. Там ребята гуляли.  2 раза.

Заходят в центр, идут назад.

3.Калинушку ломали.  2 раза.

Левую руку поднимают вверх. Как будто держат ветку, а правой рукой берутся за воображаемую ветку выше. На слово «ломали» опускают руки вниз и, одновременно поднимают вверх колено правой ноги и делают резкое движение руками о колено, как бы разламывая ветку.

4.Во пучочки вязали.  2раза.

Дети сгибают руки в локтях и сжав кулаки перед грудью. Делают кругообразные движения одной рукой вокруг другой. На слова «вязали» движения убыстряются.

5.На дорожку бросали.  2 раза.

Дети как бы держат  левой руке пучок калины, а правой берут его и, замахиваются и на слово «бросали» делают резкое движение вперёд, имитируя движение бросания калины на дорожку.

На припев во всех куплетах движения повторяются.

      5. Со вьюном я хожу. (1 вариант)

Подг.гр.

Дети встают в круг, держась за руки. В середину круга становится мальчик со «вьюном» в руках (вьюн-свёрнутый жгутом платок).

1.Со вьюном я хожу,

С золотым я хожу,

Я не знаю, куда вьюн положить,

Я не знаю, куда вьюн положить.

Дети двигаются по кругу вправо, а водящий влево и поёт один.

2.Положи ты, вьюн,

Положи ты, вьюн,

Положи ты вьюн на правое плечо.

Положи ты вьюн на правое плечо.

Дети начинают петь, двигаясь по кругу влево, а водящий вправо, кладёт вьюн на правое плечо.

3. А со правого,

А со правого,

А со правого на лево положи.

А со правого на лево положи.

Дети и водящий снова меняют направление, водящий перекладывает вьюн  на левое плечо.

4.Ты к Танюшеньке,

Ты к Танюшеньке

Иди, иди, иди,

Поклонися, да и прочь пойди.

Дети поют, стоя на месте. Водящий идёт по кругу и на слово «поклонися» подходит к одному из детей, низко кланяется и отдаёт «вьюн».

      6.Со вьюном я хожу . (2 вариант).

Подг.гр.

Дети становятся в круг вплотную, повернувшись лицом к центру. Руки держат за спиной.

1.Со вьюном я хожу,

С золотым я хожу,

Я не знаю, куда вьюн положить,

Я не знаю, куда вьюн положить.

Водящий со вьюном ходит за кругом и поёт.

2. Положи ты вьюн,

Положи зеленой,

Положи ты вьюн кому-нибудь скорей.

Положи ты вьюн кому-нибудь скорей.

Поют все дети, после слов «Положи ты вьюн кому-нибудь скорей», водящий незаметно для других кладёт вьюн кому-нибудь в руки, а чтобы другие не догадались об этом, он продолжает ходить. Тот. Кто получил «вьюн», не должен это ничем показать.

3.Я к Танюшеньке,

Я к Танюшеньке,

Я к Танюшеньке

Иди, иди, иди,

Поклонюся, да и прочь пойду.

Водящий входит в круг и кому0нибудь кланяется. Последний, уступив своё место водящему, идёт на середину круга и старается найти, у кого находится «вьюн». Тем временем тот, кому был дан «вьюн», пускает его по кругу позади. Чтобы ввести в заблуждение стоящего в середине, все делают вид, что у них «вьюн»  и что они передают его своим соседям, для чего перебирают за спиной руками. Стоящий посередине может сказать любому из играющих -«руки». По этому требованию играющий показывает руки. Тот, у кого оказался «вьюн», или кто его уронил, начинает игру снова. Если водящий долго не может найти «вьюн», то выбирается новый водящий.

                          7.Теремок.

Подг.гр.

Перед игрой выбираются «мышка», «лягушка», «лисичка», «заяц», «волк», «медведь».

Все остальные дети берутся за руки и образуют «теремок». «Звери» находятся за кругом.

С пением дети идут по кругу.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка бежит,

«Мышка» бежит за кругом.

У дверей остановилась и пищит:

Все дети останавливаются и поёт одна «мышка».

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

После пения она вбегает в круг.

Дети снова двигаются по кругу с пением, а за кругом теперь прыгает «лягушка». После вопроса «лягушки» «мышка» отвечает: «Я мышка-норушка, а ты кто?» «А я, лягушка-квакушка».

«Мышка» приглашает «лягушку» к себе жить. Таким образом один за другим в кругу появляются и остальные «звери».

«Зайчик-побегийчик».

«Лисичка-сестричка».

«Волк-зубами щёлк».

А когда появится «медведь» и скажет: «а я мишка-всех ловишка» все «звери» убегают из круга в условленное место, а «медведь» их ловит.

Дети двигаются в кругу то вправо, то влево. А находящиеся в кругу «звери» двигаются противоходом.

       8. Сеяли ребята разные цветы.

Подг.гр.

Для игры дети делятся на две подгруппы, которые образуют два круга и поют по очереди по фразам.

1.Сеяли ребята разные цветы.

Сеяли ребята разные цветы.

Дети, стоящие в первом кругу, поют и присаживаются на корточки, как будто они сеют цветы.

Дети второго круга делают тоже.

Сеяли, садили, поливали водой.

Сеяли, садили, поливали водой.

Дети, стоящие в первом кругу, поют и показывают, как они поливают водой.

Дети второго круга делают тоже.

2. Растёт цветок понемногу вверх.

Растёт цветок понемногу вверх.

Дети первого круга поют, присев на корточки. Затем они начинают подниматься всё выше и выше, выпрямляться и поднимать руки вверх.

Тоже второй кружок.

Вырастут листочки, расцветут потом цветы.

Вырастут листочки расцветут потом цветы.

Дети первого кружка поют и хлопают в ладоши над головой и поворачиваются вокруг себя.

Тоже делает второй кружок.

Вариант 2:

Дети стоят шеренгами у четырёх стен комнаты, берутся за руки и образуют «плетень».

Поочерёдно идут навстречу друг другу и отходят на своё место, идя спиной.

Затем дети, стоящие в третьей и четвёртой шеренгах поют на «ля-ля» весёлую плясовую, а дети первой и второй шеренг пляшут. По окончании встают в «Плетень». Кто первый.

              9. Земелюшка-чернозём.

Подг.гр.

Дети (двумя группами) стоят в разных углах комнаты и держатся за руки.

1. Земелюшка-чернозём,    2раза.

Легко бегут к центру комнаты и останавливаются двумя шеренгами (одна за другой), лицом к зрителям.

Припев: Чернозём, чернозём,

                 Земелюшка-чернозём.

Руки на поясе, делают три притопа, начиная с правой ноги, затем с левой. Кружатся.

2.Тут берёзка выросла,  2раза.

Берутся за руки, бегут за своими ведущими вперёд и останавливаются двумя шеренгами у противоположных стен, лицом к центру.

Припев:  повтор.

3. На берёзке листочки.  2 раза.

Подняв руки вверх, покачивают ими вправо и влево.

4. Под берёзкой травонька,  2 раза.

Наклонившись, водят опущенными руками вправо и влево (как бы поглаживая травку).

5. На травоньке цветики.  2 раза.

Сходятся в общий круг и идут вправо, держась за руки.

6.Рвали цветы со травы,   2раза.

Нагибаются, как бы срывая правой рукой цветак, и перекладывают его в левую руку.

7.Плели венки из цветов,  2раза.

Легко бегут вправо, разделившись на несколько маленьких кружков (плетут венки).

Припев:

Дети идут шагом вправо. С окончанием песни становятся в один круг.

                  10. Разметём лужок.

Подг.гр.

Дети  стоят в кругу, держась за руки. Идут по кругу вправо, поют.

1.Разметём лужок, заведём кружок.

Ой, люли да люли, заведём кружок.

Дети идут влево, поют

2.Кружок девичий, про трёх молодцев,

Ой, люли да люли, про трёх молодцев.

3. Первый молодец, свет Антошенька,

Ой, люли да люли, свет Антошенька.

В центр выходит и идёт по кругу «молодец», чьё имя пропели, с окончанием куплета выбирает девицу, кланяется ей, выводит в центр. Аналогичные действия повторяются в 4 и 5 куплетах.

4. Другой молодец, Александрушка,

Ой, люли да люли, Александрушка.

5.Третий молодец наш Максимушка.

Ой, люли да люли, наш Максимушка.

Звучит русская плясовая музыка, три пары танцуют, остальные дети выбирают лучшую пару.

                       11. Яблочко.

Подг.гр.

Русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я».

Дети стоят в кругу. Под пение передают друг другу яблоко.

Яблочко золотое,

Яблочко наливное.

По рукам катилось

И остановилось.

Ребёнок, на котором закончилась песня. Выходит в круг.

Дети: «По кругу с яблоком беги и друзей себе найди».

Ребёнок с яблоком бежит, останавливается между двух детей.

Дети, хлопая, говорят: «Раз, два, три, беги!»

Кто первый возьмёт яблоко, начинает передавать его по кругу, игра повторяется.

                    12. Поцелуйная.

Подг.гр.

Проводится под любую двухчастную плясовую мелодию.

Дети стоят в кругу. Ведущий с лёгким полотенцем на шее, придерживая его концы руками, сидит в центре на корточках.

На первую часть музыки дети двигаются по кругу поскоками.

На вторую – останавливаются, повернувшись в круг лицом.

Ведущий набрасывает полотенце на шею кому-либо из играющих и вводит его в круг.

Дети в середине круга целуют друг друга в щёки 3 раза, и игра продолжается с новым ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека музыкально дидактических и фольклорных игр для детей дошкольного возраста

Картотека музыкально дидактических и фольклорных игр для детей  дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ  ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Картотека "Малые фольклорные жанры для детей средней группы"

Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельск...

Картотека малых фольклорных форм для детей раннего возраста

Фольклор помагает в развитии различных средств интонационной выразительности,у детей накапливается  и обогащается активный словарь, память,мышления.Знакомство с народными произведениями обогащает...

Картотека фольклорных произведений для детей раннего возраста

Картотека фольклорных произведений для детей раннего возраста...

Картотека малых фольклорных форм для детей раннего и среднего возраста

Знакомство с малыми формами фольклора развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус , а так же учит многому. Развивается речь, фо...